2017 год многие характеризуют как период стабилизации и даже улучшения общеэкономической ситуации. Каким для Вас оказался прошедший год? Оправдались ли Ваши ожидания с точки зрения операционных и финансовых результатов?
2017 год для нашего сегмента (фаст-фуд) оставался непростым. Рост и положительную динамику в этом секторе показывают лишь наиболее крупные международные сети. А для всех остальных игроков 2017 год, как и предыдущие несколько лет, – сложный период с максимальным давлением и внешних, и внутренних факторов. В 2017 году реально располагаемые доходы потребителя продолжают падать, а значит, борьба за те остатки средств, которые гость еще может потратить на питание вне дома – колоссальная. Крупные игроки ведут агрессивную конкурентную борьбу, арендное давление не снижается, внешнеэкономические факторы продолжают быть негативными. В этих условиях для нас в приоритете оставались факторы максимальной экономической эффективности и коммерческой оптимизации. Во главу угла ставится не количество, а качество работающих объектов сети, их потенциал и возможности развития.
Какие тенденции потребительского поведения Вашей аудитории проявились в 2017 году? Как изменяется культура питания? Меняются ли требования посетителей к ценам, качеству и составу блюд, работе персонала и дополнительным услугам? К каким мерам Вы прибегаете для оживления потребительского спроса?
Сейчас гость максимально требователен ко всем составляющим фуд-сервиса – соотношение «цена-качество», уровень известности и лояльности к бренду, качество и скорость обслуживания, уровень технологического развития, качество маркетинговых коммуникаций – все должно быть максимально современным, развитым. В фаст-фуде данные требования еще выше, так как это самый технологичный и инновационный сегмент с самой «молодой» и требовательной аудиторией. Тенденции постоянно меняются, а требования к качеству во всех сферах только растут. Для нас, как и ранее, основной инструмент – непосредственный контакт с аудиторией. Наша стратегия в данный момент – знакомство российского потребителя с легендарным продуктом Nathan’s, с его вкусом и разнообразным ассортиментом. Конечно, как и все фаст-фуд сети, мы используем ценовые и комбо-предложения, а также сезонные и специальные, фирменные блюда. В арсенале нашего бренда история, которая насчитывает более 100 лет и масса инструментов для создания и поддержания интереса и лояльности бренда. Но в настоящий момент для нас главный инструмент – прямой контакт с гостем (будь то взаимодействие в ресторане или диджитал-общение) и донесение до потребителей всех преимуществ нашего продукта и концепта.
В последние годы активное развитие получили бургерные. Какие кулинарные тренды сегодня на пике популярности, а какие лишь зарождаются?
Среди кулинарных трендов, действительно, самый активный – развитие гурмэ-фастфуда, начало которому положили именно бургерные, за которыми последовали гастро-маркеты, фермерские и гурмэ-рынки; «бум» столовых, кулинарий, пекарен level2.0, появление и бурный рост концепций FixPrice. Будучи частью международной сети, мы также имеем возможность наблюдать за трендами на других рынках и видим повсеместное глобальное переосмысление фаст-фудных концепций в сторону «оздоровления», большей натуральности и полезности. Отсюда новые концепции в ассортименте нашей сети с акцентом на натуральные, здоровые и легкие продукты и вкусы.
Миллениалы и поколение Z формируют новую культуру потребления. В частности, возрастает роль digital технологий и социальных медиа как каналов общения и продаж. Как Вы адаптируете свою бизнес-модель к новым запросам посетителей?
На данном уровне развития нашей сети именно интернет-коммуникация обеспечивает нам оптимальное соотношение «цена-качество» рекламного контакта. Мы используем интернет-инструменты как в B2С, так и в B2B-коммуникациях. Интеграция сайта компании, продающего landing page, e-mailмаркетинга, CRM-системы и всех возможностей socialmediaво всех регионах представленности сети для нас абсолютно необходима.
Направление готовой кулинарии активно развивают ведущие продуктовые сети, например, «Азбука вкуса», «Виктория» и «Ашан». Наряду с этим активно растет и популярность услуги доставки продуктов питания на дом. Ощущается ли обострение конкуренции за гостя между ресторанами и ретейлом?
В борьбе за ограниченные средства потребителей все возможные фуд-концепты вступали и вступают в ожесточенную конкуренцию. С кризисом, безусловно, борьба обостряется, ретейл обладает существенным потенциалом для развития новых форматов, предлагающих выгодные и удобные потребителю комбинации. С другой стороны, в силу гибкости ассортиментного ряда и адаптивности форматов, Nathan’s обладает обширным потенциалом для развития кобрендинговых проектов с ретейлом.
Каковы приоритетные направления развития компании в ближайшей перспективе? Собираетесь ли Вы расширять географию присутствия ресторанной сети или откажетесь от количественного роста в пользу качественного развития? Какие регионы рассматриваются менеджментом как наиболее перспективные для экспансии?
Для Nathan’s период активного развития только начался, мы придерживаемся стратегии качественного развития на всей территории РФ, не выделяя более или менее перспективных рынков. Для нас интересна вся территория, значение имеет комплекс экономических, логистических и прочих факторов, который мы оцениваем для каждой локации индивидуально.
Высокие комиссии агрераторов доставки заставила ряд игроков рынка отказаться от их услуг в пользу развития собственных приложений для доставки. С Вашей точки зрения, какая из двух бизнес-моделей более экономически целесообразна и перспективна? Как вы оцениваете вклад направления доставки в развитие вашего бизнеса?
Для нас доставка, в первую очередь, это сервис необходимый гостю, а, значит, – это направление, которое так или иначе необходимо развивать. Фаст-фуд обладает рядом ограничений, связанных с технологией, которые могут отразиться на качестве продукта в процессе его перемещения. Наш продукт сохраняет максимальные потребительские свойства ограниченное время и продление этого времени – главный вопрос, который нужно решить для внедрения экономически эффективной бизнес-модели доставки. Только в 2017 году гиганты нашего рынка внедрили доставку, но результат пока не очевиден для рынка. Мы с франчайзи партнерами опробовали оба варианта – и собственную доставку, и посредством деливери-агрегаторов – оба они требуют существенной проработки, и оба имеют свои достоинства и недостатки. Очевидно, что основным фактором для развития сервиса доставки во всех вариантах является представленность бренда и количество точек питания на данной конкретной территории.
Каковы Ваши прогнозы по развитию российского ресторанного рынка в 2018-2019 гг.? Какие драйверы и барьеры для роста рынка Вы видите?
2018-2019 для Nathan’s– это активное развитие сети, расширение представленности, продвижение бренда и концепции. Мы довольно трезво смотрим на перспективы ресторанной отрасли, которая, как и вся экономика, переживает не самые простые времена. Наш рынок огромен, степень вовлечения потребителя в фуд-сервис далека от западных показателей, нужно лишь предложить тот продукт, который будет востребован рынком и при этом коммерчески эффективным. Для нас это именно продукт и концепция Nathan’s– качественный фаст-фуд с богатой историей и международным уровнем сервиса.