Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 26 апреля 2024
Павел Вепрев

Разнообразие и конкуренция всегда лучше, чем однообразие и монополии

Директор бизнес-продуктов сервиса доставки еды Сhibbis.ru специально для исследования рынка общественного питания 2023

— Каким был 2022 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию?

— Прошедший год был полон вызовов. Если по итогам января–февраля мы фиксировали рост и собирались вырасти вдвое (за период с декабря 2021 по декабрь 2022 года), то по итогу первого квартала мы пересмотрели стратегию: она стала более консервативной.

В марте 2022 года мы столкнулись с резким снижением спроса почти на 30%. В целом это вполне логичная реакция рынка на неопределенность, поэтому мы пересмотрели наши планы по росту и поставили себе цель не потерять долю рынка, отыграть мартовское падение, повысить операционную эффективность и устойчивость компании, чтобы в случае возможных потрясений не пришлось сокращать сотрудников или маркетинговые расходы.

Потребительский спрос уже в апреле начал расти, соответственно стратегию на второе полугодие можно было пересматривать. Но внешние факторы, такие как атаки на нашу инфраструктуру, сильно повлияли на итоговые показатели, и поэтому мы продолжили придерживаться консервативной стратегии. 

Начало боевых действий на Украине и мобилизация были стрессовыми ситуациями, но стоит отметить, что если в марте мы столкнулись с падением, то в октябре у нас был только рост. Что касается команды, то мы стали только крепче и профессиональней. Во времена такой турбулентности на первый план вышло человеческое общение, поддержка и навык отсекать все лишнее.

Наши консервативные цели на 2022 год мы полностью выполнили, и если исключить потери от атак, то мы бы закончили год с привычным для нас ростом.

— Как вы оцениваете результаты компании в первой половине 2023 года? Насколько ситуация отличается от прошлогодней? Какие драйверы и барьеры рынка вы видите?

— Каждый месяц мы ставим рекорды. Видим, что после мартовского обвала спрос восстановился. Говорить о том, что рынок общепита растет, как в прошлые годы, конечно, нельзя, но тренд в целом положительный. Доля онлайн-продаж увеличивается.

Ситуация в 2023 году несильно отличается от той, что сложилась во второй половине 2022 года. Рынок общественного питания быстро адаптировался к нынешним реалиям. Горизонт планирования все еще небольшой, но мы уже можем строить планы хотя бы на шесть месяцев.

В целом неэффективные проекты закрываются, но те компании, где умеют выстраивать операционные процессы — растут. В результате, на рынке остаются профессионалы, но обратная сторона этого в том, что в регионах меньше шансов встретить проект с интересной кухней.

Главным драйвером рынка остается онлайн. Некоторые наши партнеры зарабатывают в онлайне в два раза больше, чем в офлайне.

Главный барьер для развития рынка состоит в том, что не во всех регионах России можно быстро перестроить поставки продуктов, сохранив при этом высокое качество и приемлемую цену. Важно и то, что не всем продуктам можно найти местные заменители. Поэтому где-то цены растут слишком высокими темпами, и приходится перестраивать меню. Но тут на первое место выходит мастерство шефа. 

— Насколько повлияла на маржинальность бизнеса волатильность рубля в 2023 году? Пришлось ли сервису повышать комиссию для партнеров или стоимость услуги для потребителей? Какую ценовую политику планируете применять до конца года?

— Валютные курсы существенно не влияют на наш бизнес. У нас минимальное количество обязательств в иностранной валюте, и бизнес сосредоточен в России.

В 2022 году случился общий рост цен темпами выше привычных, поэтому для конечного потребителя цены выросли. Мы, пересмотрев свою стратегию в начале 2022 года, оптимизировали затраты и сделали упор на эффективность, поэтому даже не собирались пересматривать условия работы с партнерами. В целом, повышать ставки общепиту, у которого и так хватает забот — не лучшая идея.

Наоборот, в 2022 году мы значительно увеличили команду, которая работает с нашими партнерами, делится лайфхаками, помогает развиваться, работать с отзывами клиентов. В общем, нам выгодно, когда наш партнер доволен и хорошо зарабатывает. Выжимать из него проценты и держать на грани рентабельности — не наш метод.

Что касается потребителей, то, несмотря на общую тенденцию вводить обязательные сборы и платежи, мы более 95% заказов доставляем бесплатно и без дополнительных сборов.

В результате нам в Chibbis удается держать цены ниже, чем в других агрегаторах, а клиентам заказывать с ощутимой выгодой для себя.

— Как менялись средний уровень цен на платформе, количество заказов, средний чек, наполняемость чека по сравнению с 2022 годом? Наблюдается ли перераспределение спроса в сторону более демократичных ресторанов?

— Привычка заказывать еду никуда не ушла. Цены к 2023 году стабилизировались, поэтому количество заказов и новых пользователей уверенно растет. Рынок в 2023 году выглядит оптимистично, и каких-то предпосылок для пересмотра этого тренда нет.

Цены подросли, но и свободных денег у людей стало больше — отсюда рост заказов. Средний чек меняется примерно вместе с инфляцией и зависит от регионов, так же как и наполняемость корзины: где-то она упала, где-то — подросла.

Существенного смещения спроса в какую-то сторону мы не фиксируем. Рестораны в нижнем и нижнем среднем ценовых сегментах растут активней, чем в среднем-высоком, но эта тенденция отмечалась еще в пандемию. Так что каких-то значимых изменений по сравнению с 2022 годом нет. Проникновение онлайн заказов и доставки будет увеличиваться: все больше людей в разных городах начинают пользоваться ей регулярно.

— Насколько отличается ситуация на рынке доставки в регионах от Москвы и Санкт-Петербурга?

— Важная деталь, которую надо понимать, состоит в том, что в регионах немного другая модель потребления. Так, в регионах большинство доставок до сих пор осуществляется бесплатно, и это норма. В то время как в Москве и Санкт-Петербурге люди готовы платить за доставку и более требовательны к скорости.

Также можно сказать, что в регионе заказ еды обусловлен каким-то поводом, и там качество важнее скорости. Видимо, в ближайшие годы в регионах мы будем наблюдать смещение спроса на повседневные рестораны, но этот процесс будет постепенным.

— Как вы оцениваете ситуацию с конкуренцией на рынке? Как на ней отразилось приобретение Delivery Club «Яндексом»?

— Конкуренция на рынке чрезвычайно высока. Безусловно, приобретение Delivery Club «Яндексом» укрепило позиции последнего на рынке, особенно в Москве и Санкт-Петербурге.

Критических изменений это не повлекло. Кроме «Яндекс.Еды» и «Деливери» на рынке работают множество прямых и косвенных конкурентов, например, «ВкусВилл» или «Яндекс Лавка». То есть конкуренция становится жестче каждый год, и эта сделка всего лишь одно из событий.

Нам со своей стороны остается постоянно развиваться, тестировать новые каналы привлечения. Мы умеем это делать, ведь каждый год у нас получается расти, обгоняя рынок.

— Как вы оцениваете влияние от ухода или приостановки работы в России ряда иностранных операторов общепита? Сумели ли их отечественные конкуренты нарастить продажи в период их отсутствия? Стали ли переименованные аналоги полноценной заменой ушедшим сетям?

— Разнообразие и конкуренция всегда лучше, чем однообразие и монополии, поэтому в уходе иностранных операторов нет ничего хорошего. Однако, если говорить про общепит, то исход операторов не стал ни трагедией, ни даже проблемой. В частности, те же «Вкусно — и точка» и Stars Coffee, вполне комфортно себя чувствуют и, кажется, что у новых владельцев получилось не хуже. Стало ли лучше — пока не ясно: чтобы это понять, нужно время.

Мы видим, что потребительский спрос в нашей сфере достаточно гибкий. Людям проще выбирать из знакомых брендов. Но и в том, чтобы сориентироваться в новых, у них нет никаких проблем. Тем более на нашем сервисе мы помогаем с выбором, предоставляя честные отзывы и рейтинг. А в остальном — полгода рекламы на телевидении делают новый бренд хорошо знакомым.

— Используете ли вы в своем бизнесе новые технологические решения? Видите ли сейчас перспективные идеи в данном направлении для индустрии доставки готовой еды?

Новые технологии всегда были и будут драйвером роста. Мы плотно работаем с AI решениями и видим в их использовании большой потенциал на горизонте 3–5 лет. Это касается маршрутизации доставок, оптимизации логистики в целом и коммуникации с пользователями и партнерами.

Очень перспективной для фудтеха может быть роботизация на этапе сборки и доставки заказов.  Роботы, которые собирают заказы, проводят инвентаризацию — это то, что может помочь существенно сократить издержки при сохранении уровня сервиса.

— Какие направления деятельности будут в фокусе вашей компании в 2023–2024 годах? Есть ли планы по расширению географии доставки, выходу на рынки зарубежных стран, развитию проектов других форматов?

 Хороший потенциал роста мы видим именно в рамках текущей модели. Поэтому все наши усилия направлены на рост и развитие Chibbis в той конфигурации, в которой он существует сейчас. Нам не нужно ничего добавлять к сервису, чтобы продолжать расти намеченными темпами. 

Мы придерживаемся ранее выбранной стратегии: растим активных партнеров, работаем с уровнем и качеством сервиса, расширяем базу клиентов. Отдельное внимание уделяем работе над предложением в каждом конкретном городе, подбирая рестораны и кухни. Стремимся создать оптимальное сочетание, чтобы у клиента всегда была возможность заказать то, что ему нравится, и попробовать что-то новое. 

Наш фокус на 2023–2024 годы  это увеличение количества партнеров, расширение географии и улучшение пользовательского опыта. До 2022 года мы планировали выходить на зарубежные рынки, но впоследствии решили сконцентрироваться на бизнесе в России.

У нас есть ряд смежных проектов, которые органично вписываются в Chibbis, например, в сфере логистики или производства фермерских продуктов. Возможности для их масштабирования имеются, но пока мы сосредоточимся на основной деятельности.

РБК Исследования рынков Российский рынок доставки готовой еды 2023 102 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 28 мая 2024 Компания Гидмаркет Центральный ФО лидирует на рынке клининговых услуг, занимая чуть менее половины его объема Доля Центрального ФО превысила 47% в 2023 году

По данным исследования ГидМаркет в структуре выручки от оказания клининговых услуг по регионам наибольшая доля на протяжении периода с 2019 г. по 2023 г. остается за Центральным федеральным округом, в 2023 г. она составляет 47,6%, поскольку в данном федеральном округе высокая концентрация предприятий и организаций различного уровня, высокий спрос на услуги клининга, а также зарегистрированы крупнейшие операторы отрасли, имеющие зачастую производственные мощности в других федеральных округах. На втором месте Северо-Западный федеральный округ, в 2023 г. его доля составляет 18,9%. Далее следует Сибирский федеральный округ, его доля составляет 10,7%. Приволжский федеральный округ имеет в 2023 г. долю 8,4%, в течение исследуемого периода она снижается. Доля Уральского федерального округа довольно стабильна в течение всего исследуемого периода и составляет 5,7%, в Южном федеральном округе доля клининговых услуг увеличивается до 5,7% в 2023 г. Минимальные доли у Дальневосточного федерального округа: 2,7% в 2023 г., и у Северо-Кавказского федерального округа – 0,5%.

Показать еще