Согласно результатам социологического опроса, проведенного в рамках обзора «Российский рынок интернет-торговли цифровой техникой 2020», AliExpress продолжает оставаться наиболее популярным интернет-магазином среди онлайн-покупателей цифровой техники. Китайская площадка удерживает лидерство начиная с 2015 года.
Тем не менее, популярность маркетплейса среди россиян значительно снизилась. Так, если в 2019 году 38,1% опрошенных россиян совершали покупки цифровой техники на AliExpress, то по итогам 2020 года их доля составила уже 28,4%. Это связано с общим сокращением объема трансграничной интернет-торговли на фоне вспышки коронавируса. Главным негативным фактором, повлиявшим на работу китайского маркетплейса, стали ограничения на международные сообщения.
Ситуацию с трансграничной торговлей в интервью для «РБК Исследований рынков» прокомментировал заместитель генерального директора АО «Почта России» по международному бизнесу Георгий Аликошвили: «Не все знают, но до пандемии Почта России и другие логистические компании перевозили почту пассажирскими рейсами в грузовом отсеке. Как правило, мы задействовали около 1100 рейсов в день, чтобы доставить посылки по всему миру. Весной авиасообщение между странами резко сократилось, из-за чего доставлять почту в прежних объемах стало просто невозможно – не хватало бортов. Благодаря большой партнерской сети поставщиков, фрахту, отлаженной последней миле, в том числе сети в Европе и Китае, «Почта России» смогла очень быстро найти альтернативные пути доставки».
Популярность другой трансграничной площадки – eBay так же снизилась на фоне увеличения сроков доставки: -2,1 п.п. в 2020 году. Генеральный директор eBay на глобальных развивающихся рынках Илья Кретов рассказал в интервью «РБК Исследованиям рынков» как компания справлялась с трудностями: «Пандемия внесла свои корректировки в логистические системы абсолютно всех стран. Нарушение международного авиасообщения повлияло на сроки доставки товаров как из СНГ, так и из Европы, США, Азии и пр. Несмотря на то, что eBay является площадкой с внешней логистикой, мы вплотную занялись решением проблем с задержкой отправлений наших селлеров. Совместно с «Почтой России» мы создали рабочую группу для ответов на запросы клиентов eBay через специальную форму на нашем экспортном хабе. Помимо этого, были разобраны скопления посылок и внесены изменения в трекинг отправлений. Со своей стороны, eBay продлил срок защиты рейтинга российских продавцов от негативных отзывов, связанных с доставкой, предоставил отсрочку по выплатам комиссий бизнес-селлерам, а также сделал бесплатными многие из своих сервисов. Кроме того, eBay провел серию онлайн-вебинаров с основными логистическими партнерами на ключевых рынках, чтобы ответить на все вопросы предпринимателей. В дополнение мы рекомендовали продавцам на eBay оповещать клиентов о том, что сроки доставки товаров могут быть увеличены из-за сложностей, вызванных распространением COVID-19».