По данным «Анализа рынка безалкогольных напитков в России», подготовленного BusinesStat в 2018 г, в 2013-2017 гг натуральный объем продаж безалкогольных напитков в России увеличился на 1%: с 15,10 млрд л до 15,25 млрд л.
Наибольший за пятилетие объём продаж был отмечен в 2014 г и составил более 15,6 млрд л продукции. В 2015 г реализация безалкогольных напитков в стране сократилась на 4,5% к уровню 2014 г, что было вызвано снижением уровня доходов населения и стремлением покупателей к экономии. В 2016 и 2017 гг спад продаж сменился ростом, составившим 1,5% и 0,8% относительно предшествующих лет соответственно. Невысокий темп прироста продаж в 2017 г объясняется аномально холодными весной и летом, которые не способствовали росту спроса на продукцию.
На российском рынке безалкогольных напитков в структуре натуральных продаж лидируют прохладительные напитки. В 2017 г их доля от общего объёма продаж составила 39,6% (6 029,2 млн л). На втором месте по объёму продаж находятся минеральные воды – 23,7% (3 613,0 млн л). Питьевые воды занимают третью позицию в объёме внутренних продаж – 20,6% (3 144,5 млн л). Замыкают список соки и нектары – 16,1% (2 458,3 млн л). Необходимо отметить, что в 2013-2017 гг доля питьевых вод в структуре продаж безалкогольных напитков в России заметно возросла, а доля соков и нектаров – снизилась. Для сравнения, в 2013 г продажи соков и нектаров составляли 20,3% от общих продаж безалкогольных напитков в России, а питьевых вод – всего 14,7%.
В 2018-2022 гг продажи безалкогольных напитков в России будут демонстрировать умеренную положительную динамику – в среднем на 1,5% ежегодно. На увеличение продаж будут влиять такие факторы, как рост спроса на питьевую воду, особенно в таре большого объема («кулерная вода»), а также рост продаж безалкогольных напитков в холодное время года (фактор сглаживания сезонности). По оценкам BusinesStat, к 2022 г объем продаж безалкогольных напитков в России вырастет до 16,45 млрд л.