По данным «Анализа рынка свежих фруктов в России», подготовленного BusinesStat в 2020 г, за 2016-2018 гг розничные продажи свежих фруктов в стране увеличились на 18,5%: с 4,72 млн т до 5,59 млн т. Поскольку цены на фрукты повышались в пределах инфляции, они оставались доступными даже в условиях сокращения реальных доходов в стране. В 2019 г розничные продажи свежих фруктов в России незначительно сократились относительно 2018 г и составили 5,54 млн т. Снижение объема собранного урожая бахчевых культур (арбузов и дынь) привело к их удорожанию в рознице, что отразилось на совокупном объеме розничных продаж.
В 2020 г сокращение продаж свежих фруктов в России усилилось. В условиях коронакризиса упали доходы потребителей. Особенно сильно это отразилось на занятых в отраслях, пострадавших от карантинных ограничений. При этом средняя розничная цена свежих фруктов в стране выросла с 96,5 руб за кг в 2019 г до 114,7 руб за кг в 2020 г (на 18,8% за год). Свежие фрукты стали менее доступны для многих потребителей. В результате, в 2020 г в России розничные продажи свежих фруктов достигли 5,23 млн т, что на 6,5% ниже уровня 2018 г.
Сокращение розничных продаж свежих фруктов продолжится и в 2021 г, поскольку платежеспособный спрос еще не восстановится после пандемии. Ожидается, что в 2021 г в России продажи свежих фруктов в рознице составят 5,15 млн т. По сравнению с уровнем 2020 г показатель снизится на 1,6%. Увеличение объема розничных продаж фруктов в стране прогнозируется с 2022 г. К 2025 г они достигнут 5,41 млн т, но не превысят уровень 2019 г. Рост продаж свежих фруктов в течение прогнозируемого периода будет сдерживаться по причине сезонности сбора отечественных фруктов, нехватки мощностей плодохранилищ, выращивания значительного объема фруктов в хозяйствах населения для личного потребления.