Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 8 октября 2020
Елена Меркулова

Бизнес учится адаптироваться к новым реалиям

Ресторанный сектор диверсифицирует бизнес и старается быть устойчивее в кризис – рассказала сооснователь и руководитель международной выставки в индустрии гостеприимства PIR Expo.

 

– PIR EXPO является одной из крупнейших в России площадок для встреч и общения специалистов ресторанной индустрии. Какие вопросы и проблематики сегодня все чаще поднимаются экспертным сообществом?

– Судя по обратной связи, которую мы сейчас получаем и по состоянию рынка в целом, представителей ресторанного сообщества сейчас интересуют несколько основных вопросов: как правильно оптимизировать работу, как сделать качественную доставку и как не потерять гостя. На нашей выставке будет специальный блок для рестораторов в деловой программе, где этому будет уделяться внимание.  Также сейчас растет интерес к диверсификации бизнеса: как встать со своим продуктом в розничные сети, как обеспечить корпоративное питание, как участвовать в госконтрактах и так далее. Например, некоторые рестораны во время пандемии выживали за счет того, что поставляли обеды в больницы. То есть рестораторы хотят учиться быстро адаптироваться к новым реалиям.  Если просел один блок работ, то нужно уметь быстро мобилизовать остальные возможности. 

– PIR EXPO также и образовательная площадка для начинающих предпринимателей, решивших заняться бизнесом в сфере HoReCa. Какие тематики интересны для данной аудитории? Можно ли по активности начинающих предпринимателей отследить тренды ресторанной индустрии? Возможно ли дать ответ на вопрос: какие направления бизнеса будут развиваться наиболее активно?

– Начинающие предприниматели в первую очередь развивают небольшие форматы, которые не требуют огромных инвестиций. Во-первых, это кофейни: мы могли наблюдать настоящий бум этого рынка, и сейчас он продолжает развиваться. Во-вторых, это гастробары с креативным меню и вином, которые рассчитаны на более молодое поколение. Также это пекарни, кондитерские и фудкорты на современных гастромаркетах. Тем не менее, тренды все-таки определяются крупными сетя и игроками рынка, а стартаперы показывают, что сейчас интересно молодым. Нас ждет кризис, и от этого никуда не уйти. Уже сейчас мы наблюдаем, что упал средний чек. Будет развиваться недорогой формат, потому что у людей стало меньше денег.  Выживут те, кто будет хорошо чувствовать свою аудиторию и предлагать качественный продукт.  На «отвяжись» уже не получится. Будет еще больше расти импортозамещение, государство продолжит вкладываться в поддержку и развитие российских производств, предоставляя субсидии и послабления. Потому что без этого мы не сможем.

– В рамках PIR EXPO проводится «Биржа франшиз». Расскажите, пожалуйста, более подробно об этом мероприятии. Отмечаете ли Вы увеличение спроса на франшизы индустрии гостеприимства? Если да, то какие игроки привлекают большее внимание потенциальных инвесторов?

– Рынок франшиз сейчас очень востребован.  Если в период зарождения этого бизнеса царил полный хаос – псевдопредприниматели ничего не платили своим франчайзи, а те, в свою очередь, не всегда считали нужным контролировать происходящее, – сейчас все юридические механизмы уже отлажены, много франшиз запущено и успешно функционирует, да и государство со своей стороны поддерживает это направление. Хорошие франшизы и дальше будут востребованы, а их в ресторанном бизнесе достаточно много. Например, продолжает развиваться активность и интерес инвесторов к кофейному сегменту. Конечно, во время пандемии многие точки закрылись, но сейчас игроки рынка активно мониторят новые места, которые освободились под аренду. Если говорить про рестораны, то здесь больше всего востребованы франшизы фаст-фуд форматов. По моему глубокому убеждению, в умелых руках франчайзинговые проекты могут перерасти в очень эффективный и прибыльный бизнес. Но здесь опять-таки всплывает вопрос того, «кто в ресторане хозяин». Очень многое зависит от компетенций предпринимателей, которые открывают заведение по франшизе. Формула успеха в этом случае звучит точно так же, как и при открытии собственного бизнеса: нужно знать свою аудиторию. Казалось бы, где-то за чертой города нет смысла открывать франшизу #ФАРШ, но очень многие совершают именно такие ошибки. На нашей выставке мы стараемся с этими вопросами помочь и показать в одном месте все самые оптимальные предложения как с точки зрения площадки, так и формата. 

– PIR EXPO объединяет всех игроков индустрии HoReCa: как самих операторов, так и производителей и поставщиков. Насколько активно участие российских предпринимателей? Наблюдаете ли Вы рост активности отечественных производителей и поставщиков?  

– Да, конечно. Каждый год мы наблюдаем рост числа не только производителей продуктов, но и оборудования, IT-технологий из регионов. Также местные органы власти выделяют дополнительные субсидии на участие компаний в выставках федерального масштаба. В связи с текущей эпидемиологической ситуацией, можно начинать готовиться к еще большей активности российских производителей и поставщиков. Государство это будет только поддерживать, так как мы должны быть в состоянии находиться на самообеспечении в условиях, когда закрыты границы.   На выставке «ПИР Экспо» мы наблюдали такую динамику по количеству участников отечественных производителей и поставщиков от общего числа экспонентов: 2018 г. - 15%; 2019г. - 17%; 2020г. - 10% (по текущему году данные промежуточные, продажи еще идут).

– В свете COVID-19 и возможной 2-й волны роста заболеваемости коронавирусной инфекцией ситуация в сфере HoReCa остаётся довольно сложной. Как выставочная индустрия в вашем лице помогает гостиничной и ресторанной отрасли справиться с данными вызовами?

– Выставки — это помощь бизнесу с точки зрения инструментария, кейсов, коммьюнити, которая позволяет быстрее выйти на новый уровень. Кризис — это всегда передел рынка, и на профессиональных мероприятиях все смотрят, какие сейчас у конкурентов предложения, какие новые технологии.  А самое главное это живое общение всего сообщества, когда вся страна от Владивостока до Калининграда собирается в одном месте и делится опытом и решением проблем. Здесь напрямую заключаются контракты и специальные предложения, за которые так борются игроки отрасли.

Другие интервью, информацию о компаниях и аналитику смотрите в Исследованиях российского рынка общественного питания в России 2020, планируемых к выпуску агентством «РБК Исследования рынков» в октябре.

РБК Исследования рынков Прогноз российского рынка общественного питания на 2020-2021 гг 50 000 ₽
РБК Исследования рынков Российский сетевой рынок общественного питания 2020 89 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 26 июля 2021 РБК Исследования рынков Рационализация потребления в пандемию COVID-19 Эпидемия коронавируса оказала непосредственное влияние на покупательские привычки россиян, доходы которых в последние годы и без того сокращались, вынуждая их крайне рационально подходить к покупкам

Пандемия же привела к сложностям работы предприятий в большинстве отраслей и, как следствие, череде увольнений, сокращений заработной платы работников и т.д. Сыграл свою роль и очередной виток падения национальной валюты, что привело к росту цен на товары и услуги. «…Многие покупатели в этом году были вынуждены ограничиться покупкой всего одной пары обуви, а, значит, она должна быть удобной, практичной, подходящей на все случаи жизни. … Покупательские предпочтения, если и изменились, то, скорее, с точки зрения цены и осознанности выбора «цена-качество». К примеру, почти в два раза сократились покупки по кредитным продуктам, значит, люди не уверены в завтрашнем дне, нет ощущения стабильности. И большим спросом после пандемии пользовались коллекции прошлых сезонов, представленные со скидками», – поделился в интервью «РБК Исследования рынков» генеральный директор российской обувной компании «Юничел» Владимир Денисенко. 

Статья, 26 июля 2021 BusinesStat За 2016-2020 гг продажи свиных шкур в России выросли на 43,7%: с 78 до 112 тыс т. В последние годы рынок активно развивается, что связано с процессом импортозамещения.

По данным "Анализа рынка свиных шкур в России", подготовленного BusinesStat в 2021 г, в 2016-2020 гг спрос на них в стране вырос на 35,6%: с 212 до 287 тыс т. Характерной чертой рынка является то, что крупнейшие производители свиных шкур являются одновременно и крупными потребителями, поскольку их использование часто интегрировано в единые цепочки с производством колбасных изделий и мясных полуфабрикатов на мясоперерабатывающих предприятиях. Так, например колбасную продукцию, в составе которой указан «животный белок», можно легко найти у АПХ «Мираторг», ОАО «Группа «Черкизово», АО «ОМПК» и других. Кроме этого, свиная шкура на предприятиях России часто утилизируется как отходы производства, ее сбор и переработку осуществляют в основном только на крупных предприятиях мясной отрасли. За 2016-2020 гг доля внутризаводского потребления свиных шкур (включая утилизацию) в структуре спроса варьировала от 63,1% в 2016 г до 60,2% в 2020 г и в среднем за период составляла 61,6%.

Показать еще