Еще
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 16 марта 2018
Геворг Вопян

Барбершопы в России: мы двигаемся по западному пути, но с большим отставанием

Основатель и владелец бренда FIDEL о развитии и успехах барбершопов FIDEL и особенностях индустрии в целом

Расскажите, пожалуйста, о развитии сети. Каких количественных показателей Вы достигли с момента открытия и до 2017 г? Как изменилась динамика клиентов за последние годы? Насколько сильно повлиял на неё кризис?

Территория Мужской Свободы – первый барбершоп FIDEL появился на рынке в октябре 2016 года в Подмосковном городе Железнодорожный (сейчас уже Балашиха). Уже в первый месяц оборот составил 400 тыс. руб. Наш барбершоп очень быстро занял лидирующее положение в данном городе, с учетом того, что мы заходили не первые, и держим данную позицию по сей день. Сегодня барбершопов или их подобие в городе уже 4. Как мы и прогнозировали, наш совокупный годовой оборот составил более 10 млн руб.

На территории, где появляется FIDEL barbershop очень быстро остальные уходят на второй план, и мы занимаем лидирующие позиции. Мы интересны людям не только высоким качеством и необходимым сервисом, но и концепцией в целом. FIDEL barbershop одна из самых амбициозных и динамично развивающих сетей.

На рынке франшиз мы с июля 2017 года. В нашем портфеле уже 18 проданных франшиз, 2 собственных барбершопа, и все это за 6 месяцев. Таких результатов не было даже у именитых и раскрученных сетей, которые заходили на пустой рынок, т.е. на стадии активной фазы развития рынка в целом в России.

Кризис никаким образом не влиял и не влияет на рынок. Если говорить о наших Амигос, именно так мы называем своих клиентов, то их количество только увеличивается. Мужчины только привыкают к культуре ухода за собой именно в правильном формате. Несколько лет назад, если ты посещал салоны красоты, то твои друзья, коллеги могли бы посмотреть на тебя криво-косо и этому были определенные предпосылки, это первое! Второе – мужики боятся уходить от парикмахеров, типа «тетя Люся», к которым они уже привыкли и ходят много лет, можно сказать приросли корнями к ним, но мы их активно «вырываем» от них. Мужчина, побывавший один раз в мужской парикмахерской FIDEL barbershop, в 95% вернется снова к нам, и таких становится все больше. Наш рынок – не паханое поле!!! Но профессионалов мало! Мы двигаемся по западному пути, но с большим отставанием. Там с 90-х годов в индустрии красоты есть два направления – мужское и женское. Например, сеть мужских парикмахерских Sport Clips на сегодняшний день насчитывает 1600 локаций в Америке и в Канаде.  А в России мы только начинаем, хотя рынок растет очень динамично!

Если говорить о покупателях франшизы барбершопа FIDEL, то здесь ситуация так же интересна: в условиях кризиса, люди с накоплениями готовы инвестировать. Если раньше, большинство мелких инвесторов стремились вкладывать в недвижимость с последующей продажей и ли сдачей в наем, то сейчас ситуация другая. Люди поняли, можно зарабатывать больше при аналогичных вложениях. Рентабельность в нашем бизнесе варьируется от 30 до 35%. При среднемесячном обороте 1,5 млн руб. можно высчитать вашу прибыль! Согласитесь, это очень хорошие дивиденды! Резюмируя можно смело сказать, что кризис идет своим путем, рынок барбрешопов – своим!

Реальные доходы населения продолжили сокращаться в 2017 году, снизилась активность малого и среднего бизнеса. Как отражаются проблемы российской экономики на Вашем бизнесе? Какие тенденции потребительского поведения Вы отмечаете?

Как я ранее обозначил, кризис нас не коснулся. Весь 2017 год, а равно, как и 2014-2015 года, рынок барбершопов только рос и продолжит еще расти 2-3 года. Затем последовательные этапы: стагнация, оздоровление, т.е. непрофессиональные одиночки закроются, а затем наступит стабилизация. Львиная доля рынка будет закреплена за сетями, которые смогут справиться со своим количественным объемом и смогут предоставлять качественные услуги и высокий уровень сервиса. Наша сеть заложила данные параметры уже в фундамент бренда FIDEL barbershop. Что касается проблем в связи с экономической ситуацией в России, лично мы их пока не видим.

Расскажите о подготовке кадров в индустрии барбершопов? Существует ли в отрасли дефицит кадров? Проходят ли Ваши сотрудники повышение квалификации? Каким образом происходит повышение квалификации?

На сегодняшний день существует два направления обучения: «придворные» академии и школы, т.е. сети открывают собственные учебные заведения, и независимые. Что касается собственных, то в основном это дополнительный инструмент для откачки денег у покупателей франшизы. Не буду называть сеть, но ее будущий покупатель франшизы изначально будет оплачивать обучение, независимо от уровня навыков будущего мастера. В итоге, неоправданные расходы и бюджет франшизы переваливает за 4 млн руб.! Обучают, в основном, мастера из сети. Но не каждый мастер преподаватель! В этом и беда!  Мы, сеть барбершопов FIDEL, пошли иным путем: долго думали, как нам решить данную задачу, чтобы мы могли реально и качественно обучать, квалифицировать своих мастеров, и пришли к выводу, что нам необходимы профессионалы. Сами мы пока не готовы! Изучили рынок и остановились на академии «Барбер Эксперт» Сергея Рудницкого. Личность Сергея достаточно известна в индустрии мужских стрижек и бритья. В академии «Барбер Эксперт» настоящие преподаватели и настоящее обучение. Я связался с Сергеем, при встрече рассказал ему о себе и моей истории и предложил сотрудничество! Сергей дал свое согласие, хотя подобного рода практики у них до этого не было. На текущий момент мы только в «Барбер Эксперт»! Как правило, обучение происходит 1 раз в 3-4 месяца, а также в зависимости от потребности мастера!

На рынке действительно дефицит кадров! Остро это чувствуется в регионах и Московской области, т.к. все стремятся в столицу. Существует очень много сложностей, связанных со взаимоотношениями. У многих просто «срывает крышу», когда начинают зарабатывать много денег, появляется звездная болезнь. В нашей практике были, кто пытался диктовать условия нам, но мы быстро решили данный вопрос и достаточно показательно. Раньше мы везде афишировали наших мастеров, сейчас этого нет. На нашем сайте fidelbarbershop.ru вы не увидите раздел «наши мастера» – у нас только раздел «работы мастеров барбершопов FIDEL». Так и в соцсетях! Кроме того, мы развиваем внутреннюю корпоративную культуру.

На самом деле, собственникам сетей необходимо чаще взаимодействовать друг с другом для исключения подобных случаев и наказания «черных» барберов.

Расскажите, пожалуйста, о Вашей программе лояльности? Как Вы удерживаете клиентов и увеличиваете трафик? Какова средняя частота посещений у постоянных клиентов?

В нашем бизнесе очень важна возвращаемость клиентов, т.к. этот показатель является стержнем успешности барбершопа в целом. На текущий момент в нашей сети средний показатель возвращаемости равен 68%. Но мы работаем над увеличением до 75-80%. Вот некоторые наши шаги: каждому нашему новому Амиго мы предоставляем накопительную бонусную карту AMIGO CLUB. На текущий момент она работает по системе cashback – 3% от чека возвращается на карту клиенту. Работа над удержанием клиентов начинается с момента, как только он перешагнул порог барбершопа FIDEL. Сервис и Качество – для нас это не банальные слова, как для других, мы ведем большую работу над этим. Сервис – это администратор, обязательно девушка! Она работает строго по скрипту, разработанному внутри нашей компании. Наш Амиго должен быть встречен с улыбкой. Ему обязательно предложат чай, кофе или кубинский ром. В случае необходимости, ему зарядят телефон. Его обувь будет блестеть, т.к. у нас стоят машинки для чистки обуви. Если папа пришел с сыном, то для него у нас заготовлен детский уголок – это наши стандарты!

Качество – это результат работы наших мастеров! Как мы их подготавливаем вы уже знаете! Контролируем данные процессы «тайниками»: тайные звонки, тайные посетители. После этого даем обратную связь нашим франчайзи. Что касается удержания, помимо вышеперечисленного, мы дополнительно проводим систематические акции в рамках всей сети барбершопов FIDEL. Этого не делает никто, даже большие сети. Например, осенью прошлого года мы разыгрывали два новых iPhone 8. Весной текущего года планируем разыграть поездку на Кубу на двоих. Вам необходимо всего лишь прийти и воспользоваться нашими услугами! Есть еще много инструментов для привлечения и удержания клиентов, но о них говорить не будем, т.к. конкуренты не дремлют. Частота посещения клиентов составляет в среднем 2 визита в месяц.

Кто является Вашей целевой аудиторией? Какова структура посетителей по возрастам? Какие три наиболее популярные услуги, предоставляемые в барбершопе?

Преимущественно барбершопы FIDEL посещают люди в возрасте 25-30 лет (40%) и 30-40 лет (30%). По 12-15% приходится на молодое поколение – посетители в возрасте до 18 лет и от 18 до 25 лет. Клиенты, которым более 40, составляют всего 3% аудитории.

Наиболее популярными услугами в наших барбершопах являются стрижка/укладка волос, моделирование/стрижка бороды и детская стрижка.

Используете ли Вы социальные сети для привлечения клиентов? Какова доля клиентов, пришедших в барбершопы из социальных сетей, мессенджеров и интернет-сайта?

Для продвижения нашей работы мы используем в том числе и соцсети. Основное направление – Instagram. Этим у нас занимается штат сотрудников! Локально так же используем и мессенджеры. Львиная доля пришедших — это сайт. Кстати, наш сайт fidelbarbershop.ru один из лучших на рынке с точки зрения дизайна и функциональности. Мы проделали огромную работу и продолжаем это делать. Действительно брендовая работа! Вы практически не найдете ни одной позаимствованной фотографии и текста с просторов интернета. Все наша работа! Это касается и логотипа!

Как Вы оцениваете уровень конкуренции на рынке? Как изменился ее уровень за последние годы?

Начну с того что мы за здоровую конкуренцию. Ее уровень сложно оценить. Очень много дилетантов. К сожалению, сплошь и рядом непрофессионализм. Многие думают, что открыть барбершоп – это легко: покрасил стены, поставил кресла, взял пару мастеров, не держащих толком ножниц в руках и не знающих, что такое «помпадур», назвал его каким-нибудь «станком» или брутальным именем и все, ты в деле! Ничего подобного. Никого не хочу обижать, но их время рано или поздно закончится. В условиях растущего рынка это еще прокатит, но, когда начнется настоящая «рубка» за рынок они проиграют. Их рекламные бюджеты не позволят держаться на плаву, одним Яндекс.Директ не отделаешься. Поэтому, Амигос, если кто-то еще думает самому открывать или франшиза – однозначно франшиза! Только очень хорошо подумайте, прежде чем подписывать контракт! Предложения на рынке разнятся. Кто-то обещает за 1 млн руб. барбершоп, хотя это нереально, кто-то за 4,5 млн руб., это реально, но вы выкидываете лишние 2 млн руб.!

Ваша сеть развивается по франшизе. Расскажите, пожалуйста, более подробно о Ваших успехах в этой области?

К выходу франшизы FIDEL мы готовились долго и основательно. Ставили перед собой задачу выйти с готовым продуктом на рынок, и время показало, что готовились не зря. Не методом «пойдет или не пойдет», как делают большинство, и не вкладывая денег, а с реальной и профессиональной подготовкой! И как результат, чуть ранее я уже говорил об этом, за 6 месяцев в нашем портфеле уже 18 проданных франшиз, 2 собственных барбершопа. Прогноз текущего года – плюс 25 барбершопов FIDEL! Сейчас активно занимаемся городами миллионниками и полумиллионниками. В основе нашей франшизы принцип 3F – крепкий фундамент сети, рассчитанный на долгосрочное сотрудничество:

  1. FIDEL – это ИДЕЯ, наш бренд в целом. Мы единственная сеть барбершопов, кто делится и показывает финансовые результаты. Открытость – наш драйвер! Инвесторы и партнёры видят наш бизнес в цифрах. "Ничто не привлекает предпринимателя, как посмотреть сколько зарабатывает другой предприниматель" (https://vk.com/fidelblog).
  2. FAMILY – это КОМАНДА. Мы серьезно относимся к выбору партнеров. Мы ориентированы на лидеров, нам нужны сильные партнеры — это основа стабильной и конкурентоспособной сети.
  3. FUTURE – это СТРАТЕГИЯ. Мы не живем одним днем или годом, как делают многие. Урвать здесь и сейчас – это не наше. Мы смотрим и планируем будущее! Наша цель – долгосрочное сотрудничество с партнерами. Наша цель быть в тройке лидеров к 2020 году!

Покупая франшизу Фидель, клиент получает налаженную автоматизированную бизнес-систему, профессиональное взаимодействие. Оперативность – наш конек. Мы своевременно предоставляем всю необходимую информацию. Оставьте заявку на сайте и будьте уверены, в течении 5-20 минут вам уже позвонят, и позвоню лично я, как основатель бренда FIDEL barbershop! Для меня важно услышать клиента, выявить его потребности и услышать о его переживаниях. Люди, приходящие в наш бизнес, как правило, не знают с чем они столкнутся и нуждаются в поддержке, дружеском плече. Мы делаем на этом акцент, т.к. я сам лично когда-то пытался купить франшизу барбершопа. И что вы думаете?! Я бегал с полумиллионом в руках по две недели то за одним, то за другим. В итоге, понял – лучше меня этого не сделает никто. Кстати, как я пришел в бизнес можно детально почитать в моем блоге.  Очень важно оперативно реагировать на запросы! Наше взаимодействие с клиентом начинается сразу, как только клиент выражает готовность работать именно с барбершопом FIDEL. Мы активно консультируем по подбору помещения, предоставляем свои варианты. Мы предоставляем полный комплекс, в том числе и юридических услуг: договорная база, созданию юридических лиц или ИП. В нашей бизнес-системе прописано все до мелочей, каждая статья расходов, в какой магазин съездить и какой номер краски купить и т.д. Мы готовы предоставлять, в том числе и строительные бригады. Сейчас, конечно, загрузка очень большая, но мы найдем выход в случае необходимости. Заключая с нами контракт, клиент понимает окончательную сумму инвестиций. Очень много случаев, когда клиентов обманывают. Говорят об одной сумме, в итоге, все выливается в гораздо бОльшие суммы. Если резюмировать, то приходя к нам вы получаете тот самый «бизнес под ключ» в прямом смысле этого слова!

Мы договариваемся на «берегу» и только после этого движемся в путь! Для открытия барбершопа FIDEL необходимо инвестиций от 1,8 млн до 2,2 млн руб. Все зависит от региона. Поверьте, если вам предложат построить барбершоп за меньшие деньги, бегите от них, вас обманывают! Франшиза за 4 млн руб. и выше это деньги на ветер. Говорю вам со всей ответственностью!

Наш паушальный взнос или, говоря простыми словами, вход в бизнес стоит 400 тыс. руб. Это чуть ниже рынка. С июня текущего года планируется увеличение до 500 тыс. руб. для Москвы, для регионов сохраним 400 тыс. руб. Роялти 5% от оборота, но не более 30 тыс. руб. в месяц. Отмечу для тех, кто не знает, роялти необходим для развития и поддержания сети. Там, где Вам предлагают цифру ниже, не смотрят в будущее. Обратите на это внимание! Невозможно содержать профессиональный штат в управляющей компании, не оплачивая роялти!

Отмечу наше важное преимущество перед другими, что является важным моментом в нашей работе — это сопровождение после открытия. Это ключевой момент во взаимоотношениях между управляющей компанией FIDEL и партнером. Каждого партнера ведет региональный менеджер, отвечающий за его ключевые показатели.

Каким Вы видите развитие индустрии барбершопов на ближайшие годы? Планирует ли компания развиваться в других регионах Российской Федерации?

Начну со второго вопроса. Мы уже развиваемся в регионах. Я ранее говорил, сейчас активно ведем рекламную кампанию в городах миллионниках и полумиллионниках. Первый региональный барбершоп FIDEL был открыт в декабре 2017 года в славном городе Уфа и уже сейчас набирает высокие обороты.

Что касается развития рынка в целом. Я уже ранее поверхностно коснулся данного вопроса, повторюсь, в ближайшие 2-3 года продолжится активное развитие рынка. Рост интереса к барбершопам среди россиян за последний год увеличился почти в 3 раза с 45 000 до 115 000 (ежемесячное количество поисковых запросов со словом «барбершоп» в Яндексе по России). Рынок России не заполнен даже на половину, необходимо увеличение в несколько раз до 4000 барбершопов, на текущий момент их около 1200. В Москве необходимо 800, на текущий момент их около 500. Затем наступит стагнация, оздоровление, т.е. непрофессиональные одиночки закроются, и наступит стабилизация. Львиная доля рынка будет закреплена за сетями, которые смогут справиться со своим количественным объемом и смогут предоставлять качественные услуги и высокий уровень сервиса. Одной из них будет федеральная сеть барбершопов FIDEL!

РБК Исследования рынков Рынок барбершопов России 2018 39 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 14 ноября 2018 РБК Исследования рынков Кризис почти не затронул рынок платной медицины На протяжении последних 12 лет наблюдается постоянный рост рынка платных медицинских услуг

С 2005 года рынок вырос более чем в 3 раза. До кризиса 2015-2016 гг. объем рынка рос как за счет повышения цен, так и за счет увеличения количества оказываемых услуг. В 2015-2016 годах рост продолжился, однако исключительно по инфляционной модели. То есть количественно (или в сопоставимых ценах) рынок не увеличивался, оставшись на уровне 2014 года. Однако по сравнению с многими другими потребительскими рынками, испытавшими существенное снижение не только в текущих, но и в сопоставимых ценах, ситуация на рынке медицинских услуг выглядит гораздо более оптимистично. Таким образом, в кризис падения рынка платных медицинских услуг несмотря на снижение реальных доходов населения и существенный рост цен не произошло.

Показать еще