По данным «Рейтинга клиник России по лояльности клиентов», подготовленного BusinesStat в 2020 г, в 2019 г услугами частных медицинских центров пользовались 25,2% жителей страны. При этом по ДМС в коммерческих медучреждениях обслуживалась незначительная доля клиентов – 4,4% от численности россиян.
Самым востребованным на рынке оператором коммерческих медицинских услуг в России является сеть «РЖД-Медицина»: к услугам клиник данного бренда хотя бы один раз обращались 15,1% респондентов. Лидерство компании объясняется широкой филиальной сетью, включающей более 170 клиник в 75 субъектах России. При этом в некоторых городах и населенных пунктах клиники «РЖД-Медицина» могут являться единственным оператором услуг по определенным медицинским направлениям.
Второе и третье место в рейтинге клиник по уровню пользования среди россиян занимают «Медси» и «Мать и дитя», в которые хотя бы однократно обращались 9,7% и 3,2% респондентов соответственно. Эти клиники также имеют большую филиальную сеть и оказывают значительный объем медицинских услуг ежегодно.
В условиях сокращения реальных доходов потребители все тщательнее выбирают медучреждения. Одной из основных причин обращения потребителей в платные клиники является эффективность лечения, данный фактор отметили 28,1% респондентов. Клиент нередко обращается в клинику именно к конкретному врачу, так как либо он уже лечился у этого врача в других клиниках и получил хороший результат, либо врача посоветовали знакомые, либо о враче много положительных отзывов.
Обращаясь в частные медицинские центры, россияне ожидают, что врач уделит им достаточно времени и ответит на интересующие вопросы. Даже в частных клиниках клиенты сталкивались с ситуацией, когда врач за один прием успевал только выписать направления на анализы, а на следующем приеме, который оплачивался отдельно, пациенты получали только список назначений с минимальными комментариями по лечению. 26,4% респондентов обозначили полноценность приема в качестве одного из важнейших факторов выбора частных клиник.