По оценкам BusinesStat, в 2019 г в России услугами частных медицинских центров пользовались 25,2% жителей страны. При этом незначительная доля клиентов обслуживалась в коммерческих медучреждениях по ДМС – 4,4% от численности россиян.
Самым востребованным на рынке оператором коммерческих медицинских услуг в России является сеть «РЖД-Медицина»: к услугам клиник данного бренда хотя бы один раз обращались 15,1% респондентов. Лидерство компании объясняется широкой филиальной сетью, включающей более 170 клиник в 75 субъектах России. При этом в некоторых городах и населенных пунктах клиники «РЖД-Медицина» могут являться единственным оператором услуг по определенным медицинским направлениям.
Второе и третье место в рейтинге клиник по уровню пользования среди россиян занимают «Медси» и «Мать и дитя», в которые хотя бы однократно обращались 9,7% и 3,2% респондентов соответственно. Эти клиники также имеют большую филиальную сеть и оказывают значительный объем медицинских услуг ежегодно.
В условиях сокращения реальных доходов потребители все тщательнее выбирают медучреждения. Одной из основных причин обращения потребителей в платные клиники является эффективность лечения, данный фактор отметили 28,1% респондентов. Клиент нередко обращается в клинику именно к конкретному врачу, так как либо он уже лечился у этого врача в других клиниках и получил хороший результат, либо врача посоветовали знакомые, либо о враче много положительных отзывов.
Обращаясь в частные медицинские центры, россияне ожидают, что врач уделит им достаточно времени и ответит на интересующие вопросы. Даже в частных клиниках клиенты сталкивались с ситуацией, когда врач за один прием успевал только выписать направления на анализы, а на следующем приеме, который оплачивался отдельно, пациенты получали только список назначений с минимальными комментариями по лечению. 26,4% респондентов обозначили полноценность приема в качестве одного из важнейших факторов выбора частных клиник.
«Рейтинг клиник России по лояльности клиентов в 2019 г» содержит ключевые показатели лояльности клиентов частных медицинских клиник:
1. Характеристики потребления частной медицины в целом:
2. Показатели лояльности клиентов конкретных клиник:
Известность клиник
Удовлетворенность
Лояльность
В рейтинг включены следующие компании-лидеры рынка частных медицинских услуг: «АВА-ПЕТЕР» и «Скандинавия», MedSwiss, Академия здоровья, Альфа-Центр здоровья, Будь здоров, Гармония, Городская больница №41, Евромед, Европейский медицинский центр «УГМК-Здоровье», Екатерининская, Клиника «К+31», Клиника «Чайка», Клиника современных технологий «Садко», Лечебный центр, Лечу.ру, Лотос, Мать и дитя, Медгард, Меди, Медика, Медико-санитарная часть «Нефтяник», Медицина, Медицинская клиника «Семейный доктор», Медицинский центр «21 век», Медицинский центр в Коломенском, Медицинский центр МСЧ 157, Медси, ММЦ «СОГАЗ», Моситалмед, Неболит, Ниармедик, Новая больница, Он клиник, Открытая клиника, Поликлиника.ру, РЖД-Медицина, МЦ «Медсервис», Семейная, Семейный доктор, Скандинавский центр здоровья, СМ-клиника, Современные медицинские технологии (СМТ), Уральский медицинский центр, Философия красоты и здоровья, Центр косметологии и пластической хирургии, Центр новых медицинских технологий, Центральная поликлиника Литфонда, ЦЭЛТ.
Рейтинг клиник состоит из двух блоков данных. Первый блок включает оценки лояльности к частной медицине России в целом. Второй блок содержит ключевые показатели лояльности потребителей к конкретным частным клиникам.
Источником информации для обзора является опрос потребителей медицинских услуг, проведенный BusinesStat:
Метод исследования: телефонный опрос потребителей коммерческих медицинских услуг
Выборка исследования: 1000 респондентов
География исследования: Россия
Период: февраль-март 2020 г (по итогам 2019 г)
ПОТРЕБЛЕНИЕ УСЛУГ ЧАСТНОЙ МЕДИЦИНЫ
Характеристики потребления услуг частной медицины
Характеристики потребителей частной медицины
ПОКАЗАТЕЛИ ЛОЯЛЬНОСТИ ПО КЛИНИКАМ
Известность клиник
Пользование услугами клиник
Удовлетворенность услугами
Лояльность клиентов
Таблица 1. Уровень пользования услугами частной медицины, Россия, 2019 г (% от численности жителей города)
Таблица 2. Степень удовлетворенности пациентов услугами частной медицины, Россия, 2019 г (балл)
Таблица 3. Факторы выбора частных клиник, Россия, 2019 г (%)
Таблица 4. Факторы отказа от услуг частных клиник, Россия, 2019 г (%)
Таблица 5. Доверие к источникам информации о клиниках, Россия, 2019 г (%)
Таблица 6. Структура потребителей частной медицины по полу, Россия, 2019 г (%)
Таблица 7. Структура потребителей частной медицины по возрасту, Россия, 2019 г (%)
Таблица 8. Структура потребителей частной медицины по доходу, Россия, 2019 г (%)
Таблица 9. Рейтинг клиник по уровню известности, Россия, 2019 г (%)
Таблица 10a. Причины первого обращения пациента в клинику, по клиникам, Россия, 2019 г (%)
Таблица 10b. Причины первого обращения пациента в клинику, по клиникам, Россия, 2019 г (%)
Таблица 11. Рейтинг клиник по уровню пользования, Россия, 2019 г (%)
Таблица 12. Средний срок пользования услугами клиник, по клиникам, Россия, 2019 г (лет)
Таблица 13. Уровень пользования услугами клиник – конкурентов, по клиникам, Россия, 2019 г (%)
Таблица 14. Общая оценка удовлетворенности услугами, по клиникам, Россия, 2019 г (балл)
Таблица 15a. Факторы выбора, по клиникам, Россия, 2019 г (%)
Таблица 15b. Факторы выбора, по клиникам, Россия, 2019 г (%)
Таблица 15c. Факторы выбора, по клиникам, Россия, 2019 г (%)
Таблица 16a. Факторы отказа, по клиникам, Россия, 2019 г (%)
Таблица 16b. Факторы отказа, по клиникам, Россия, 2019 г (%)
Таблица 16c. Факторы отказа, по клиникам, Россия, 2019 г (%)
Таблица 17. Удовлетворенность пациентов клиниками по соотношению цена-качество, Россия, 2019 г (балл)
Таблица 18. Лояльность клиентов к клиникам – доля от всех пользователей частной медицины, по клиникам, Россия, 2019 г (% от всех обращений клиента к частной медицине)
Таблица 19. Лояльность клиентов к клиникам – доля от пациентов данной клиники, по клиникам, Россия, 2019 г (% от всех обращений клиента к частной медицине)
Таблица 20. Готовность клиентов вновь обратиться в избранную клинику, по клиникам, Россия, 2019 г (%)
Таблица 21. Готовность клиентов рекомендовать клинику своим знакомым, по клиникам, Россия, 2019 г (%)
По данным «Анализа рынка свежих фруктов в России», подготовленного BusinesStat в 2020 г, за 2016-2018 гг розничные продажи свежих фруктов в стране увеличились на 18,5%: с 4,72 млн т до 5,59 млн т. Поскольку цены на фрукты повышались в пределах инфляции, они оставались доступными даже в условиях сокращения реальных доходов в стране. В 2019 г розничные продажи свежих фруктов в России незначительно сократились относительно 2018 г и составили 5,54 млн т. Снижение объема собранного урожая бахчевых культур (арбузов и дынь) привело к их удорожанию в рознице, что отразилось на совокупном объеме розничных продаж.