Отраслевые эксперты выделяют несколько причин сокращения рынка табачных изделий в России. Среди них можно отметить:
- рост акцизов и мероприятия, направленные на борьбу с табакокурением, в частности – ограничение рекламы, мест для курения;
- переключение на продукты-заменители: переход на электронные испарители или смещение от покупки готовых сигарет к приобретению табака и их самостоятельному изготовлению;
- сворачивание деятельности игроков (к примеру, в октябре 2018 года компания «British American Tobacco» объявила, что до конца 2019 года закроет одно из двух своих производств в России (фабрику «БАТ-СТФ» в Саратове), перенеся производственные мощности в Санкт-Петербург).
Между тем, в 2018 году рынок вряд ли покажет существенный спад на уровне 2017 года, а, напротив, может продемонстрировать рост – об этом свидетельствует анализ производственной статистики. Если в 2017 году объем производства сократился наиболее заметно за последние 7 лет (на 26,8%) и составил в натуральном выражении 245,4 млрд. сигарет, данные об объеме выпуска в 2018 году свидетельствуют о сокращении негативных тенденций.
Так, за 3 квартала 2018 года в России было произведено 200,4 млрд. сигарет – это на 5,1% больше, чем за аналогичный период 2017 года, отмечается в новом исследовании рынка табака и сигарет в России от «ARG».