По данным "Анализа молочной отрасли в России", подготовленного BusinesStat в 2021 г, в 2016-2020 гг продажи молочной продукции в стране снизились на 0,5%: с 11,80 до 11,75 млн т. На динамику продаж оказывал влияние ряд факторов. Во-первых, численность российского населения на протяжении рассматриваемого периода не росла, а в 2018-2020 гг даже снижалась, что не способствовало росту продаж молочной продукции. С другой стороны, в 2019 г, после двух лет роста реальных располагаемых доходов населения, уровень благосостояния россиян несколько стабилизировался, что, в частности, выразилось в росте потребления дорогостоящих видов молочных продуктов. Так, в 2019 г продажи сыров в России выросли более, чем по любой другой группе молочной продукции – прирост составил 14,5%. Как следствие, в 2019 г общие продажи молочных продуктов в России увеличились на 0,1%.
В 2020 г продажи молочной продукции в стране выросли на 1,7%. На это оказал влияние ряд факторов, так или иначе связанных с пандемией коронавируса. Во-первых, в условиях режима самоизоляции россияне стали чаще питаться дома, а молочные продукты традиционно широко используются в домашней кулинарии. Кроме того, многие молочные продукты относятся к недорогим продуктам питания, и их востребованность в условиях экономического кризиса, спровоцированного пандемией коронавируса, возросла. В-третьих, вынужденный отказ россиян от проведения отпуска за границей способствовал росту продаж продовольствия внутри страны.
В 2021 г по мере улучшения эпидемиологической обстановки ожидается, что питание россиян дома станет более редким. Это будет способствовать сокращению продаж молочных продуктов в стране, которое составит 1% к уровню 2020 г. В 2022-2025 гг продажи продолжат падать, но более умеренными темпами: на 0,1-0,2% в год. На это будет оказывать влияние ожидаемое снижение численности россиян. По прогнозам BusinesStat, в 2025 г продажи молочных продуктов составят 11,59 млн т, что будет ниже уровня 2020 г на 1,4%.