Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
SmartConsult, 7 октября 2021

Обязательная маркировка товаров: чего ждать от передела рынка?

Насколько успешным можно считать опыт внедрения системы «Честный знак» в товарооборот потребительской продукции? Каких изменений ждать в будущем?

В течение последних пяти лет в России поднимается вопрос борьбы с фальсифицированной продукцией, производимой в различных отраслях промышленности внутри страны либо ввозимой из-за рубежа. Особенно остро проблема контрафакта встала в период активизации электронной коммерции. 

В связи с этим с конца 2017 года Правительство РФ выдвинуло инициативы по разработке мер, направленных на сокращение сбыта и предотвращение появления фальсификата в России. Национальным оператором процедуры обязательной и добровольной маркировки товаров является система «Честный знак». Кодирование продукции осуществляется в формате DataMatrix. 

Наглядным примером борьбы с фальсицифированными изделиями можно считать успешный опыт в отношении организации торговли табачными изделиями. Так, если до 2013 года на долю выявляемого контрафакта табака приходилось не более 1%, то по итогу 2020 года можно сделать вывод о том, что 6-7 лет назад каждая 6-я пачка сигарет была реализована нелегально. 

Согласно данных «Смарт Консалт» на основании сведений системы «Честный знак», в текущий момент времени обязательной маркировке продукции подлежат следующие группы товаров:

  • лекарственные препараты;
  • обувь, одежда и белье;
  • шины и покрышки;
  • табачная продукция;
  • парфюмерия;
  • меховые изделия;
  • фототехника;
  • молочная продукция — сыры и мороженое (с 1 июня 2021 года), а также прочая молочная продукция со сроком хранения свыше 40 суток (с 1 сентября 2021 года);
  • питьевая вода в упаковке (с 1 сентября 2021 года). 

С 1 декабря 2021 года список продукции будет расширен молочной продукцией со сроком годности менее 40 дней, а также минеральной водой в упаковке. 

Помимо перечисленных товарных групп, в настоящее время на добровольных условиях реализуются инициативы по маркировке:

  • биологически активных добавок к пище (БАД);
  • пива и слабоалкогольной продукции;
  • антисептиков. 

Предложенные эксперименты планируется завершить 31 августа 2022 года, после чего по итогам будет рассмотрена целесообразность внедрения обязательной маркировке по перечисленным видам продуктов. Ранее подобные эксперименты проводились в отношении добровольной маркировки велосипедов и кресел-колясок.

В настоящее время, по состоянию на октябрь 2021 года, в системе «Честный знак» зарегистрировано свыше 556 тыс. участников, среди которых представлены как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели (для сравнения: еще в августе этот показатель не превышал 525 тыс. игроков). Из них в отраслевом разрезе:

  • легкая промышленность — 146,3 тыс.;
  • табак — 130,7 тыс.;
  • обувь — почти 91 тыс.;
  • фармацевтика — 90,0 тыс.;
  • шины — 21,6 тыс.;
  • меховые изделия — 13,7 тыс.;
  • парфюмерия — 19,9 тыс.;
  • молочные продукты — 25,3 тыс.;
  • вода — 10,3 тыс.;
  • фототехника — 2,0 тыс.;
  • велосипеды — 3,9 тыс.;
  • кресла-коляски — 1,1 тыс.

Всего к настоящему времени в системе «Честный знак» выдано свыше 41 млрд кодов в формате DataMatrix.
Однако важно отследить итоги внедрения обязательной маркировки для российского продуктового рынка. Что изменилось с инсталляцией системы «Честный знак»? Стали ли продажи прозрачнее?

Однозначно — да. Так, согласно данных «Смарт Консалт», количество штучной реализации фокусных видов продукции (перечисленных выше в настоящей публикации) в динамике 2017-2020 гг. выросло с 35,8 до 47,3 млн ед., т. е. более чем на треть. Итоги текущего 2021 года обещают быть еще более результативными — уровень продаж может повыситься до 53 млн штук, или на +12%. 

К примеру, в период 2017-2021 (оценка) гг., согласно данных маркетингового исследования, объем реализации различных видов продукции вырастет для:

  • табачной продукции — в 4 раза;
  • лекарственных препаратов — на +38%;
  • БАД — в 3,8 раз;
  • бутилированной воды — в 3,6 раз;
  • антисептиков — более чем в 12 раз.

Все это свидетельствует о необходимости повышения прозрачности торгового оборота продукцией, а также о работоспособности отечественной инициативы по борьбе с фальсификатом.

Согласно данных Минпромторг РФ, перечень таргентной продукции в ближайшие 3-5 лет может быть существенно расширен. Однако меры по внедрения — поступательны: решение о внедрении обязательной маркировки в отношении новых товарных групп будут приняты только после успешных итогов пилотных проектов на добровольных началах. 
Таким образом, структура отрасли по нанесению обязательной маркировки продукции будет ежегодно развиваться. 
Так, активизация обязательной маркировки в отношении таких массовых продуктов, как молочные изделий, упакованная вода, уже сейчас способствовала переделу рынка техники и ИТ-решений для освоения процесса кодирования товаров. 

Активными темпами растет спрос на следующие программные и технические решения:

  • ПО в области нанесения кода в формате DataMatrix;
  • решения по электронному документообороту;
  • решения по передаче фиксальных данных;
  •  контрольно-кассовое оборудование; 
  • 2D-сканеры;
  • терминалы сбора данных;
  • принтеры для печати этикетов и чеков;
  • прочую специализированную технику — маркираторы, апликаторы, считывающее оборудование, средства автоматического контроля и идентификации, а также прочее производственное оборудования для нанесения и считывания средств идентификации;
  • программно-аппаратные комплексы для криптографии и средства информационной защиты;
  • средства типографии и др. 

Важно отметить, что по ряду технических средств, задействованных в области обязательной маркировки продукции, в настоящее время присутствует весомая импортозависимость — оборудование ввозится из-за рубежа.

А это, в свою очередь, согласно прогнозов «Смарт Консалт», открывает перспективы для развития отечественной индустрии по разработке и изготовлению программно-аппаратных и технических комплексов, необходимых для обязательной маркировки. 

SmartConsult Анализ рынка товаров, подлежащих обязательной маркировке 43 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 31 мая 2023 РБК Исследования рынков Ипотечный рынок стабилизируется после бума 2020-2021 гг. После отличных для ипотечного рынка 2020 и 2021 годов, в 2022 году наблюдается падение показателей объемов выданных ипотечных кредитов более чем на 32% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.

Причинами тому послужили изменения условий льготного ипотечного кредитования в течение 2022 года, а также проведение специальной военной операции на Украине и падение реальных доходов россиян. Вместе с тем, стоит отметить, что снижение показателя в 2022 году соотносится с пиковым значением 2021 года. Если сравнивать текущие показатели с данными 2019 года, будет наблюдаться условно положительная динамика. Таким образом, в связи с изменением условий получения льготной ипотеки, ростом ключевой ставки ЦБ, а также в целом существенным объемом реализованного спроса на ипотечное кредитование рынок после пиковых значений перешел в стадию стабилизации. 

Статья, 31 мая 2023 РБК Исследования рынков Траты россиян на бытовую технику росли значительно медленнее цен Согласно результатам опроса, проведенного «РБК Исследованиями рынков» в рамках подготовки обзора «Российский рынок интернет-торговли бытовой техникой 2022», средние единовременные затраты на бытовую технику в онлайн-канале с ноября 2021 года по ноябрь 2022 года выросли на 3,7% и составили ₽11 159.

Рост затрат зафиксирован в 16 из 23 изученных категориях бытовой техники. В то же время, стоит отметить, что рост затрат россиян на бытовую технику оказался существенно ниже, чем рост цен. По данным Росстата, за 2022 год, рост потребительских цен на бытовые холодильники составил 24,6%, на стиральные машины – 32,2%, электропылесосы – 20,5%, микроволновые печи – 21,7%, бытовые плиты – 14,4%, в среднем бытовая техника подорожала на 22,6%. В 2021 году, когда цены на бытовую технику росли под влиянием логистического кризиса и дефицита чипов, потребительские расходы отреагировали ростом на 16,8% (при росте цен на 12,2%).

Показать еще