Еще
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 9 января 2018
Бахов Виктор Владимирович

Основное развитие будет происходить в формате «дискаунтер у дома»

Директор по маркетингу гастрономов «Красный Яр» и дискаунтеров «Батон» о результатах работы с покупателями и планах развития

Расскажите о результатах Вашей работы в 2016-2017 гг. Каких количественных показателей Вы достигли? Как изменилось количество клиентов компании и средний чек?

В отличие от остальных игроков рынка, 2017 год для нас был очень успешным. Количество покупателей выросло более чем на 5,4%, но больше всего порадовала динамика прироста товарооборота год к году, уверенно перешагнув отметку в 13%. При этом в 2016 году этот прирост составил 15%.

Несмотря на позитивные заявления Минэкономразвития о выходе из кризиса, реальные доходы населения продолжают сокращаться, снижается активность малого и среднего бизнеса. Как отражаются проблемы российской экономики на бизнесе Вашей сети? Какие новые тенденции потребительского поведения Вы отмечаете?

Два года назад мы пересмотрели стратегию, выбрали тренды, которые актуальны для покупателей. Все усилия направлены на покупателя, была пересмотрена структура ассортимента. Фактически магазины стали другими. Покупатели это отметили, и уже второй год подряд мы видим результат. Дискаунтеры же растут достаточно уверенно, что обусловлено экономической ситуацией. Но и конкуренция в этом сегменте усиливается, а рынок постепенно насыщается. Пока другие сети пытаются открывать этот формат в нежилых или отдалённых от жилых зонах, мы развиваем именно сеть дискаунтеров шаговой доступности, что позволяет нам привлекать всё больше новых покупателей.

Как Вы поддерживаете уровень продаж и трафик в магазинах сети? Используете ли Вы промо-акции или программы лояльности?

Два года мы развиваем сотрудничество с иркутской сетью «Слата» в рамках ПО «Рост-Сибирь».     Прежде всего, это совместные закупки товаров. Совместная работа показала хороший эффект. Мы существенно улучшили закупочные условия для нашей компании по многим контрактам.  А это, в свою очередь, позволило предложить нашим покупателям низкие цены и много акций.

Положительный эффект данного решения отмечают не только сами покупатели, но и поставщики, разумеется, поддержавшие такую кооперацию. Совместная работа над акционной активностью, изменения в схеме работы позволили нашим партнёрам показать очень эффективные результаты в работе с нашей компанией. Проведённая со «Слатой» совместная переговорная кампания, естественно, позволила нам очень чётко выстроить перспективы всей работы, контролируя все торговые условия и реализуя дополнительные проекты.

Наша программа лояльности «Премия» показывает очень хорошие результаты. Год от года количество лояльных покупателей увеличивается. Это мы наблюдаем в увеличении доли покупок с использованием карты «Премия». 

Форматы дискаунтера и магазина «у дома» росли быстрее других в последние несколько лет. В целом, это повторяет европейские тенденции, где жесткие дискаунтеры занимают существенно большую долю рынка, чем в России. Как Вы оцениваете дальнейшие перспективы этих форматов?

Мы уверены, что основное развитие будет в формате «дискаунтер у дома». Вместе с сохранением «рациональности» в поведении покупателей и стагнации доходов населения рост дискаунтеров, безусловно, продолжится. Но само понятие жесткого дискаунтера будет постепенно трансформироваться, как это и было в Европе. Привыкание покупателей к экономии и рациональной покупке приведет к повышению ожиданий от магазина. Дискаунтеры уже стали нормой жизни, а плохо жить никто не желает. Поэтому некоторое «смягчение» дискаунтеров вполне возможно. То же самое и с темой «у дома». Покупатели будут искать низкие цены ближе к дому, а не на окраине города.

Конечно же, бизнес дискаунтеров в основном логистический, операционный. Наценка в этом формате низкая, а доля остальных затрат может оказывать решающее влияние на доходность. Поэтому кто будет лучше в работе с затратами, тот и будет успешен в этой нише. 

Изменился ли спрос на товары, реализуемые под собственной торговой маркой (СТМ) в 2016-2017 гг.? Какова доля СТМ в выручке сети по итогам 2016 года и первых трех кварталов 2017 года?

Интерес потребителей к товарам СТМ растет от года к году. Причиной тому является как экономическая ситуация и нацеленность потребителей на рациональную покупку, так и рост компетенций ритейлеров по выбору надежных производителей, контролю качества своих товаров. Постепенно сети смещают фокус СТМ продукта в средний сегмент с качеством уровня известных брэндов по более выгодой в цене.

Наша компания развивает СТМ уже более 5 лет. За этот период мы прошли большой путь от экспериментов с отдельными товарами до выстроенной и проработанной системы. К примеру, система контроля качества включает в себя регулярные «слепые» дегустации, проверки в государственных лабораториях, описание и закладку эталонных образцов.

За счет выбранной стратегии мы добились роста доли СТМ в РТО компании с 9% в 4 квартале 2016 г. до 12,3% в 3 квартале 2017г. Особенно быстро растет доля СТМ в дискаунтере (19,3% в 3 квартале 2017), т.к. брендозависимость покупателей дискаунтера ниже, а требования к цене выше.

Интернет-торговля продуктами питания все больше интересна ритейлерам – в этом году ряд игроков запустили интернет-магазины или расширили ассортимент категорией «фрэш». Ведете ли Вы работу в этой сфере? Как оцениваете перспективы интернет-торговли продуктами питания в России?

Что касается E-commerce, то несколько лет назад был совместный с партнёром проект, но потом его «свернули». Сейчас ситуация начинает меняться, но прежде всего на западе Российской Федерации. Есть примеры запусков магазинов, особенно у федеральных игроков. Но пока не ясно, успешен ли данный формат. Мы будем отслеживать динамику подобных проектов и принимать решение на этой основе. «Фреш» развивать мы, конечно, планируем, прежде всего, в формате «супермаркет». Уже сейчас мы наблюдаем рост доли фруктов и овощей в товарообороте. Нам удалось достичь этого за счёт налаживания прямых поставок и благодаря этому получить снижение цены.

Расскажите, пожалуйста, о Ваших планах по развитию сети. Каким регионам Российской Федерации компания будет отдавать предпочтение в ближайшие несколько лет? Планируете ли развивать новые форматы торговли?

В ближайшие год-два мы планируем открыть до 100 точек всех форматов на территории Красноярского края и Хакасии. Работа для покупателя – основной тренд нашей компании. Мы продолжим делать всё, чтобы покупатели могли выгодно приобретать свежие продукты. Чтобы покупатели оставались довольны всегда. И это действительно так, поскольку всё больше людей выбирают «Красный Яр» и «Батон» каждый день.

РБК Исследования рынков Розничные сети по продаже продуктов питания и сопутствующих товаров (FMCG) 2017 69 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 16 ноября 2018 ROIF EXPERT Рынок замороженных фруктов, ягод в России: где РЕАЛЬНО импортозамещение? На сегодняшний момент в структуре рынка замороженных фруктов, ягод в России около 80% мороженой продукции являются продуктом зарубежного происхождения

Отечественный рынок замороженных фруктов и ягод, имеет огромный потенциал в области развития стратегически важных составляющих для своего качественного и количественного улучшения, но не полностью их задействует. Без сомнений, отечественному рынку замороженной фруктовой и ягодной продукции не хватает дополнительных мощностей по производству замороженных ягод, фруктов, дистрибуции, логистики и необходимой поддержки от государственного сектора по предложению адекватных мер мотивирующего характера для роста рынка заморозки ягод, фруктов (субсидирование, налоговые льготы, инвестиционное участие и прочие).
Выпуск продукции в секторе замороженных фруктов, ягод на российском рынке увеличивается, однако скорость этого увеличения существенным образом не может удовлетворить рыночный спрос на замороженные фрукты, ягоды с точки зрения ключевых сегментов-потребителей - пищевой промышленности, сектора HoReCa и домохозяйств.
В то же самое время, очень значимая часть рынка до сих пор представлена товарами зарубежных продуцентов. На сегодняшний момент в структуре рынка замороженных фруктов, ягод в России около 80% мороженой продукции являются продуктом зарубежного происхождения, на российскую заморозку приходится около 20% соответственно. Огромный разрыв, а если представить это на языке цифр, то ситуация представляется хуже некуда.
Ведущие поставщики замороженных фруктов и ягод на отечественный рынок в 2018 году это Сербия (25% от общего объема импортных поставок в денежных показателях), Беларусь, Китай (по 22% соответственно) и Египет (21%). Все вместе эти 4 страны на текущий момент 2018 года поставили на отечественный рынок замороженных фруктов, ягод на сумму в 68 млн. долларов, а общая стоимость импортных замороженных ягод и фруктов на отечественный рынок была равна индикатору в 75 млн. долларов. В тоже время темп роста импортной замороженной ягодной, фруктовой продукции по стоимости в 2018 году просто колоссальный - 69%. Учитывая текущую динамику и сезонность объема импортных замороженных фруктов и ягод на отечественный рынок годовые индикаторы объемности ввозимого товара составят примерно 120 млн. долларов.
Основополагающими причинами такой существенной динамики роста импортной продукции являются, с одной точки зрения рост цен на замороженные фрукты и ягоды, с другой рост физических объемов завезенной на рынок замороженной фруктовой, ягодной продукции. Совершенно ясно, что главной предпосылкой роста является увеличение спроса потребителей на замороженные фрукты, ягоды на рынке и рост цен. В годовом эквиваленте цены возросли на 28% в текущем периоде 2018 года, на 18% возросли цены при импорте на мороженые фрукты, ягоды на рынок в 2017 году.

Показать еще