Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 16 июля 2018
Александр Сторощук

Одна из главных сложностей отрасли — отсутствие отечественного сырья

Владелец, генеральный директор группы компаний Do4a Lab о каналах продвижения продукции и изменениях на рынке спортивного питания

Расскажите, пожалуйста, о Вашей компании. Когда Вы начали производить спортивное питание? Где расположено Ваше производство?

Компания Do4a.com зародилась в 2011 году, но изначально мы не имели коммерческой направленности. Проект был создан как своеобразный медиа-ресурс и информационная площадка для спортсменов. Большая часть контента делалась нами лично и такими же, как и мы, энтузиастами, которые работали «за идею». Проект становился очень популярным, и в течение 2 лет мы стали лидером фитнес-индустрии и силовых видов спорта (только паблик в ВКонтакте на то время насчитывал более 1 млн пользователей). Безусловно, с ростом компании нам потребовались деньги на развитие проекта, на выплату заработной платы редакторам, контент-менеджерам, переводчикам и т.д.

На открытие первого магазина спортивного питания нас подтолкнули наши подписчики и фанаты, именно они подали нам идею о том, что мы, имея огромный медиа-ресурс, без всяких затрат можем рекламировать свои магазины, свои продукты, свою франчайзинговую сеть и т.д.

Что касается именно Do4a Lab – этот проект появился 1 июля 2016 года в Санкт-Петербурге, но его старт повлияло 2 фактора:

1) экономический кризис 2015 года, вследствие которого вся импортная продукция выросла пропорционально курсу валют.

2) желание делать качественный продукт на территории России, который сможет конкурировать с американскими и европейскими брендами по качеству и быть в более привлекательном ценовом сегменте для потребителей.

К тому же в это время стало очень популярно направление импортозамещения, вследствие которого у потребителя начался рост доверия к российским производствам и брендам. И это тоже положительно повлияло на наше развитие. 

И вот, на сегодняшний день мы лидеры на рынке спортивного и здорового питания России!

Какое оборудование Вы используете для производства спортивного питания? Насколько велика зависимость Вашего производства от импортных поставок сырья и ингредиентов? 

В период активного роста импортогзамещения в России появился ряд машиностроительных заводов, которые поставляют нам оборудование, сделанное в России и на 90% состоящее из российских комплектующих.

Наше производство имеет все необходимое оборудование для производства мягких и твердых желатиновых капсул, а также всех видов сыпучей и жидкой продукции. Безусловно, это звучит очень просто, но если внедриться глубже в процессы, то будет понятно, из какого количества оборудования состоит производственный комплекс.

У нас имеется оборудование для смешения и дозирования спортивного питания, технологические линии для этикетирования и маркировки продукции, есть линия розлива и укупорки продуктов, автоматический капсулятор.

Одна из главных сложностей отрасли — отсутствие отечественного сырья. На данный момент в России нет такого производства, которое производило бы сыворотку и аминокислоты нужного нам качества. Но мы безусловно хотим стать первыми, кто будет производить именно сырье для спортивного питания и пищевой отрасли.

На данный момент нам приходится работать с производителями и поставщиками импортного сырья, расположенными в Новой Зеландии, Австралии, Швейцарии, Германии и т.д.

Расскажите, пожалуйста, о результатах Вашей работы в 2017 году. Каких количественных показателей Вы достигли? Сколько ассортиментных единиц продукции Вы производите?

2017 год был очень насыщенным, и на него пришелся активный рост компании как в сегменте производства, так и розничных продаж.

Наше производство выпустило суммарно более 1 млн единиц продукции, вывело на рынок около 170 новых SKU, количество розничных торговых точек перевалило за 70, и динамика роста постоянно сохраняется.

Что касается показателей роста выручки – они растут благодаря увеличению количества розничных точек и увеличению качества работы уже существующих. За 2017 г. выручка розничной сети Do4a.Market достигла 1.5 млрд. руб.

По результатам опросов РБК основная доля продаж спортивного питания в России приходится на розничные специализированные магазины (более 50% респондентов покупали спортивное питание именно там) и российские интернет-магазины (более 20%). Как Ваша компания распространяет свою продукцию? Какие каналы сбыта являются для Вас основными?

На данный день в нашем активе 62 франчайзинговых магазина, 4 собственных и широкая сеть дистрибьюторов по России и в СНГ.

Мы стремимся открыть наши магазины во всех городах России, а также более активно развивать сеть в странах СНГ, что, безусловно, скоро произойдет. В города, где еще магазинов нашей сети нет, мы отправляем заказы с одного из ближайших складов, чтобы клиент мог получить продукцию максимально быстро и на максимально выгодных условиях.

На данный момент интернет-магазин все-таки стал больше «витриной» товаров, где клиент может ознакомиться с продукцией, с ценами, с отзывами потребителей и подобрать нужный продукт, но купит его, скорее всего, в офлайн-магазине.

Как повлиял на Вашу компанию рост курса доллара в конце 2014 года? Заметили ли Вы рост спроса в начале 2015-2016 гг.?

Рост курса валюты, конечно же, сильно повлиял на цены импортной продукции, и в том числе сырья. Но это только пошло нам на пользу: мы смогли дать более конкурентоспособные цены по сравнению с импортными производителями, что послужило увеличению спроса.

Если учитывать, что импортный продукт на 100% зависит от курса валют, то наш продукт зависит на 50%, так как заработную плату сотрудникам, аренду помещения, затраты на логистику и т.д. мы оплачиваем в рублях.

Если же брать анализ в разрезе розницы – рынок спортивного питания постоянно растет на 10-12% в год, и очень сильно меняется вектор спроса. Каких-то 5-6 лет назад 95% рынка составляла импортная продукция, сейчас импорт составляет около 50-55%, и его доля постоянно падает.

Какие каналы Вы используете для продвижения Вашей продукции?

Весь наш маркетинг делиться на две части: наши медиа-ресурсы и сторонние медиа-ресурсы.

Если брать конкретно наши медиа-ресурсы – тут уже все автоматизировано годами, и мы знаем, что и как работает, фактически все это для нас бесплатно. Если брать сторонние медиа площадки – там, как всегда, идут эксперименты, поиск новых направлений, потребителей и т.д. Для этого нами был создан отдельный отдел маркетинга, который взаимодействует со всеми площадками, блогерами, СМИ и оценивает эффективность той или иной рекламной кампании.

Как, по-Вашему мнению, изменился уровень конкуренции на рынке спортивного питания за последние несколько лет?

Как я говорил выше, в связи с увеличением цены на импорт, в России стали появляться свои производства спортивного питания, и, конечно же, есть и недобросовестные производители, которые не заботятся о качестве продукта.

Недавно я насчитал более 100 российских брендов спортивного питания, но 70% рынка российского спортивного питания занимают 3 бренда, и один из которых, конечно же, Do4a.Lab.

Каким Вы видите развитие рынка спортивного питания России в ближайшие годы? Расскажите, пожалуйста, о Ваших планах по развитию. Собираетесь ли Вы увеличивать ассортимент продукции? Запускать новые линейки продукции? Расширять сотрудничество со спортсменами?

Рынок постоянно растет, вектор спроса на продукцию меняется. В 2018 году мы выводим новые линейки здорового и диетического питания, которые рассчитаны на рядовых потребителей, занимающихся фитнесом, а не на профессиональных спортсменов. Тем самым мы многократно увеличим рынок сбыта.

Если говорить о конкретных целях, то план следующий:

1. Расширение ассортиментной матрицы;

2. Достижение целевой доходности (максимальное снижение себестоимости при заданном уровне качества, реализация оптимальных конкурентных стратегий — увеличение маржи).

3. Увеличение показателей представленности бренда (быстрое обеспечение в опте и рознице);

4. Увеличение объема продаж готовой продукции и сырья.

Что касается сотрудничества со спортсменами — это хороший способ повысить узнаваемость бренда. На данный момент мы сотрудничаем с многими профессиональными спортсменами и спортсменами-блогерами.

Хотим ли мы продолжать сотрудничать со спортсменами и расширять их круг, ответ однозначный: «Да!»

РБК Исследования рынков Рынок спортивного питания России 2018 79 000 ₽
Материалы по теме
Показать еще