Как Вы оцениваете состояние российского e-commerce в вашем сегменте?
Российский e-commerce в книжном сегменте постоянно растет. Это происходит за счет электронных и аудиокниг, которые являются ключевыми драйверами рынка в натуральном и денежном выражении. Среди основных причин – мобильность и доступность продукта, а также популярность смартфонов и активное использование мобильного интернета. По нашим оценкам, рынок электронных книг в России в 2019 году вырос на 35% и достиг объема в ₽6,5 млрд. В следующем году мы прогнозируем рост рынка электронных книг в России до ₽8,3 млрд. Выручка группы компаний «ЛитРес», в которую входят проекты ЛитРес, MyBook, Livelib, ЛитРес: Самиздат, ЛитРес: Чтец, ЛитРес: Библиотеки по итогам 2019 года выросла на 43,5% по сравнению с 2018 годом и составила более ₽4,4 млрд. При этом доходы флагманского сервиса ЛитРес от продаж через сайт litres.ru и мобильные приложения увеличились на 45%, всего было продано более 16 млн экземпляров книг, что на 42% больше, чем годом ранее. Сайт Litres.ru в 2019 году посетили более 84 млн уникальных пользователей.
Отмечаете ли Вы какие-либо новые тенденции в покупательском поведении?
Аудиокниги становятся все популярнее. В «ЛитРес» этот сегмент активно растет, его доля в структуре продаж превысила 26%.
В условиях постоянной нехватки времени люди предпочитают совмещать выполнение разных задач. Аудиокниги чаще всего слушают за рулем, за выполнением домашних дел или занимаясь спортом. И в 2020 году спрос на аудиокниги будет только расти. При этом пользователи в основном слушают книги в жанре нон-фикшн. Также продолжается бум подкастов. Их доля в структуре потребления аудиоконтента уже превысила 23,8%.
Растет и популярность подписной модели, по данным Kantar TNS, все больше людей отмечают ее удобство. Прирост продаж MyBook (входит в ГК «ЛитРес») по итогам 2019 года опередил темпы роста рынка и составил 37%.
Как можно охарактеризовать результаты работы компании за уходящий год? Все ли поставленные цели достигнуты? Какие факторы препятствовали развитию бизнеса, а какие, напротив, сыграли положительную роль? Оказывают ли интернет-магазины и маркетплейсы существенное влияние на конкурентную ситуацию в сегменте?
ГК «ЛитРес» положительно оценивает результаты работы за уходящий год. Доля ГК на рынке, по данным Kantar TNS, превысила 66%. Выручка группы компаний «ЛитРес», в которую входят проекты «ЛитРес», MyBook, Livelib, «ЛитРес: Самиздат», «ЛитРес: Чтец», «ЛитРес: Библиотеки», по итогам первого полугодия 2019 года выросла на 43,5% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. При этом доходы флагманского сервиса ЛитРес от продаж через сайт litres.ru и мобильные приложения увеличились на 45%. Есть несколько факторов, которые сыграли положительную роль в развитии бизнеса. Это успешная реализация федеральной рекламной кампании, запуск новых продуктов и функций и улучшение сервиса в целом. В результате выросло число покупателей и количество приобретенных книг на клиента. Среди негативных факторов можно отметить высокие ставки НДС на электронные книги (20%).
Сервис «ЛитРес» оказывает существенное влияние на конкурентную ситуацию в сегменте. По нашим прогнозам, в ближайшие 10 лет доля интернет-магазинов на рынке книг превысит 50-60%.
По некоторым оценкам, в 2019 году наблюдается снижение среднего чека при увеличении количества заказов. Согласны ли Вы с этим?
В сервисе ЛитРес средний чек в сравнении с предыдущим годом практически не изменился, даже есть небольшой рост – 0,74%. На данный момент средний чек составляет ₽176,2. Это происходит в основном за счет увеличения доли аудиокниг в структуре продаж, а также увеличения количества книг в покупке.
Какой способ оплаты наиболее распространен среди покупателей? Изменяется ли доля покупок по предоплате?
Наиболее распространенный способ оплаты среди покупателей в сервисе «ЛитРес» – оплата картой через приложение AppStore – более 26%, а также – оплата привязанными банковскими картами.
Расскажите, пожалуйста, о планах по развитию на 2020 год. На каких направлениях деятельности сфокусируетесь? Планируете ли расширять географию работы онлайн-магазина?
В 2020 году мы планируем развиваться в нескольких направлениях:
• увеличение аудиоконтента в сервисах ГК «ЛитРес»
• развитие интегрированных издательских сервисов ГК «ЛитРес» (ЛитРес: Самиздат, ЛитРес: Чтец, ЛитРес: Черновики), улучшение продуктов и сервиса ЛитРес.
• развитие сервиса по подписке MyBook (запуск новых функций, активное развитие на международном рынке)
• также компания планирует продолжать международную экспансию. На данный момент все сервисы ГК «ЛитРес» представлены в России и странах СНГ. В мае 2019 года ГК вышла на рынок Польши с сервисом «ЛитРес». В конце 2019 года ГК вышла на рынок стран Балтии: компания стала мажоритарным акционером Eesti Digiraamatute Keskus OÜ — EDRK (Estonian Digital Book Centre) — платформы по оптовой продаже электронных книг в странах Балтии, а Сергей Анурьев, генеральный директор ГК «ЛитРес», вошел в состав правления EDRK. Кроме Эстонии с помощью этого партнера ГК «ЛитРес» планирует выйти на рынок Латвии, Литвы и Финляндии. Весной 2020 года в Эстонии ГК «Литрес» запустит первый книжный сервис по модели подписки MyBook.
Какую пользу для бизнеса оказывают сервисы кэшбеков? Насколько они эффективны в привлечении трафика и насколько это качественный трафик с точки зрения конверсии и лояльности? Способны ли кэшбек-программы работать на лояльность бренду, а не только на привлечение траффика и рост продаж?
Кэшбек-сервисы помогают в части лидогенерации и роста конверсий при минимальных затратах. Дополнительные конверсии происходят за счет кросс-активностей под определенные инфоповоды как с профильными кэшбек-сервисами, так и с внутренними программами