Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
Ресурс Мониторинг, 19 февраля 2019

Будущее каршеринга в России

Москва считается одним из самых перспективных рынков каршеринга в мире. Количество зарегистрированных пользователей за 2018 год в столице увеличилось более чем в 8 раз.

Еще несколько лет назад мысль о вождении чужого автомобиля на ежедневной основе вызвала бы скепсис даже у жителя Москвы. Теперь, когда сервис каршеринга глубоко интегрирован в нашу жизнь, а количество автомобилей для краткосрочной аренды превысило 17 тысяч, следа от скепсиса уже не осталось.

В странах мира существуют различные модели каршеринг-услуг. Так, в США популярностью пользуются peer-to-peer (объединение водителей, которые сдают в аренду личный транспорт) и station-based модель. Последняя популярна и в азиатских странах. Европа тяготеет к модели free-floating, когда автомобиль можно брать в аренду на время от одной минуты до нескольких дней и оставлять в любом, разрешенном для парковки месте (в зонах, которые установлены операторами).

В последнее время в сфере каршеринга наблюдаются следующие тренды:

1. Авто-концерны всерьез обратили внимание на рынок краткосрочной аренды. Вслед за лидерами рынка (Car2Go, DriveNow, Maven), которые принадлежат компаниям Dailmer, BMW и GM, автомобильные производители Renault Group, Volvo Cars анонсировали запуск собственных сервисов на территории европейских стран.

2. Развивается сотрудничество автопроизводителей и операторов каршеринга. Во второй половине 2018 года Mazda в сотрудничестве с оператором мобильной связи Choice интегрировала свои автомобили в сеть каршеринга Flinkster (Германия). Более 850 автомобилей стало доступно в 250 локациях. Автопарк включает весь актуальный модельный ряд японского производителя, включая культовый родстер MX-5.

3. Краткосрочная аренда создает точки соприкосновения с электромобильностью. По заявлениям оператора DriveNow, первое взаимодействие с электрическим транспортом, у большинства людей, происходит во время использования каршеринга. Опрос клиентов компании показал, что 70% респондентов предпочитают электрические транспортные средства и готовы идти за ними дальше, чем за обычным авто.


На начало 2019 года в России функционируют 26 операторов каршеринга (рост на 30% по сравнению с прошлым годом) в 23 городах. В дополнение к free-floating модели краткосрочной аренды в России функционируют 3 райдшеринг-компании. Более 4 тыс. машин объединены в единую сеть благодаря peer-to-peer агрегаторам.

Москва считается одним из самых перспективных рынков каршеринга в мире. Количество зарегистрированных пользователей за 2018 год в столице увеличилось более чем в 8 раз, а совокупная выручка операторов – в 9 раз.

Лидирующие позиции на российском рынке занимают операторы ЯндексДрайв, Делимобиль и BelkaCar. ЯндексДрайв продемонстрировал высокие темпы роста увеличив автопарк более чем на 6 тыс. автомобилей за год. Компания также запустила свой сервис в Санкт-Петербурге.

По охвату регионов лидирует оператор Делимобиль, география присутствия которого достигла 11 городов, а количество машин превышает 5 тыс. Более подробная аналитика по рынку представлена в исследовании рынка каршеринга компании «Ресурс Мониторинг» (https://marketing.rbc.ru/research/40676/).


Операторы краткосрочной аренды страдают приблизительно одинаковыми «заболеваниями»: порча имущества, нарушение правил дорожного движения со стороны клиентов. Система штрафов и санкций в отношении нарушителей действуют достаточно эффективно, однако сбои все-таки случаются.

Жалобы поступают и от клиентов каршеринга. Списание денежных средств со счета, штрафы за действия предыдущих пользователей, отказ в предоставлении услуг без объяснения причин, все это – часть проблем, с которыми сталкиваются водители. Техническая составляющая также не лишена проблем: некоторые машины пребывают в неудовлетворительном состоянии, у некоторых сервисов отмечают недостатки технической поддержки клиентов.

В регионах операторы сталкиваются с трудностью расчета оптимального количества машин и определением зон завершения аренды. Большая часть компаний выходит на рынок без подробного, предварительного анализа. Операторы запускают сервис с 10-50 машинами и пытаются адаптироваться в реальном времени, основываясь на обратной связи клиентов. Этот подход чреват большими затратами и невостребованностью сервиса в дальнейшем.


Выходя на рынок каршеринга, следует учитывать, что каждый регион обладает уникальной инфраструктурой и территориальными особенностями. На всех этапах создания и запуска сервиса их необходимо учитывать. Для исследования локального рынка требуется провести опрос потенциальных клиентов, найти наиболее загруженные маршруты, определить оптимальные зоны начала/окончания поездки и выбрать необходимое количество машин в автопарке. В исследовании рынка каршеринг-услуг компании «Ресурс Мониторинг» произведена комплексная оценка отрасли, определены структура и объем рынка, а также сформулированы перспективы дальнейшего развития.

Ресурс Мониторинг Рынок каршеринга (байкшеринг, кикшеринг) 45 000 ₽
Материалы по теме
Показать еще