Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 16 марта 2018
Ермилов Алексей

Барбершопы – это уже не мода, это стандарт

Совладелец сети мужских парикмахерских Chop-Chop об особенностях подготовки своих барберов и росте конкуренции в индустрии

Расскажите, пожалуйста, о развитии сети. Каких количественных показателей Вы достигли с момента открытия и до 2017 г.? Как изменилась динамика клиентов за последние годы? Насколько сильно повлиял на неё кризис?

1 собственная парикмахерская в 2011 году, 8 собственных московских парикмахерских по состоянию на 23 февраля 2018 года. От одного операционного сегмента мы пришли к четырем, включая: 1) Собственные парикмахерские; 2) Производство косметики под собственной торговой маркой; 3) Франчайзинг (83 парикмахерских, открытых по договорам коммерческой концессии); 4) Академия парикмахерского искусства. Динамика клиентов стабильная. Более 70% клиентов Chop-Chop — это возвращающиеся клиенты, которыми мы очень дорожим. За последние два года в Москве были открыты три новых парикмахерские. Средняя заполняемость собственных парикмахерских в Москве в 2017 году сохранилась на уровне 77.5%, несмотря на значительное увеличение количества новых мужских парикмахерских открытых в 2016-2017 гг., и увеличившимся уровнем внутриотраслевой конкуренции. У Chop-Chop своя ниша клиентов, и кризис не оказал сильного влияния на доходность бизнеса. Для наших клиентов внешний вид является одним из наиболее приоритетных статей личного бюджета. Уровень инвестиций в основные средства и прочие расходы капитального характера в 2017 году превысил 15% от общей выручки (по сравнению с 6% в 2016 году). Компания продолжает инвестировать с производство косметики и развитие собственной сети парикмахерских.

Реальные доходы населения продолжили сокращаться в 2017 году, снизилась активность малого и среднего бизнеса. Как отражаются проблемы российской экономики на Вашем бизнесе? Какие тенденции потребительского поведения Вы отмечаете?

Как в Москве, так и в регионах отмечается небольшой спад загрузки парикмахерских кресел, но мы связываем это не с падением доходов, а увеличением предложения, за которым не поспевает спрос. Впрочем, фактор цены тоже начинает играть роль. Так, за последние два года доля фирменных косметических средств Chop-Chop, произведенных в Москве, выросла с 50 до 70% в статистике наших продаж. Более дорогие американские, английские и австралийские марки стали пользоваться меньшим спросом.

Расскажите о подготовке кадров в индустрии барбершопов? Существует ли в отрасли дефицит кадров? Проходят ли Ваши сотрудники повышение квалификации? Каким образом происходит повышение квалификации?

Острая нехватка была года 4 назад, когда у нас буквально закончились мастера, которые одновременно были бы профессионалами в мужских стрижках и верно считывали наш эстетический вектор. Именно поэтому мы открыли собственную кузницу кадров — академию Chop-Chop. Она готовит как парикмахеров с нуля, так и служит площадкой для повышения квалификации наших мастеров и мастеров из региональных отделений Chop-Chop. Для аттестации мастера выполняют одну из стрижек под надзором нашего директора по качеству. Например, заданием может быть стрижка без использования машинки, только ножницами. Но всегда есть дефицит парикмахеров с собственной фан-базой. Такие мастера всегда нарасхват и, конечно, стоят дороже вчерашних выпускников, пусть и безупречно выполняющих «рейзор-фейд».

Расскажите, пожалуйста, о Вашей программе лояльности? Как Вы удерживаете клиентов и увеличиваете трафик? Какова средняя частота посещений у постоянных клиентов?

В начале 2015 года мы запустили простую программу лояльности, с которой каждая 6-я стрижка в Chop-Chop была бесплатной для пользователей нашего приложения. В начале 2017 года мы заменили ее бонусной программой «Наш человек», действующей уже для всех клиентов сети вне зависимости от механизма записи — приложение, телефон или онлайн. Это кэшбэк 10% c каждой оплаченной услуги. Бонусами можно оплачивать как стрижки, так и товары. Другие способы удержания аудитории обеспечивают e-mail-маркетинг и ретаргетинг в поисковых службах и соцсетях. Кроме того, с самыми лояльными клиентами, которые ходят к нам уже 5-6 лет, поддерживает личную связь наш директор по внешним коммуникациям. Постоянные клиенты приходят к нам в среднем каждые 4-5 недель.

Кто является Вашей целевой аудиторией? Какова структура посетителей по возрастам? Какие три наиболее популярные услуги, предоставляемые в барбершопе?

Больше половины посетителей барбершопа находится в возрасте 25-30 лет (51%). 18-25-летние молодые люди составляют четверть от общего числа клиентов. Еще чуть меньше (15%) приходится на мужчин в возрасте 30-40 лет. Молодежь (до 18 лет), а также клиенты старше 40 лет составляют менее 10% от общей численности посетителей (3% и 6% соответственно).

Наиболее популярными услугами, предоставляемыми в барбершопе, являются стрижка волос, стрижка бороды, а также продажа средств по уходу за волосами и бородой.

Используете ли Вы социальные сети для привлечения клиентов? Какова доля клиентов, пришедших в барбершопы из социальных сетей, мессенджеров и интернет-сайта?

Успех сети Chop-Chop на самом первом этапе во многом обусловлен именно умением обращаться с социальными сетями и контентом в целом. Уже к моменту открытия самой первой точки в сентябре 2011 года у нас была сформирована большая лояльная аудитория в группе Facebook. Здесь мы во многом обязаны своему опыту работы в медиа. Так что самых первых клиентов к нам приводили именно соцсети. Расходы на маркетинг у нас всегда равнялись нулю. Сейчас, из-за многократного увеличения объема информации и все усложняющихся алгоритмов выдачи постов, соцсети дают все меньше отдачи, доля трафика оттуда составляет около 8 процентов, но они остаются для нас важнейшим каналом дистрибуции контента. Без них бизнесу, в котором так важна эмоциональная составляющая, никуда.

Как Вы оцениваете уровень конкуренции на рынке? Как изменился ее уровень за последние годы?

Аналитика Yandex и Google показывает, что слово «барбершоп» стало языковой нормой. А это значит, нормой стало само явление, по поводу которого было сломано столько копьев: что это за формат, зачем он, приживется он или нет. Время показало, что посещение барбершопа стало для мужчины привычкой. Для нас это означает, что конкурентная среда невероятно уплотнилась. Когда-то мы были единственным предложением на рынке, сегодня вокруг самой первой нашей парикмахерской в радиусе 3 перекрестков открыто 7 барбершопов. Клиентов пока хватает всем. Наши партнеры из других регионов, от столиц и миллионников до небольших городков, также замечают этот бурный рост. Это явление абсолютно закономерно: барберы перерастают свое место работу и открывают собственный бизнес. И, что забавнее всего, немедленно начинают продавать франшизу, даже не вникая в содержание этого слова.

Ваша сеть развивается по франшизе. Расскажите, пожалуйста, более подробно о Ваших успехах в этой области?

Chop-Chop сегодня — сеть барбершопов с самой широкой географией в мире. Мы открыты в 8 десятках городов в 9 государствах. На этапе запуска еще две страны — Кипр и Чехия. За 6 лет существования франшизы по разным причинам закрылось всего 3-4 точки. В отличие от других франчайзинговых сетей, мы не продаем лицензию в Москве и новые точки открываем здесь сами — такой подход и наличие собственной академии обеспечивают контроль и постоянное качество, как услуг, так и сервиса.

Каким Вы видите развитие индустрии барбершопов на ближайшие годы? Планирует ли компания развиваться в других регионах Российской Федерации?

Сейчас рынок немного лихорадит, но это абсолютно нормально. Очень многим кажется, что барбершопы — это такой клондайк, где очень быстро и без особого труда можно поднять много денег. Это не так. Полагаю, что понадобится еще года 2-3, чтобы рынок пришел в равновесие. Крупные сети, которые активно продают франшизы и откладывают на потом вопрос поддержки партнеров, заметно поужмутся. С другой стороны, сети, которые подходят к этому вопросу ответственно, укрепят положение и потихоньку будут развивать свою экосистему, как это делаем мы. Маргинальные барбершопы, которые массово открываются в панельных домах, ждет разочарование: скорее всего, в ближайшие пару лет каталог «Авито» сильно пополнится берберскими креслами. Но в целом, с барбершопами все будет хорошо. Это уже не мода, это стандарт.

РБК Исследования рынков Рынок барбершопов России 2018 39 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 14 июля 2020 РБК Исследования рынков Пандемия коронавируса окончательно рационализирует спрос В кризис 2015-2016 гг., вылившийся для россиян в затяжное сокращение реальных располагаемых доходов, на первый план вышла рационализаторская модель потребления, особенностями которой выступают увеличение времени принятия решения о покупке, сокращение частоты покупок / количества покупаемой обуви, рассмотрение большего количества альтернатив, стремление к экономии за счет скидок, специальных предложений и прочих инструментов, однако, не в ущерб качеству покупаемых товаров. Также россияне сократили количество спонтанных покупок, стараясь тщательно планировать свои расходы на те или иные товарные категории.

Цена всегда являлась одним из основных факторов при принятии решения о покупке обуви, однако в кризис она стала в большинстве случаев определяющей характеристикой, что в первую очередь вызвано отсутствием положительных изменений в благосостоянии россиян. По данным опроса 2020 года, впрочем, как и в предыдущие годы, около 2/3 опрошенных россиян считают цену ключевым фактором при выборе обуви. Однако лидирующей характеристикой по значимости остается удобство и комфорт при носке, незначительно опережая ценовой фактор. 

Статья, 14 июля 2020 РБК Исследования рынков Россияне предпочитают экономить с помощью простых скидок В попытках активизировать спрос ретейлеры внедряют разнообразные способы поощрения клиентов, от постоянных программ лояльности до разовых акционных предложений, скидок от партнеров или программ рассрочки, которые нацелены на привлечение потребителей возможностью сэкономить на покупке одежды.

Несмотря на обилие различных видов поощрений, не все подобные предложения кажутся россиянам привлекательными. Как показал социологический опрос, проведенный в рамках подготовки обзора «Одежный ретейл 2020», большинство покупателей одежды отдают предпочтение в качестве способа экономии простой и традиционной скидке. Подобные предложения привлекают внимание и мотивируют приобрести вещь 61% респондентов. Популярность данного инструмента обусловлена практичностью, россияне сегодня как никогда заинтересованы в получение реальной выгоды, которую можно измерить деньгами. Вероятно, по этой причине в последние годы покупатели с большим вниманием стали следить за скидками, предлагаемыми ретейлерами. 

Показать еще