Маркетинговое исследование рынка сигарет и табачной продукции России за 2019-2024 гг. с прогнозом до 2028 г.
Методы исследования:
Цель исследования: анализ российского рынка табачной продукции, оценка производства и потребления, статистика импорта, анализ цен производителя и розничных цен на табачную продукцию, формирование рейтингов ведущих производителей, прогноз развития рынка до 2028 г.
Исследуемая продукция:
сигареты, сигариллы, сигары, папиросы;
жидкости для ЭСДН;
табак: нагревамый, трубочный, жевательный.
Источники данных:
Росстат (Федеральная служба государственной статистики);
OECD (Организация экономического сотрудничества и развития);
ФГБНУ НИИ Экономики и Нормативов;
КонсультантПлюс;
ФАС (Федеральная Антимонопольная Служба);
Таможенный союз ЕАЭС;
Всемирная торговая организация;
ННЦК;
Федеральная таможенная служба.
Ключевые потребители маркетингового исследования рынка табачной продукции:
Возможности применения маркетингового исследования рынка табачной продукции:
Разделы исследования рынка табачной продукции
ТАБАЧНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
В разделе содержатся данные:
Классификация табачных изделий;
Потребительские свойства табачных изделий;
Оценка качества сигарет;
Этапы производства сигарет;
Табачное сырье.
ОБЗОР РЫНКА ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ В РОССИИ
Раздел содержит:
Объёмы производства разных видов табачной продукции (сигареты, папиросы, табак и пр.);
География производства табачной продукции в РФ;
Цены производителей на табачную продукцию в РФ и по регионам; ежемесячные и среднегодовые данные позволяют оценить динамику и сезонность цен производителей табачной продукции;
Крупнейшие компании по производству табачных изделий в РФ;
Основные финансовые показатели отрасли (выручка, прибыли, рентабельность);
Объём и динамика импорта табачных изделий в РФ (сигарет, сигар и сигарилл);
Рейтинг стран-экспортеров табачных изделий;
Потребление табачной продукции в РФ и в регионах;
Анализ поведения потребителей табачных изделий в РФ;
Розничные цены на табачные изделия (сигареты, сигары, сигариллы, жидкости для ЭСДН и др.).
ОБЗОР РЫНКА СИГАРЕТНЫХ ИЗДЕЛИЙ В РОССИИ
Раздел содержит:
Объёмы и структуру производства сигаретных изделий;
Цены производителей на сигареты в РФ и по регионам; ежемесячные и среднегодовые данные);
Продажи сигарет в РФ, в том числе по ценовым категориям;
Розничные цены на сигареты.
Также в отчете представлен прогноз развития рынка и основные барьеры по выходу на рынок.
Основные выводы по исследованию рынка табачной продукции
По данным Росстата, в 2023 году выручка производителей табачных изделий выросла на 11,9% и составила *** млрд. руб.
Прибыль производителей табачных изделий на протяжении последних пяти лет показывает стабильный рост. В 2023 году она выросла на 38,3% достигнув показателя *** млрд. руб.
Уровень рентабельности производителей табачных изделий в РФ в 2023 году составил ***%.
Общероссийский объем производства табачных изделий за 2023 г. составил *** тыс. тонн. Прирост по сравнению с 2022 годом +14,1%.
В период с января по ноябрь 2024 года было выпущено *** тыс. тонн. табачных изделий.
График 1. Изменение объемов производства табачной продукции в РФ, 2019-2024 гг.
За период с января по ноябрь 2024 г. было произведено *** млрд. усл. уп. сигарет, *** млн. усл. уп. сигарилл, *** млн. усл. уп. папирос, *** млн. усл. уп. курительного табака. Производство табачной продукции за исследуемый период имеет тенденцию к снижению.
В последние годы наблюдается рост объёмов импорта табачной продукции в стоимостном выражении. В 2023 году в Россию было поставлено табачной продукции на *** млн. долл., что на 14,2% выше показателя 2022 г. (за 2022 и 2023 г. приведены зеркальные данные).
*** в 2023 году был основным поставщиком табачной продукции в РФ, на его долю пришлось ***% от всех поставок или *** млн. долл.
Диаграмма 1. Распределение импорта табачных изделий в РФ по странам-поставщикам, 2023, %.
В 2023 году, по данным Росстата, ежедневно курили ***% россиян старше 15 лет, еще ***% делали это периодически. В пересчете на взрослое население России это около *** млн человек.
Что касается возрастной структуры курящих, то наибольшая доля курильщиков среди населения в возрасте от *** до *** лет – ***%, наименьшая доля курильщиков в возрасте от *** до *** лет – 9,2%.
За период с января по ноябрь 2024 г. было продано *** млн. усл. упаковок табачных изделий на 1 000 чел. старше 15 лет. Лидером по продажам являются ***, на их долю пришлось ***% продаж.
Средняя розничная цена сигар – *** руб. за усл. уп., жидкости для ЭСДН - *** руб. за усл. уп., табак для кальяна – *** руб. за усл. уп.
В среднем цены на табачную продукцию в 2024 году выросли на ***%.
Таблица 1. Среднегодовые розничные цены на табачную продукцию по видам, 2023-2024 гг., руб. усл. уп.
|
Продукция |
2023 |
2024 |
|
Папиросы |
*** |
*** |
|
Нагреваемый табак |
*** |
*** |
|
Сигареты |
*** |
*** |
|
Сигары |
*** |
*** |
|
Трубочный табак |
*** |
*** |
|
Табак жевательный |
*** |
*** |
|
Табак курительный |
*** |
*** |
|
Сигариллы |
*** |
*** |
|
Жидкости для ЭСДН |
*** |
*** |
|
Безникотиновые жидкости для ЭСДН |
*** |
*** |
|
Табак нюхательный |
*** |
*** |
|
Кретек |
*** |
*** |
|
Табак для кальяна |
*** |
*** |
|
Бестабачная смесь для кальяна |
*** |
*** |
В последнее время наблюдается тенденция к росту спроса на сигареты низкой ценовой категории.
График 2. Изменение средних розничных цен на табачную продукцию по видам в РФ, 2024 к 2023, %.
Общероссийский объем производства сигаретных изделий за 2023 г. составил *** млрд. шт., что на 10,4% меньше показателя 2022 г. За период с января по ноябрь 2024 года было выпущено *** млрд. шт. сигаретных изделий.
В основном производятся сигареты, доля тонких сигар и папирос в общем объеме выпуска сигаретных изделий невелика.
Среднегодовая цена производителей на сигареты в 2024 году увеличилась на 6,6% к уровню 2023 года и составила *** руб./тыс. шт. (без учета НДС и акцизов).
По данным Росстата, в 2023 году через розничную сеть было продано *** млрд. шт., что *** показателя 2022 года на 9,9%.
Средние потребительские цены в России в 2024 году на отечественные сигареты –выросли на 7% к показателю 2023 года и составили *** руб. за пачку.
В 2023 году объем рынка одноразовых ЭСДН и заправляемых устройств вырос на ***% (*** млрд. руб.) и ***% (*** млрд. руб.) соответственно.
Несмотря на антитабачную пропаганду и экономические меры потребление табака снижается незначительно, у многих людей существует никотиновая зависимость, и они не могут отказаться от курения, потому сохраняется спрос на табачные изделия.
Согласно расчетам ЭКЦ «ИнвестПроект», объем рынка табачной продукции к 2028 году может достичь *** млрд. руб.
Итого маркетинговое исследование рынка табачной продукции содержитт 76 страниц, 31 таблицу, 19 графиков, 7 диаграмм и 2 рисунка.
1. РЕЗЮМЕ |
4 |
1.1. Основные разделы маркетингового исследования |
5 |
1.2. Основные выводы по исследованию |
6 |
2. ТАБАЧНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ |
9 |
2.1. Классификация табачных изделий |
9 |
2.2. Потребительские свойства табачных изделий |
14 |
2.3. Оценка качества сигарет |
14 |
2.4. Этапы производства сигарет |
15 |
2.5. Табачное сырье |
17 |
3. ОБЗОР РЫНКА ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ В РОССИИ |
19 |
3.1. Производство табачных изделий |
19 |
3.2. География производства табачных изделий |
20 |
3.3. Производство табачных изделий по видам |
21 |
3.4. Крупнейшие производители табачных изделий в РФ |
23 |
3.5. Финансовые показатели отрасли табачных изделий в РФ |
27 |
3.5.1. Выручка производителей табачных изделий |
27 |
3.5.2. Прибыль производителей табачных изделий |
28 |
3.5.3. Уровень рентабельности производителей табачных изделий |
29 |
3.6. Импорт табачной продукции в РФ |
30 |
3.7. Розничный рынок табачных изделий |
35 |
3.7.1. Целевая аудитория |
35 |
3.7.2. Продажи табачной продукции |
45 |
3.7.3. Розничные цены на табачную продукцию |
50 |
4. РЫНОК СИГАРЕТНЫХ ИЗДЕЛИЙ В РОССИИ |
52 |
4.1. Объем и динамика производства сигарет |
52 |
4.2. Структура производства сигаретных изделий |
53 |
4.3. Цены производителей на сигаретные изделия |
55 |
4.4. Продажи сигаретной продукции |
59 |
4.5. Розничные цены на сигаретные изделия |
61 |
5. РЫНОК ЭСДН В РФ |
68 |
6. БАРЬЕРЫ ДЛЯ ВЫХОДА НА РЫНОК ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ В РФ |
71 |
7. ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ТАБАЧНОЙ ОТРАСЛИ |
74 |
8. О РАЗРАБОТЧИКЕ ЭКЦ «ИНВЕСТПРОЕКТ» |
76 |
Итого маркетинговое исследование рынка табачной продукции содержитт 76 страниц, 31 таблицу, 19 графиков, 7 диаграмм и 2 рисунка.
Список графиков
График 1. Изменение объемов производства табачной продукции в РФ, 2019-2024 гг.
График 2. Изменение средних розничных цен на табачную продукцию в РФ, 2024 к 2023, %.
График 3. Динамика производства табачных изделий в РФ, 2019-2024, тонн.
График 4. Динамика производства табачных изделий по видам в РФ, 2019 – 2023 гг., %.
График 5. Динамика выручки производителей табачных изделий в РФ, 2019 - сентябрь 2024 гг., тыс. руб.
График 6. Динамика прибыли производителей табачных изделий в РФ, 2019 - 2023, тыс. руб.
График 7. Динамика уровня рентабельности производителей табачной продукции в РФ, 2019-2023, %.
График 8. Динамика импорта табачной продукции в РФ в стоимостном выражении, 2019-2023*, тыс. долл.
График 9. Динамика импорта сигаретной продукции в РФ, 2019-2023, тыс. долл.
График 10. Доля курящих в РФ, 2019-2024, %.
График 11. Динамика продаж табачной продукции в РФ, 2023 - ноябрь 2024 г., %.
График 12. Динамика розничных цен на табачную продукцию по видам, РФ, 2023-2024, руб. за усл. уп.
График 13. Динамика производства сигаретных изделий в РФ, 2019-2024, млн. шт.
График 14. Динамика средних цен производителей на сигареты в РФ, 2019 - 2024 гг., руб. / тыс. шт.
График 15. Динамика продаж сигарет в натуральном выражении в РФ, 2019-2023, млрд. шт.
График 16. Динамика среднедушевых продаж сигарет в натуральном выражении в РФ, 2019-2023 гг., тыс. шт.
График 17. Динамика средних потребительских цен на сигареты, 2022 - 2024 гг., руб. / пач.
График 18. Тренды потребления курительного табака, электронных сигарет и вейпов, электронных средств нагревания табака, кальяна, %.
График 19. Прогноз развития табачной отрасли в РФ до 2028 г., млрд. руб.
Список диаграмм
Диаграмма 1. Распределение импорта табачных изделий в РФ по странам-поставщикам, 2023, %.
Диаграмма 2. Распределение производства табачных изделий по регионам РФ, 2024, %.
Диаграмма 3. ТОП-10 курящих регионов РФ, 2024, %.
Диаграмма 4. ТОП-10 некурящих регионов РФ, 2024, %.
Диаграмма 5. Распределение производства табачных изделий по регионам РФ, 2024, %.
Диаграмма 6. Структура розничной цены на сигареты. %.
Диаграмма 7. Среднее потребление одноразовых ЭСДН на 1 человека в месяц, ед. %.
Список рисунков
Рисунок 1. Классификация табачной продукции.
Рисунок 2. Схема процесса производства сигарет.
Итого маркетинговое исследование рынка табачной продукции содержитт 76 страниц, 31 таблицу, 19 графиков, 7 диаграмм и 2 рисунка.
Таблица 1. Среднегодовые розничные цены на табачную продукцию по видам, 2023-2024 гг., руб. усл. уп.
Таблица 2. Основные продукты, образующиеся при сгорании табака.
Таблица 3. Производство табачных изделий по регионам РФ, 2019-2024, тонн.
Таблица 4. Производство табачных изделий по видам в РФ, 2019 – 2023 гг.
Таблица 5. Помесячное производство табачных изделий в РФ, январь 2023 – ноябрь 2024 гг., тыс. усл. уп.
Таблица 6. Производители сигарет в РФ.
Таблица 7. ТОП-20 табачных компаний по выручке в 2023 г.
Таблица 8. Выручка производителей табачных изделий по регионам РФ, 2019-2023, тыс. руб.
Таблица 9. Прибыль производителей табачных изделий по регионам РФ, 2019-2023, тыс. руб.
Таблица 10. Уровень рентабельности производителей табачных изделий по регионам РФ, 2019-2023, %.
Таблица 11. Импорт табачной продукции в РФ в стоимостном выражении по странам-поставщикам, 2019-2023*, тыс. долл.
Таблица 12. Импорт сигаретных изделий в РФ в стоимостном выражении по странам-поставщикам, 2019-2023*, тыс. долл.
Таблица 13. Регулярность употребления табака в зависимости от возраста, РФ,2023, %.
Таблица 14. Возрастная структура курильщиков в РФ в 2023 г., %
Таблица 15. Структура потребления табачной продукции по видам.
Таблица 16. Распространение курения по регионам РФ, 2024, %.
Таблица 17. Распределение курящего населения по возрасту и количеству выкуриваемых сигарет в РФ, 2023 г., процент населения.
Таблица 18. Розничные продажи табачной продукции по видам и регионам РФ, январь-ноябрь 2024 г., усл. уп. на 1000 чел. старше 15 лет.
Таблица 19. Распределение продаж сигарилл по ценовым категориям, РФ, 2023 -2024, %.
Таблица 20. Распределение продаж нагреваемого табака по ценовым категориям, РФ, 2023 -2024, %.
Таблица 21. Распределение продаж сигар по ценовым категориям, РФ, 2023 -2024, %.
Таблица 22. Распределение продаж жидкостей для ЭСДН по ценовым категориям, РФ, 2023 -2024, %.
Таблица 23. Розничные цены на табачную продукцию по видам, 2023-ноябрь 2024 гг., руб. за усл. уп.
Таблица 24. Производство сигаретных изделий по видам по регионам РФ, 2019-2023, млн. шт.
Таблица 25. Среднегодовые цены на сигареты по регионам РФ, 2019-2024, руб. / тыс. шт.
Таблица 26. Средние цены производителей на сигареты помесячно по регионам РФ, 2019-2024 гг., руб. / тыс. шт.
Таблица 27. Распределение продаж сигарет по ценовым категориям, РФ, 2023 -2024, %.
Таблица 28. Розничные цены на сигаретные изделия, 2019- 2024, руб. / пач.
Таблица 29. Топ-10 брендов ЭСДН по легальному импорту, 2023 г.
Таблица 31. Вид табачной продукции, подлежащий обязательной маркировки.
Итого маркетинговое исследование рынка табачной продукции содержитт 76 страниц, 31 таблицу, 19 графиков, 7 диаграмм и 2 рисунка.
Российский рынок постельного белья в e-commerce продолжает набирать обороты. В 2023 году объем онлайн-продаж в этом сегменте достиг $68,7 млн (около 5,9 млрд руб.), что свидетельствует о стабильном росте интереса покупателей к цифровым каналам. По прогнозам, к 2029 году рынок увеличится вдвое — до $133,1 млн, а среднегодовой темп роста (CAGR) в этот период составит 11,52%.
По данным «Анализа рынка продаж и аренды коммерческой недвижимости в России», подготовленного BusinesStat в 2025 г, в 2020-2024 гг оборот продаж коммерческой недвижимости в стране вырос более чем в 4 раза: со 197 до 831 млрд руб.