Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 11 ноября 2020

X5 Retail Group укрепила свое лидерство в ретейле

Агентство «РБК Исследования рынков» подготовило обзор «Сравнительный экспресс-анализ крупнейших публичных ретейлеров в сегменте FMCG», в котором проанализировало результаты деятельности компаний.

По итогам 2019 года X5 Retail Group показал лучший результат как по абсолютному размеру розничной выручки, увеличившейся на 13,3% и составившей ₽1,7 трлн, так и по сопоставимым продажам среди российских публичных ретейлеров. 

Второй ключевой игрок на рынке продуктовой розницы – «Магнит» – за 2019 год увеличил чистую розничную выручку на 9,5% до ₽1,3 трлн, валовая прибыль ретейлера за 2019 год составила ₽312,0 млрд, а валовая маржа снизилась на 22,8% (-114 б. п. год-к-году). Данные показатели связаны, в первую очередь, с ростом потерь и увеличением доли низкомаржинального оптового сегмента, частично скомпенсированными ростом высокомаржинального формата дрогери.

Чистая розничная выручка оператора «Лента» в 2019 году выросла лишь на 1% год-к-году до ₽417,5 млрд. Одной из ключевых причин столь неоднозначного развития стала политика оптимизации розничной сети компании. Так, за 2019 год были открыты в общей сложности 11 торговых точек, в то время как закрыли свои двери для посетителей 10. По словам Германа Тинга, бывшего генерального директора компании, не самые впечатляющие показатели сети на протяжении 2019 года были продиктованы падающим интересом к крупным форматам продуктового ретейла, а также некоторым несоответствием ассортиментной матрицы оператора ожиданиям покупателей. 

В 2019 году испытывал трудности в связи с кризисом крупных форматов ретейла и «О'Кей». Розничная выручка компании увеличилась лишь на 3% относительно 2018 года, достигнув ₽165 млрд.

В 2020 году X5 Retail Group продолжил увеличивать свой отрыв от конкурентов. Чистая розничная выручка X5 Retail Group за 9 месяцев года увеличилась на 14,8% год-к-году, до ₽1,5 трлн. Согласно отчету ретейлера, наибольший вклад в развитие бизнеса на фоне пандемии внесли формат «магазинов у дома» и онлайн-каналы продаж. Так, новые бизнесы X5 – «Перекресток Впрок», 5Post и другие – продемонстрировали в III квартале рост выручки на уровне 224% год-к-году, составив Р3,0 млрд. Розничная выручка группы в III квартале выросла на 15,4% год-к-году.

Чистая розничная выручка «Магнита» за 9 месяцев 2020 года также продемонстрировала устойчивый рост, увеличившись на 14,2% до ₽1,1 трлн. За 3 квартал этот показатель вырос у компании на 11,4%, что ниже показателя конкурента. Компания отмечает, что драйвером LFL стал средний чек. На фоне снижения частоты посещения людных мест растет наполняемость корзины, и население чаще закупается продуктами впрок. Как и в случае X5 Retail Group, показатели «Магнита» демонстрируют, что формат «у дома» является наиболее популярным в текущих условиях. Так, в III квартале 2020 года «Магнит у дома» генерировал 76,7% розничной выручки оператора. 

У «Ленты» в 2020 году наиболее удачным оказался II квартал, в котором розничный оборот вырос на 11,6% благодаря росту среднего чека на 24% преимущественно за счет активно развивающихся онлайн-бизнесов. К ним относятся запущенная в 2020 году собственная служба экспресс-доставки «Ленточка» и новый сервис заказа и самовывоза Click & Collect. Средний чек покупки через систему более чем в 2 раза превышает стандартный средний чек в магазинах.

У «О'Кей» по итогам девяти месяцев 2020 года чистая розничная выручка группы выросла на 5,8% в годовом выражении до Р123,8 млн. Основным драйвером роста бизнеса компании в 2020 году выступила сеть продуктовых дискаунтеров «Да!». 

В исследовании сделан вывод, что в течение 2020 года разрыв в розничной выручке между крупнейшими FMCG ретейлерами увеличивался. X5 Retail Group усилил преимущество в сравнении с ближайшим конкурентом – «Магнитом». Выручка компании-лидера за I квартал 2020 года на 28,4% превысила показатель «Магнита», а к III кварталу отрыв X5 Retail Group от конкурента увеличился до 30,9%, что в абсолютном выражении составило ₽114,6 млрд. Таким образом, по итогам 9 месяцев 2020 года отставание «Магнита» от лидера рынка достигло ₽332,1 млрд. Для сравнения, преимущество X5 Retail Group по выручке за аналогичный период предыдущего года составляло ₽284,4 млрд.

Нарастает отставание от лидеров рынка компаний «Лента» и «О’Кей», которые существенно уступают ведущим игрокам как по обороту, так и по динамике развития.

В целом в ретейле заметно снижение интереса потребителей к крупноформатным магазинам и рост оборота в магазинах шаговой доступности. В условиях пандемии существенно выросли обороты и конкуренция в сегменте онлайн-продаж и доставки FMCG товаров на дом. 

РБК Исследования рынков Сравнительный экспресс-анализ крупнейших публичных ретейлеров в сегменте FMCG Бесплатно
Материалы по теме
Статья, 27 января 2025 AnalyticResearchGroup (ARG) Рынок автозапчастей для грузовых авто: рост цен и восстановление импорта благодаря Китаю Производство грузовых автомобилей в России выросло на 19,3% в 2023 году. Вторичный рынок автозапчастей для грузовиков укрепляет свои позиции, несмотря на вызовы.

Объем производства грузовиков в 2023 году вырос на 19,3%, что стало одним из самых высоких показателей за последние годы. Всего было произведено 167,6 тыс. автомобилей, что поддерживает стабильный спрос на качественные комплектующие.

Рост цен на запчасти продолжился: в 2023 году комплектующие подорожали в среднем на 17%. Это связано с изменениями логистических цепочек и высокой инфляцией. В справочнике оценки средней стоимости запчастей для ремонта по ОСАГО от 19 декабря 2023 года цены выросли на 9,8% относительно версии, применявшейся с 19 сентября, и на 7,4% относительно справочника от 19 декабря 2022 года.

Импорт запчастей в Россию частично восстановился благодаря активной роли китайских поставщиков, на долю которых приходится около 60% всех поставок. Программы параллельного импорта стали важным инструментом, компенсирующим снижение объемов поставок из стран Европы и США.

В марте 2024 года число показов в Яндексе по запросу «запчасти для грузовиков» составило 6 913 в Москве и Московской области, что позволило региону занять лидирующую позицию. Вторую позицию занимали Санкт-Петербург и Ленинградская область с 2 397 показами, а на третьем месте был Краснодарский край — 1 298 показов.

Подробная информация о динамике и перспективах развития рынка представлена в исследовании «AnalyticResearchGroup» «Что продавать - 2024? Запчасти для грузовых автомобилей. Комплексный гайд».

Показать еще