По данным "Анализ рынка бытовой электроники в России", подготовленного BusinesStat в 2021 г, с 2016 по 2020 гг ее продажи в стране выросли на 12%: с 64,8 до 72,6 млн шт. Наибольшие темпы прироста зафиксированы в 2017-2018 гг (5,6-6,3% в год) и связаны с реализацией отложенного спроса: в кризисные 2014-2015 гг россияне откладывали покупку бытовой электроники в пользу товаров первой необходимости. В 2019 г продажи техники изменились незначительно (+0,2%), несмотря на то что рынок не восстановился до докризисного периода. Эффект отложенного спроса исчерпал себя – минимально необходимый объем электроники был обновлен, но на рынок продолжала давить стагнация доходов покупателей. В 2020 г продажи бытовой электроники снизились всего на 0,3%. От более серьезного обвала рынок удержали следующие факторы:
- Ограничения на развлечения и поездки из-за пандемии коронавируса привели к перераспределению расходов семейных бюджетов в пользу обустройства жилья и покупок для домашнего отдыха. В 2020 г выросли продажи телевизоров и игровых приставок на 5,4% и 3,2% относительно предыдущего года соответственно.
- Переход на удаленную работу и дистанционное обучение предъявил новые требования к необходимому количеству ноутбуков в семье, которые в условиях самоизоляции стали предметами первой необходимости. Продажи портативных компьютеров в 2020 г выросли на 4,6%.
- Резкая девальвация рубля и ожидаемое удорожание импортной техники удержали спрос на некоторые категории бытовой электроники – россияне, опасаясь обесценения их сбережений, стремились совершить крупные покупки, чтобы избежать их в будущем. Продажи мобильных телефонов и аудиотехники в 2020 г остались на уровне 2019 г.
В 2016-2020 гг наибольшая доля в продажах бытовой электроники принадлежала мобильным телефонам – в среднем 64,2%. Удельный вес портативных компьютеров составил в среднем 11,4%, удельный вес телевизоров – 9,8%. Отметим, что практически все мобильные телефоны и портативные компьютеры, реализуемые на рынке, импортные. Так, в 2020 г в Россию было ввезено 47,4 млн мобильников и 7,9 млн портативных компьютеров при уровне отечественного производства 0,07 и 0,30 млн шт соответственно. Большая часть телевизоров, предложенных к продаже, российского производства – в рассматриваемое пятилетие доля импорта от их выпуска составляла в среднем 20,0%.
Ожидается, что в 2021 г новый виток кризиса приведет к снижению продаж бытовой электроники в России на 9,9% относительно 2020 г. В 2022-2025 гг продажи будут восстанавливаться темпами 1,3-4,4% в год. В 2025 г показатель достигнет 74,1 млн шт, что будет выше уровня 2020 г на 2,1%.