На объем внешней торговли и на рынок стивидорных услуг оказывает влияние ситуация в реальном и финансовом секторах экономики. При этом в реальном секторе под действием финансового кризиса складывается ситуация, при которой производители вынуждены сокращать объемы производства ввиду отсутствия платежеспособного спроса на их продукцию. Уже в октябре пострадали металлургическая, цементная, химическая промышленность. Финансовый кризис повлиял на текущие и будущие инвестиционные проекты. Компании, осуществляющие модернизацию либо строительство мощностей на собственные средства не сильно зависят от текущей инвестиционной конъюнктуры, однако многие строят свой бизнес на заемных средствах, дефицит которых стал проявляться во время кризиса. По мнению многих экспертов наиболее сильно кризис проявится именно в 2009 году. Значительного спада продаж ждут и в производственном, и потребительском секторе.
Сложности с получением заемных средств затормозят развитие рынка: некоторые инвесторы могут отказаться от реализации объявленных крупных проектов по модернизации/строительству портовых мощностей. Так, например, группа «Разгуляй» откажется от покупки долей в строящихся глубоководных зерновых терминалах на Юге России.
Выгодная ситуация на мировом рынке энергоресурсов и собственные экономические достижения России за последнее время значительно увеличили объем внешней торговли, что положительно повлияло на ситуацию в стивидорной отрасли. В период 2004-2007 гг. грузооборот российских портов находился в состоянии постоянного роста. По итогам 2007 года через российские порты было перевалено 451 млн. тонн грузов.
Большая часть грузооборота российских портов приходится на наливные грузы, что закономерно, учитывая, что главным внешнеторговым товаром России является нефть и нефтепродукты.
Наибольшая доля в общероссийском грузообороте приходится на Северо-Западный бассейн. В 2007 году впервые за последнее время вырос грузооборот в Дальневосточном бассейне. А вот в портах Южного бассейна, по оценке «Экспресс-Обзор», по итогам 2008 года объем грузов упадет на 2,7%.
Несмотря на финансовый кризис, проявившийся осенью 2008 года, можно рассчитывать на то, что государство будет способствовать развитию транспортной системы России. В 2007-2008 годах властями были предприняты меры, которые в дальнейшем должны положительно сказаться на всем транспорте и морских портах в частности. Так, в конце 2007 года Госдума приняла закон «О морских портах РФ», который разграничивает морской порт как имущественный комплекс и организации, осуществляющие деятельность в порту. Помимо этого, он оговаривает правовые режимы использования земельных участков и водных объектов в процессе функционирования морских портов.
Исследование рынка стивидорных услуг включает в себя 4 основные части:
Характеристики рынка стивидорных услуг России (динамика грузооборота, структура, характеристика факторов, влияющих на рынок, прогноз развития рынка в связи с кризисом и др.).
Характеристики рынка стивидорных услуг Дальневосточного бассейна (динамика грузооборота, порты и их характеристика, основные игроки).
Характеристики рынка стивидорных услуг Южного бассейна (динамика грузооборота, порты и их характеристика, основные игроки).
Характеристики рынка стивидорных услуг Северо-Западного бассейна (динамика грузооборота, порты и их характеристика, основные игроки).
АННОТАЦИЯ | 2 | |||
О КОМПАНИИ "ЭКСПРЕСС-ОБЗОР" | 4 | |||
ОГЛАВЛЕНИЕ | 5 | |||
РЫНОК СТИВИДОРНЫХ УСЛУГ В РОССИИ | 11 | |||
| Грузооборот | 11 | ||
|
| Динамика грузооборота морских портов России 2004-2008 | 11 | |
|
| Структура грузооборота морских портов по видам груза (сухие, наливные) 2004-2008 | 11 | |
|
| Региональная структура грузооборота морских портов (Дальневосточный бассейн, Южный бассейн, Северо-Западный бассейн) 2004-2008 | 12 | |
|
| Структура грузооборота морских портов по целям (экспорт, импорт, каботаж, транзит) 2004-2008 | 12 | |
|
|
| Структура экспортного грузооборота по видам груза 2005-2008 | 13 |
|
|
| Структура импортного грузооборота по видам груза 2006-2008 | 14 |
|
| Факторы, влияющие на динамику рынка | 14 | |
|
| Кризис 2008 | 16 | |
|
| Прогноз 2009 | 21 | |
| Основные игроки | 22 | ||
|
| Рейтинг 50 крупнейших стивидорных компаний 2007 | 22 | |
|
| Конкурентная ситуация на рынке | 23 | |
|
| Основные события 2007-2008 | 24 | |
|
|
| Слияния/поглощения | 24 |
|
|
| Проекты по модернизации/строительству портов | 28 |
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ БАССЕЙН | 33 | |||
| Грузооборот | 33 | ||
|
| Динамика грузооборота 2004-2008 | 33 | |
|
| Структура грузооборота по видам груза (сухие, наливные грузы) 2004-2008 | 33 | |
| Порты | 34 | ||
|
| Ванино (описание, грузооборот, структура грузооборота, основные операторы) | 34 | |
|
|
| Ванино | 34 |
|
|
| Де-Кастри | 36 |
|
|
| Советская гавань | 37 |
|
| Владивосток (описание, грузооборот, структура грузооборота, основные операторы) | 37 | |
|
| Восточный (описание, грузооборот, структура грузооборота, основные операторы) | 40 | |
|
| Находка (описание, грузооборот, структура грузооборота, основные операторы) | 41 | |
|
| Магадан (описание, грузооборот, структура грузооборота, основные операторы) | 44 | |
|
| Сахалин (описание, грузооборот, структура грузооборота, основные операторы) | 46 | |
|
|
| Александровск-Сахалинский | 47 |
|
|
| Бошняково | 47 |
|
|
| Холмск | 48 |
|
|
| Корсаков | 49 |
|
|
| Красногорск | 49 |
|
|
| Поронайск | 50 |
|
|
| Шахтерск | 50 |
|
|
| Углегорск | 51 |
|
| Петропавловск-Камчатский (описание, грузооборот, структура грузооборота, основные операторы) | 51 | |
|
| Чукотка (описание, грузооборот, структура грузооборота, основные операторы) | 52 | |
|
|
| Анадырь | 53 |
|
|
| Беринговский | 54 |
|
|
| Эгвекинот | 55 |
|
|
| Певек | 55 |
|
|
| Провидения | 56 |
|
| Основные игроки | 58 | |
|
|
| Сравнительная характеристика крупнейших стивидорных компаний Дальневосточного бассейна | 58 |
ЮЖНЫЙ БАССЕЙН | 72 | |||
| Грузооборот | 72 | ||
|
| Динамика грузооборота 2004-2008 | 72 | |
|
| Структура грузооборота по видам груза (сухие, наливные грузы) 2004-2008 | 72 | |
| Порты | 73 | ||
|
| Астрахань (описание, грузооборот, структура грузооборота, основные операторы) | 73 | |
|
|
| Астрахань | 73 |
|
|
| Оля | 75 |
|
| Ейск (описание, грузооборот, структура грузооборота, основные операторы) | 76 | |
|
| Новороссийск (описание, грузооборот, структура грузооборота, основные операторы) | 78 | |
|
| Таганрог (описание, грузооборот, структура грузооборота, основные операторы) | 82 | |
|
| Темрюк и Кавказ (Тамани) (описание, грузооборот, структура грузооборота, основные операторы) | 84 | |
|
|
| Темрюк | 85 |
|
|
| Кавказ | 86 |
|
| Туапсе (описание, грузооборот, структура грузооборота, основные операторы) | 87 | |
|
| Махачкала (описание, грузооборот, структура грузооборота, основные операторы) | 89 | |
| Основные игроки | 91 | ||
|
| Сравнительная характеристика крупнейших стивидорных компаний Южного бассейна | 91 | |
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ БАССЕЙН | 106 | |||
| Грузооборот | 106 | ||
|
| Динамика грузооборота 2004-2008 | 106 | |
|
| Структура грузооборота по видам груза (сухие, наливные грузы) 2004-2008 | 106 | |
| Порты | 107 | ||
|
| Архангельск (описание, грузооборот, структура грузооборота, основные операторы) | 107 | |
|
| Калининград (описание, грузооборот, структура грузооборота, основные операторы) | 109 | |
|
| Мурманск (описание, грузооборот, структура грузооборота, основные операторы) | 112 | |
|
| Санкт-Петербург (описание, грузооборот, структура грузооборота, основные операторы) | 114 | |
| Основные игроки | 116 | ||
|
| Сравнительная характеристика крупнейших стивидорных компаний Северо-Западного бассейна | 116 | |
ПРИЛОЖЕНИЕ | 131 | |||
| Основные определения и допущения | 131 | ||
| Классификация грузов | 131 | ||
| Оценки экспертов, использованные в исследовании | 132 | ||
| Федеральный закон Российской Федерации «О морских портах в РФ» | 134 |
В ходе исследования, проведенного NeoAnalytics на тему «Российский рынок замороженных полуфабрикатов: итоги 2023 г., прогноз до 2027 г.», выяснилось, что сегодня наибольшая доля приходится на группу мучных полуфабрикатов преимущественно за счет пельменей, на которые приходится около половины рынка замороженных полуфабрикатов. На втором месте идут мясные и рыбные полуфабрикаты.
По мнениям экспертов рынок АЗС переживает этап трансформации. Развиваются пункты заправки, оборудованные современнысми технологиями автоматизации для ускорения предоставления услуг. Ведущие компании переходят на альтернативные виды топлива, чтобы обратить внимание клиентов, относящихся с заботой к природе. Такая динамика объясняется потребностями покупателей и меняющимися ожиданиями в отношении персональных услуг.