– Каким для Вас оказался 2019 год? Удалось ли выполнить поставленные цели по развитию и достичь намеченных в начале прошлого года финансовых результатов?
– 2019 год оказался однозначно более благополучным, чего нельзя сказать о 2020 годе. За 2019 год мы выполнили все намеченные цели и планы по развитию, поставили новые цели на 2020 год, но в рамках произошедших событий теперь их корректируем. Это новый опыт, который дался нам непросто, но однозначно сделал нас сильнее.
– Пандемия COVID-19 затронула все сферы экономики России. Какое влияние она оказала на Ваш бизнес. Как изменился спрос? Какие антикризисные меры были предприняты вашей компанией, и каков их результат?
– Безусловно, наша отрасль пострадала очень сильно, в Екатеринбурге все еще не восстановлена деятельность общепита, работа сейчас разрешена только навынос и на летних верандах, в отличие от Москвы и многих других регионов. Для нас это колоссальное негативное влияние, это очень повлияло на уровень наших выручек. В начале пандемии снижение было на 90% от обычных показателей. Сейчас ситуация лучше, так как мы смогли быстро сориентироваться и открыться в формате магазинов, запустить собственную доставку. Антикризисные меры были приняты нами еще до общего закрытия заведений всех сфер – мы были вынуждены снизить расходы во всех направлениях.
– Как вели себя арендодатели? Удалось ли договориться о неуплате арендных ставок на период карантина?
– Ситуации с арендодателями были разные, по сей день мы ведем переговоры с некоторыми из них. Кто-то отнесся с большим пониманием, кто-то с меньшим. Какие-то предприятия пришлось закрыть.
– Распространяются ли на Ваш бизнес какие-либо из анонсированных мер государственной поддержки? Если да, то прокомментируйте, пожалуйста, насколько они оказались эффективными?
– Да, конечно, практически все предложенные меры государственной поддержки мы получили и смогли ими воспользоваться.
– Какие результаты показала доставка в период карантина? Какая доля заведений работала на доставку? Удалось ли Вам за счет доставки компенсировать потери из-за закрытий ресторанов?
– Ранее мы пользовались «Яндекс.Едой», в период пандемии мы организовали собственную доставку и подключили дополнительно Delivery Club. Сейчас продолжаем работу в данном направлении и ведем переговоры еще с несколькими партнерами. Конечно, мы нарастили обороты за счет доставки, но сказать, что мы компенсировали потери, нельзя. Все наши заведения работали и работают на доставку.
– Как складываются отношения с франчайзинговыми партнерами, какую поддержку Вы оказываете франчайзи в столь сложных условиях?
– Мы стараемся поддерживать наших партнеров в период пандемии: снизили роялти, цены отгрузок, чтобы они также могли выживать в это непростое время.
– Насколько изменилась ситуация после отмены карантина и открытия ресторанов? Как отреагировал спрос на возможность питания вне дома?
– Для региона Екатеринбург меры пока не сняты, а для Москвы спрос восстанавливается, гости по нам скучали – мы это видим.
– Как изменилось поведение Ваших клиентов? Какие потребительские тренды Вы наблюдаете сегодня?
– Надо отдать должное нашим гостям – они с большим пониманием относятся к ситуации, поддерживают нас, внимательно относятся ко всем мерам безопасности. Тренды глобально не поменялись, гости все так же предпочитают качественную, вкусную и доступную еду, что мы стараемся выполнять.
– Как Вы намерены восстанавливать бизнес после карантина? Какие факторы будете учитывать в первую очередь? Какие меры Вы рассматриваете: новые форматы работы, изменение ценовой политики, возможно, внедрение новых технологических решений?
– Мы готовы очень быстро реагировать на запросы гостей, внимательно следим за их потребностями. Разработали линейку полуфабрикатов, которые удобно и быстро можно приготовить дома.
При восстановлении бизнеса мы будем ставить акцент на баланс затрат и доходов, чтобы позволить себе максимально быстро восстановиться и вернуться к реализации поставленных целей по развитию. Мы активно развиваем направление продуктов, которые можно прибрести домой, чтобы уже полюбившиеся нашим гостям блюда можно было приготовить дома – это то, что было очень востребовано в период пандемии.
– Поделитесь Вашими планами на 2020 – 2021 гг.? Намерены ли расширять географию присутствия, или развитие будет носить качественный характер? На какие проекты Вы делаете ставку?
– Мы всегда развиваемся, стараемся сделать продукт качественнее и лучше, из года в год, на это не влияют коронавирус и другие форс-мажоры, поэтому этот вектор мы оставляем для себя всегда.
– Каковы прогнозы по развитию Вашего сегмента на ближайшее будущее? Сколько времени может занять его восстановление и рынка общественного питания в целом?
– Сложно сказать, тут много зависит от того, как быстро реагировать на ситуацию. Мы стараемся, внимательно наблюдаем за всеми тенденциями и пытаемся на них максимально быстро реагировать, но покажет лишь время.
Другие интервью, информацию о компаниях и аналитику смотрите в Исследованиях рынка общественного питания в России 2020