По данным «Анализа рынка пшеничной и пшенично-ржаной муки в России», подготовленного BusinesStat в 2020 г, в 2019 г продажи пшеничной и пшенично-ржаной муки в России составили 8,4 млн т – на 5,9% меньше, чем в 2015 г. В последние годы рост продаж наблюдался только в 2016 г (на 2,4% к уровню предыдущего года) и был связан с увеличением реализации продукции в секторе промышленной переработки. Начиная с 2017 г продажи муки сокращались ежегодно на 2,1-4,0%: на фоне роста интереса к гречневой, овсяной, конопляной и прочей муке популярность муки из традиционных зерновых культур снижалась. Кроме того, тенденция увеличения спроса на безглютеновые продукты также оказывает негативное влияние на продажи пшеничной и пшенично-ржаной муки. Популяризация здорового питания также ограничивает продажи муки и мучной продукции.
Новый виток кризиса приведет к перетеканию спроса в низкие ценовые сегменты, и как следствие, к росту продаж относительно недорогих хлебобулочных изделий. В результате за 2020-2021 гг объемы реализации пшеничной и пшенично-ржаной муки в России вырастут на 2,9% к уровню 2019 г. При этом в 2020 г из-за пандемии коронавируса продажи в секторе HoReCa ощутимо сократятся, в то время как в секторах промышленной переработки и розницы прогнозируется рост показателя.
В 2022-2024 гг ожидается сокращение продаж пшеничной и пшенично-ржаной муки в стране на 0,5-1,6% в год. В 2024 г показатель составит 8,3 млн т, что сопоставимо с уровнем 2019 г. На снижение продаж окажет влияние восстановление потребительского спроса, который приведет к сокращению потребления недорогих хлебобулочных изделий. Также на рынке негативно отразится сокращение численности населения страны, в результате чего розничные продажи пшеничной и пшенично-ржаной муки для изготовления домашней выпечки будут снижаться.