По данным «Анализа рынка внутренних водных грузовых перевозок в России», подготовленного BusinesStat в 2019 г, за 2014-2018 гг масса грузов, перевезенных внутренним водным транспортом, в стране сократилась на 6,7%, составив 116,2 млн т в 2018 г. Снижение объема перевозок было обусловлено наличием лимитирующих участков на внутренних водных путях, устаревшим составом флота и портовой инфраструктуры, сезонностью речного судоходства и высокой конкуренцией с другими видами транспорта. В России на долю внутреннего водного транспорта приходится менее 2% от общего объема грузоперевозок в стране. Этот показатель значительно уступает европейским странам, имеющим менее развитую сеть внутренних водных путей, например, Бельгии, Германии и Нидерландам.
В 2014-2018 гг перевозки между внутренними регионами России лидировали по массе перевезенных речным транспортом грузов. В 2018 г их доля среди совокупного объема перевезенных грузов составила 74,3% (86,3 млн т). На экспортный вид сообщения пришлось 23,1% (26,9 млн т), на транзитный – 2,2% (2,5 млн т), оставшиеся 0,4% приходились на импорт (0,5 млн т).
В 2019-2023 гг ожидается увеличение экспорта грузов на фоне стагнации общего объема перевозимых речным транспортом грузов. Рост экспортных перевозок будет обусловлен дальнейшим ослаблением российской валюты, относительно низкой стоимостью речных перевозок, повышением спроса со стороны аграрных предприятий и открытием нового маршрута экспорта зерна по рекам и далее Северным морским путём в Японию. К 2023 г объем перевезенных внутренним водным транспортом грузов в экспортном сообщении составит 27,7 млн т.