По данным «Анализа рынка водки и ликероводочных изделий в России», подготовленного BusinesStat в 2019 г, наиболее значительное сокращение их продаж в стране за последние годы отмечалось в 2015 г – на 13,2% к уровню предыдущего года. В целом за 2014-2018 гг натуральный объем продаж водки и ликероводочных изделий в России снизился на 16,4%: с 1,27 до 1,06 млрд л.
Кризисные явления, происходившие в экономике страны, привели к снижению доходов потенциальных покупателей, что способствовало сокращению объема приобретения различных категорий продуктов питания, в том числе и крепкого алкоголя. Также на снижение продаж водки и ликероводочных изделий в последние годы влияли меры государственного регулирования: высокие акцизные ставки на водку и ликёроводочные изделия, которые приводят к удорожанию готовой продукции; усиленный государственный контроль за оборотом алкогольных напитков; запрет на торговлю алкогольными напитками в ночное время и в объектах нестационарной торговли (киосках); запрет рекламы алкоголя. Также следует отметить, что водка и ликероводочные изделия находятся в значительной конкуренции с другими крепкими алкогольными напитками, популярность которых растет в последние годы, особенно среди молодого поколения – виски, ром, джин, коньяк и другие напитки.
Основные структурные изменения рынка водки и ликероводочных изделий в России произошли до 2019 г. Таким образом, в ближайшие годы объем продаж продукции будет меняться незначительно и в 2023 г составит 1,05 млрд л, что на 0,7% ниже уровня показателя в 2018 г. Важной тенденцией на рынке водки и ликероводочных изделий останется продолжающееся увеличение доли легально произведенной продукции в общем объеме продаж.