По данным «Анализа рынка клубники в России», подготовленного BusinesStat в 2019 г, с 2014 по 2018 г ее импорт в страну снизился на 13,5%: с 58,3 до 50,4 тыс т. Динамика показателя была разнонаправленной: сокращение в 2015-2016 г, рост в 2017-2018 гг.
С 7 августа 2014 г в ответ на санкции ЕС, США, Канады, Австралии и Норвегии Россия ввела эмбарго на ввоз отдельных видов сельскохозяйственной продукции (в частности, клубники) из этих стран. В 2015 г эмбарго распространилось на сельскохозяйственную продукцию из Исландии, Лихтенштейна, Албании и Черногории, а в 2016 г – из Украины. Следует отметить прекращение поставок клубники в 2015 г из Греции: в 2014 г на эту страну приходилась наибольшая доля импорта клубники в Россию – 29,1% от совокупного объема поставок. В 2019 г эмбарго все еще продолжает действовать.
Также необходимо отметить, что с 1 января 2016 г на фоне осложнения политических отношений Россия ввела запрет на ввоз целого перечня сельскохозяйственной продукции из Турции. В список, в частности, попала клубника, которая ранее завозилась на российский рынок в большом количестве. Запрет на поставки ягод из Турции действовал до июня 2017 г. Рост импортных поставок клубники в Россию в 2017-2018 г был в значительной степени обусловлен возвращением на отечественный рынок клубники из Турции.
Крупнейшим поставщиком клубники в Россию в настоящее время является Беларусь, которая в 2018 г ввезла в Россию 21,2 тыс т данной продукции, что составило 42,0% от совокупного объема импорта клубники. Второе место по объемам поставок клубники в Россию заняла в 2018 г Турция с долей 25,3%, а третье место – Сербия (18,1% совокупного импорта).
По прогнозам BusinesStat, в 2019-2023 гг импортные поставки ягод на российский рынок будут расти. При этом темпы прироста будут замедляться: от 7,0% в 2019 г до 0,6% в 2023 г. Этому будет способствовать прогнозируемое в 2021-2023 гг снижение реальных доходов населения. По итогам 2023 г зарубежные поставки ягод на российский рынок составят 60,5 тыс т, что на 20,1% превысит значение 2018 г.