Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 26 декабря 2017
Малаховская Ольга Юрьевна

Развитие магазинов «у дома»

Специалист по связям с общественностью сети универсамов «Бегемот» о ребрендинге и собственном производстве готовой еды и выпечки

Расскажите о результатах Вашей работы в 2016-2017 гг. Каких количественных показателей Вы достигли? Как изменилось количество клиентов компании и средний чек?

Сеть универсамов «Бегемот» – региональная, кузбасская. Регион присутствия – Кемеровская область. Основная часть магазинов сосредоточена в областной столице – в г. Кемерово. Это примерно 80% от общего числа магазинов. Остальные универсамы находятся в разных городах Кузбасса.

Сейчас компания переживает динамичный рост. За 2016 год розничная сеть увеличилась на 16 торговых объектов. В 2017 году – на 18. В месяц прирост составляет порядка 2 магазинов.

Всего сейчас 60 магазинов: 48 в г. Кемерово, 12 – по области.

«Бегемот» – это магазин «у дома», где можно купить все самое необходимое: свежие продукты питания, а также готовую еду – выпечку, салаты, первые и вторые блюда, гарниры, закуски, но магазин у дома с расширенным форматом и размерами торговых залов (в некоторых магазинах). В ассортиментной матрице – более 5.000 наименований товаров, продовольственных и непродовольственных.

Покупательский трафик стабильный. За 1 месяц по сети – 2,1 млн. человек, за 11 месяцев 2017 года по сети – 21,0 млн. человек, примерно в день – 60 тыс. человек.

Средний чек, исходя из формата магазин «у дома», составляет 240 рублей.

Несмотря на позитивные заявления Минэкономразвития о выходе из кризиса, реальные доходы населения продолжают сокращаться, снижается активность малого и среднего бизнеса. Как отражаются проблемы российской экономики на бизнесе Вашей сети? Какие новые тенденции потребительского поведения Вы отмечаете?

Серьезно – никак. Мы не заметили резкого снижения покупательской активности в наших магазинах. Иногда средний чек немного снижается, но это некритично. Нам удается удерживать его за счет маркетинговых акций и других стимулирующих мероприятий для покупателей.

В целом, конечно, из-за экономической ситуации в стране люди в принципе стали экономить. Они активно сейчас реагируют в первую очередь на скидки, акции. Специально ищут в магазинах «желтые», «красные» или «зеленые» ценники. Приверженность определенным торговым маркам здесь не имеет значения. Главное – цена.

Как Вы поддерживаете уровень продаж и трафик в магазинах сети? Используете ли Вы промо-акции или программы лояльности?

Разумеется! В нашей торговой сети на постоянной основе мы проводим большое количество мероприятий по повышению конкурентоспособности. Их можно разделить на две группы – ценовую конкуренцию и неценовую конкуренцию.

К первой группе – ценовой конкуренции – относятся: 

  1. Регулярный контроль цен в магазинах торговой сети
  2. Регулярный мониторинг ценовой политики конкурентов
  3. Ежедневное проведение мероприятий по снижению цен на различные виды товаров (скидки от 10 до 50%)
  4. Накопительная бонусная программа для покупателей
  5. Наличие в ассортименте товаров собственной торговой марки «Бегемот» (низкая цена без потери качества)

 

Ко второй группе – неценовой конкуренции – относятся: 

  1. Изменение и расширение ассортиментной матрицы предлагаемых товаров
  2. Систематический ввод новых товаров
  3. Чистота и порядок в магазинах торговой сети
  4. Удобная и понятная выкладка товаров на полках в магазинах
  5. Удобное расположение магазинов торговой сети
  6. Внимание к покупателям
  7. Прямое общение с покупателями
  8. Быстрое реагирование на обращения покупателей
  9. Запуск страничек в популярных социальных сетях в Интернете
  10. Запуск Горячей линии поддержки для покупателей

 

Форматы дискаунтера и магазина «у дома» росли быстрее других в последние несколько лет. В целом, это повторяет европейские тенденции, где жесткие дискаунтеры занимают существенно большую долю рынка, чем в России. Как Вы оцениваете дальнейшие перспективы этих форматов?

И тот, и другой формат будут жить, успешно и активно развиваться. С рынка будут уходить лишь отдельные компании, которые не смогут выдержать конкуренцию, не смогут максимально удовлетворить потребности покупателей, будут сильно закредитованы.

Наш формат – магазин «у дома» успешен тем, что людям не надо далеко ходить. Универсамы «Бегемот» находятся, как правило, на первых этажах жилых домов. Людям достаточно просто по-быстрому в тапочках спуститься вниз и купить то, что закончилось дома: молоко, яйца, хлеб, сахар.

Магазины крупных ритейлеров, федеральных игроков люди тоже не перестанут посещать. Но ведь туда нужно ехать, находятся они далеко, поэтому ежедневно это делать затруднительно. Но на выходных, то есть раз в неделю, вполне нормально закупиться на неделю продуктами. А те из них, которые нужны каждый день – товары повседневного спроса – есть в магазинах у дома, то есть у нас, в «Бегемотах».

Однако тут мы находимся в несколько более выгодном положении, нежели другие, типичные магазины «у дома». «Бегемоты», конечно, магазины «у дома», но не совсем классического варианта. У нас расширенный формат, богатая выкладка товаров. У нас есть ассортимент, выбор, что нужно людям.

Изменился ли спрос на товары, реализуемые под собственной торговой маркой (СТМ) в 2016-2017 гг.? Какова доля СТМ в выручке сети по итогам 2016 года и первых трех кварталов 2017 года?

Как и любая крупная торговая сеть, мы развиваем направление представленности в наших универсамах товаров под собственной маркой. Выпускаем ее под слоганом «Бегемот – правильный выбор». Доля в общем ассортименте – примерно 5%.

Это товары разных категорий, которые отличает низкая цена без потери качества. Цена здесь действительно решает. Если товар качественный, хороший, вкусный, а стоит в разы дешевле, чем аналоги, покупатель будет его брать, и вообще к нему привыкнет.

Мы будем развивать направление товаров под собственной маркой. Увеличивать наименования товаров, товарные категории. При нынешней ситуации в стране – это правильное решение. Люди хотят экономить, получать тот же товар, но по меньшей цене. А СТМ – это товар по низкой цене без потери качества.

Сейчас мы плотно занимаемся изменением дизайна этикетки и упаковки наших товаров под собственной маркой. Это связано с тем, что весной текущего года «Бегемот» обновился. Мы приняли новый фирменный стиль, сменили цвета. Последние 10 магазинов мы открыли обновленными, совсем другими, чем все остальные – по бренд-буку, разработанному специально для нас европейскими специалистами. В связи с этим сейчас мы полностью меняем дизайн упаковки и этикетки товаров СТМ. Он будет простой и стильный, лаконичный и современный. Также пересматриваем и качество товаров.

Интернет-торговля продуктами питания все больше интересна ритейлерам – в этом году ряд игроков запустили интернет-магазины или расширили ассортимент категорией «фрэш». Ведете ли Вы работу в этой сфере? Как оцениваете перспективы Интернет-торговли продуктами питания в России?

Все возможно. Однако все же основная наша локация – это продажа товаров непосредственно в магазинах. Для того мы их и открываем в жилых домах, что людям достаточно в тапочках и халате, образно говоря, спуститься на 1 этаж и купить все необходимое.  Да и не привыкли еще наши люди, жители регионов, покупать продукты питания через Интернет. Им нужно прийти в магазин, походить по нему, прицениться, пощупать хлеб на мягкость, овощи – на упругость, потолкаться у прилавков, переговорить с соседями…

Да и с нашим широким ассортиментом (5.000 наименований товаров) сделать это не просто. Есть определенные сложности в этом процессе – условия транспортировки, соблюдения температурного режима, сама логистика, сбор этого заказа в целом. Для этого нужны отдельные ресурсы – технологические, технические, человеческие.

Нам интересно сейчас другое! Мы «горим» сейчас другим направлением нашей работы – это собственное производство готовой еды и выпечки.

Очень активно этим сейчас занимаемся. Мы планируем развивать и укреплять позиции собственного производства в наших универсамах. Доля в общем ассортименте – примерно 20%.

Потому что таковы тенденции современного мира – люди находятся в постоянном движении и очень сильно загружены: информацией, работой, семьями, детьми, увлечениями. Им некогда приготовить поесть, часами стоять у плиты, строгать салаты, варить борщи – это что-то за гранью фантастики. Им проще забежать в наш магазин и купить готовую еду. Разогреть ее дома, поесть и провести больше времени с семьей или друзьями.

Расскажите, пожалуйста, о Ваших планах по развитию сети. Каким регионам Российской Федерации компания будет отдавать предпочтение в ближайшие несколько лет? Планируете ли развивать новые форматы торговли?

Мы работали, работаем и будем работать исключительно в своем родном регионе – в Кемеровской области. Планов выхода за его пределы нет. Мы будем расти и укрепляться здесь.

Стратегия развития сети на следующий год: с открытиями новых магазинов – пока пауза. Будем работать с тем, что есть. Основные силы направим на ребрендинг старых универсамов под новый фирменный стиль. Здесь предстоит масштабная работа. Нужно переделать, видоизменить порядка 90% имеющегося фонда.

Далее усилия будут направлены на улучшение качества торговой сети в целом. Во всем. В первую очередь – в обслуживании, предоставляемом сервисе. Также серьезно займемся развитием собственного производства (выпечка, кулинарные блюда – салаты, горячее, гарниры, напитки), на которые мы делаем крупную ставку. О чем уже сказали выше.

Будем повышать имидж компании в целом. В том числе и за счет плотного взаимодействия с покупателями – организовали Горячую линию, создали странички в соцсетях, скоро запустим обновленный сайт. Обратная связь от них – это самое ценное в нашей работе, потому что мы работаем для них. Каждого своего покупателя мы слышим, каждую жалобу тщательно обрабатываем и, если допустили ошибку, стараемся оперативно ее откорректировать. Потому как в системе, где заняты люди, а не машины и не роботы, ошибки, увы, случаются. Ведь человеческий фактор никто не отменял. Но все недочеты мы стараемся свести к минимуму. И сильно помогают нам в этом наши покупатели. Они – наши индикаторы, которые мгновенно на все реагируют.

И только благодаря тому, что мы плотно с ними работаем, люди прониклись доверием к нам. Они понимают, что их мнение важно для нас, мы прислушиваемся к ним. Они могут повлиять на определенные вещи в нашей работе и изменить их.

РБК Исследования рынков Розничные сети по продаже продуктов питания и сопутствующих товаров (FMCG) 2017 69 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 24 апреля 2024 AnalyticResearchGroup (ARG) Искусственный интеллект и бизнес «под ключ»: интересные новинки функционала дистанционных сервисов для юридических лиц Российские банки продолжают воплощать в жизнь инновационные концепции, развивая сервисы интернет-банкинга и мобильного банкинга для юридических лиц.

В двенадцатой волне исследования рынка систем дистанционного обслуживания для бизнеса в России, выпущенной в прошлом году, аналитики «ARG» разобрались, какие новинки в этой сфере были выпущены на отечественном рынке. Проанализировав 200+ сообщений об обновлениях систем и запуске нового функционала, анонсированных 20-ю российскими банками, авторы пришли к выводу, что среди видов дистанционного обслуживания больше всего новостей касалось систем мобильного банкинга. При этом почти половина новостей относится к развитию услуг и расширению функционала существующих сервисов, а по числу размещенных новостей лидировали Бланк Банк, ВТБ и УРАЛСИБ.

Показать еще