90 000 ₽
Демоверсия
Ключевые тренды на рынке обувного ретейла 2025
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков

Ключевые тренды на рынке обувного ретейла 2025

Больше исследований по этой теме: fashion2025
Дата выпуска: 4 июня 2025
Количество страниц: 158
Срок предоставления работы: 1 день
ID: 81076
90 000 ₽
Демоверсия
Описание Содержание Иллюстрации Таблицы Выпуски
Описание

«РБК Исследования рынков» подготовило очередное полномасштабное исследование обувного рынка. Обзор «Ключевые тренды на рынке обувного ретейла 2025» посвящен анализу основных тенденций на российском рынке обуви в 2021-2025 гг. Информация была получена путем комплексного анализа данных более 530 крупнейших обувных ретейлеров, мнений ведущих экспертов рынка, а также изучения потребительского поведения российских покупателей обуви.
В исследовании подробно анализируются наиболее значимые для отечественного рынка последствия антироссийских санкций в ответ на СВО на Украине, в числе которых нестабильность национальной валюты, уход ряда международных игроков из России, дальнейший рост популярности интернет-торговли, ускорение инфляции и, как следствие, существенное повышение ключевой ставки ЦБ, увеличение издержек компаний на кредитование, организацию поставок и ФОТ. Изучено влияние данных факторов на потребительское поведение покупателей обуви. В частности, представлено мнение россиян об изменениях цен, ассортимента, качества обуви и уровня сервиса в их любимых обувных магазинах. В динамике отслеживается распространенность спонтанных покупок обуви, а также основные причины, побуждающие россиян совершать как запланированные, так и импульсные покупки.
Кроме того, в отчете широко проанализированы перспективы интернет-торговли и омниканальной модели развития ретейлеров, в том числе подробно изучена активность компаний в социальных сетях. Помимо прочего, рассматривается степень влияния инфлюенсеров на принятие решений о покупке fashion-товаров. Подробно изучены особенности покупок обуви на маркетплейсах и выявлены слабые места маркетплейсов в контексте покупки обуви. 
В отчете представлены технологические тренды, нашедшие широкое применение на зарубежных рынках и уже активно внедряемые в практики отечественных сетей. В рамках исследования рассмотрено применение систем искусственного интеллекта, а также AR/VR-технологий в fashion-ретейле.
В отчете содержатся мнения ведущих российских экспертов, представителей крупнейших игроков на российском рынке обуви: Андрея Капусты, финансового директора АО «Егорьевск-Обувь» (ТМ «Котофей»); Алексея Денисенко, директора по развитию «Юничел»; Дмитрия Пивоварова, CEO CDEK.Shopping; Елизаветы Поповой, руководителя товарного направления CDEK.Shopping; Натальи Рыжковой, генерального директора «Гулливер Групп»; Виктории Абдрашитовой, управляющего директора по ретейлу и ассортиментной стратегии Lamoda; Илоанги Ершовой, директора бизнес-направления Ozon Fashion; Алексея Гевлича, директора бизнес-направления Lifestyle «Авито»; Аллы Старостиной, Члена УК Альянса Beinopen, куратора образовательного модуля и программы Управление модой в ШД ВШЭ; Дмитрия Александрова, директора категорий «Одежда, Спорт, Дети» на «Яндекс Маркете».

Содержание
Краткое оглавление 3
Полное оглавление 4
Все исследования рынка обуви 2025 6
Основные участники серии исследований обувного ретейла 7
Мнения экспертов о рынке fashion-ретейла в России 8
Котофей 8
Юничел 10
CDEK.Shopping 12
Gulliver 16
Lamoda 18
Ozon Fashion 23
Авито 26
Алла Старостина (Beinopen, эксперт) 29
Яндекс Маркет 32
Омниканальность в fashion-ретейле 34
Динамичный рост интернет-продаж продолжается 34
Новый стиль шопинга 43
Оптиканальный шопинг как новый этап в омниканальности 43
Популярность веб-руминга и шоуруминга 44
Барьеры онлайн-шопинга планомерно снижаются: все больше покупателей готовы приобретать дорогую одежду через интернет 45
Мобильный шопинг популярнее web 45
Покупатель в поисках информации о брендах и товарах: значимость отзывов и пользовательского контента, инфлюенсеров при онлайн-шопинге 46
Социально-демографические особенности в стиле шопинге 47
Опыт покупок на маркетплейсах 54
Преимущества онлайн-покупок 54
Популярные инструменты для упрощения поиска обуви на маркетплейсах 57
Что не устраивает россиян в работе маркетплейсов? 62
Социальные медиа как канал продвижения fashion-брендов 68
Активность fashion-ретейлеров в социальных медиа 68
Рейтинг крупнейших обувных ретейлеров по количеству подписчиков в VK 77
Рейтинг крупнейших обувных ретейлеров по количеству подписчиков в Telegram 80
Источники информации о новинках моды 83
Влияние инфлюенсеров на принятие решения о покупке fashion-товаров 87
Спонтанные покупки, отношение к скидкам и другие потребительские тренды 90
Мнения покупателей об изменении цен, ассортимента и качества в их любимых магазинах 90
Изменения цен 91
Изменения ассортимента 93
Изменения качества обуви 95
Изменения сервиса магазинов 96
Склонны ли россияне к спонтанным покупкам обуви? 98
Причины спонтанных покупок 99
Причины запланированных покупок 104
Сравнение причин спонтанных и запланированных покупок 109
Отношение покупателей обуви к маркетинговым активностям ретейлеров 111
Спрос на дополнительные услуги в магазинах обуви 117
Технологические тренды рынка fashion-ретейла 124
Искусственный интеллект 124
Генерация контента 125
Генеративный ИИ для маркетинга 126
Генеративный ИИ для дизайна 130
Предиктивная аналитика и автоматизация процессов 133
Персонализация и улучшение клиентского опыта 135
AR- и VR-технологии 138
Виртуальная примерка 139
Иммерсивный шопинг: метавселенные и AR для вовлечения 144
NFT и цифровые коллекции 148
Методология исследования 153
Список диаграмм 154
Список таблиц 157
Иллюстрации
Рис. 1. Динамика объема российского рынка интернет-торговли одеждой, обувью и аксессуарами в 2017–2024 гг., ₽ млрд, %* 36
Рис. 2. Динамика доли онлайна в структуре всего российского рынка fashion (продажи одежды, обуви и аксессуаров), 2017–2024 гг., % от оборота рынка одежды, обуви и аксессуаров 36
Рис. 3. Динамика объема российского рынка одежды, обуви и аксессуаров, 2017– 2024 гг., ₽ млрд*, % 37
Рис. 4. Доли россиян, обычно и чаще всего покупающих одежду онлайн (итернет-магазины / маркетплейсы), март 2025 г., % от опрошенных покупателей одежды 37
Рис. 5. Доли россиян, обычно и чаще всего покупающих одежду на маркетплейсах (например, Wildberries, Lamoda, Ozon, Яндекс.Маркет, Мегамаркет), март 2025 г., % от опрошенных покупателей одежды 38
Рис. 6. Доли россиян, обычно и чаще всего покупающих одежду в интернет-магазинах (например, gloria-jeans.ru, detmir.ru), март 2025 г., % от опрошенных покупателей одежды 38
Рис. 7. «Укажите, пожалуйста, те интернет-магазины, где вы покупали обувь для себя и своих близких за последний год», март 2025 г., % от опрошенных россиян, покупавших обувь через интернет 42
Рис. 8. «Укажите, пожалуйста, соответствуют ли приведенные фразы Вашему стилю шопинга?», март 2025 г., % от опрошенных покупателей* одежды 49
Рис. 9. Динамика ответа на вопрос: «Укажите, пожалуйста, соответствуют ли приведенные фразы Вашему стилю шопинга?», апрель 2024 – март 2025 гг., % от опрошенных покупателей* одежды 50
Рис. 10. «Что вас ПРИВЛЕКАЕТ в онлайн-покупках одежды?», март 2025 г., % от опрошенных покупателей одежды 55
Рис. 11. «Что вас ПРИВЛЕКАЕТ в онлайн-покупках одежды?», март 2025 г., % от опрошенных покупателей одежды соответствующего пола 55
Рис. 12. «Какие инструменты Вы используете для упрощения поиска обуви на маркетплейсах (Wildberries, Ozon, Lamoda и т.д.)?», март 2025 г., % от опрошенных покупателей обуви 57
Рис. 13. Динамика «Какие инструменты Вы используете для упрощения поиска обуви на маркетплейсах (Wildberries, Ozon, Lamoda и т.д.)?», март 2025 г., % от опрошенных покупателей 59
Рис. 14. «Что Вас НЕ устраивает в работе маркетплейсов (Wildberries, Ozon, Lamoda и т.д.)?», март 2025 г., % от опрошенных покупателей обуви 63
Рис. 15. Динамика «Что Вас НЕ устраивает в работе маркетплейсов (Wildberries, Ozon, Lamoda и т.д.)?», март 2025 г., % от опрошенных покупателей обуви 65
Рис. 16. Динамика суммарного числа подписчиков ведущих российских fashion-ретейлеров в сети Instagram*, январь 2019 — март 2025 гг., млн человек 70
Рис. 17. Динамика суммарного числа подписчиков ведущих международных fashion-ретейлеров в сети Instagram*, январь 2019 — март 2025 гг., млн человек 71
Рис. 18. Динамика суммарного числа подписчиков ведущих fashion-ретейлеров в социальной сети «ВКонтакте»*, январь 2018 — март 2025 гг., млн человек 73
Рис. 19. Динамика суммарного числа подписчиков ведущих fashion-ретейлеров в социальной сети «Одноклассники»*, июнь 2023 — март 2025 гг., млн человек 74
Рис. 20. Динамика суммарного числа подписчиков ведущих fashion-ретейлеров в Telegram*, июнь 2023 — март 2025 гг., млн человек 75
Рис. 21. Среднее число подписчиков, приходящееся на одного fashion-ретейлера в ведущих социальных медиа*, март 2025 г., тыс. человек 75
Рис. 22. Доля актуальных групп / сообществ fashion-ретейлеров в ведущих социальных медиа*, март 2025 г., % от рассмотренного списка ретейлеров 76
Рис. 23. Доля верифицированных групп / сообществ fashion-ретейлеров в ведущих социальных медиа*, март 2025 г., % от рассмотренного списка ретейлеров 76
Рис. 24. Доля fashion-ретейлеров, имеющих группы / сообщества в ведущих социальных медиа*, март 2025 г., % от рассмотренного списка ретейлеров 76
Рис. 25. Количество подписчиков ведущих обувных ретейлеров в сети VK, ТОП-60, апрель 2025 г., тыс. человек 78
Рис. 26 Прирост числа подписчиков ТОП-25 ретейлеров в сети VK, февраль 2021 г. – апрель 2025 г., % 79
Рис. 27. Количество подписчиков ведущих обувных ретейлеров в Telegram, ТОП-30, апрель 2025 г., тыс. человек 81
Рис. 28. Прирост числа подписчиков некоторых ведущих ретейлеров в Telegram, май 2023 г. – апрель 2025 г., % 82
Рис. 29. «Откуда вы узнаете про новинки моды?», март 2025 г., % опрошенных покупателей одежды, обуви и аксессуаров 85
Рис. 30. «Откуда вы узнаете про новинки моды?», март 2025 г., % от опрошенных покупателей одежды соответствующего пола 86
Рис. 31. «Прислушиваетесь ли вы к мнению блогеров / стилистов при выборе одежды / обуви / аксессуаров?», март 2025 г., % от опрошенных покупателей одежды 88
Рис. 32. Изменения, которые заметили покупатели в своих любимых магазинах обуви, март 2025 г., % от опрошенных покупателей обуви 91
Рис. 33. Изменения цен, которые заметили покупатели в своих любимых магазинах обуви, 2019–2025 гг., % от опрошенных покупателей обуви 91
Рис. 34. Изменения ассортимента, которые заметили покупатели в своих любимых магазинах обуви, 2019–2025 гг., % от опрошенных покупателей обуви 93
Рис. 35. Изменения качества, которые заметили покупатели в своих любимых магазинах обуви, 2019–2025 гг., % от опрошенных покупателей обуви 95
Рис. 36. Изменения сервиса, которые заметили покупатели в своих любимых магазинах обуви, 2021-2025 гг., % от опрошенных покупателей обуви 96
Рис. 37. Тип последней покупки обуви, март 2025 г., % от опрошенных покупателей обуви 98
Рис. 38. Тип последней покупки обуви, динамика 2018–2025 гг., % от опрошенных покупателей обуви 98
Рис. 39. Основные факторы, побуждающие россиян совершать СПОНТАННЫЕ покупки обуви, март 2025 г., % от опрошенных покупателей обуви, совершивших спонтанную покупку 99
Рис. 40. Динамика основных факторов, побуждающих россиян совершать спонтанные покупки обуви, 2019–2025 гг., % от опрошенных покупателей обуви, совершивших спонтанную покупку 101
Рис. 41. Основные факторы, побудившие россиян совершить ЗАПЛАНИРОВАННУЮ покупку обуви, март 2025 г., % от опрошенных покупателей обуви, совершивших запланированную покупку 105
Рис. 42. Основные факторы, побудившие россиян совершить ЗАПЛАНИРОВАННУЮ покупку обуви, 2024–2025 гг., % от опрошенных покупателей обуви, совершивших запланированную покупку 106
Рис. 43. Сравнение факторов, побудивших россиян совершить запланированную или спонтанную покупку, март 2025 г., % от опрошенных покупателей обуви 111
Рис. 44. «Доверяете ли Вы акциям и скидкам, которые предлагают обувные ретейлеры?», март 2025 г., % от опрошенных покупателей обуви 112
Рис. 45. «Доверяете ли Вы акциям и скидкам, которые предлагают обувные ретейлеры?», 2020-2025 гг., % от опрошенных покупателей обуви 113
Рис. 46. «Покупали ли Вы обувь по акциям и спецпредложениям за последние полгода?», март 2025 г., % от опрошенных покупателей обуви 114
Рис. 47. «Покупали ли Вы обувь по акциям и спецпредложениям за последние полгода?», динамика 2016-2025 гг., % от опрошенных покупателей обуви 116
Рис. 48. «Какие дополнительные услуги Вы хотели бы получать в обувных магазинах?», март 2025 г., % от опрошенных покупателей обуви 118
Рис. 49. «Какие дополнительные услуги Вы хотели бы получать в обувных магазинах?», 2019–2025 гг., % от опрошенных покупателей обуви 120
Рис. 50. Применение ИИ в модной индустрии: результаты опроса топ-менеджмента fashion-компаний, 2024 г., % от опрошенных 124
Рис. 51. Рекламная кампания Revolve 127
Рис. 52. Кадр из рекламного видеоролика Floral 128
Рис. 53. Изображение, сгенерированное с помощью Botika 129
Рис. 54. Образы из коллекции Spring 2024 Ready-to-Wear 131
Рис. 55. Кадр из рекламного видеоролика «Styled With Moto» 132
Рис. 56. Швейный робот Sewbots 134
Рис. 57. Модный консультант Zalando 136
Рис. 58. Персональные подборки на «Яндекс Маркете» 137
Рис. 59. Виртуальная примерочная ЦУМ 140
Рис. 60. Создание 3D-аватара в Zalando 141
Рис. 61. 3D-карточка товара бренда VIK by VIKAR 143
Рис. 62. Виртуальная площадка Tmall 146
Рис. 63. Виртуальный шоурум от Obsess 147
Рис. 64. Сумка Kate Barton x SYKY 149
Рис. 65. ALTS by Adidas 151
Таблицы
Табл. 1. Динамика онлайн- и офлайн-продаж fashion-товаров, 2017–2024 гг., ₽ млрд, %* 37
Табл. 2. Онлайн-выручка ведущих операторов рынка интернет-торговли товарами категории fashion, 2017–2024 гг., ₽ млн (%) 40
Табл. 3. Динамика ответов на вопрос: «Укажите, пожалуйста, соответствуют ли приведенные фразы Вашему стилю шопинга?», март 2019 г. – март 2025 г., % от опрошенных покупателей* одежды 50
Табл. 4. Стиль-шопинга покупателей одежды, часть 1, март 2025 г., % от опрошенных покупателей одежды в зависимости от их социально-демографических характеристик 51
Табл. 5. Стиль-шопинга покупателей одежды, часть 2, март 2025 г., % от опрошенных покупателей одежды в зависимости от их социально-демографических характеристик 52
Табл. 6. Стиль-шопинга покупателей одежды, часть 3, март 2025 г., % от опрошенных покупателей одежды в зависимости от их социально-демографических характеристик 53
Табл. 7. «Что вас ПРИВЛЕКАЕТ в онлайн-покупках одежды?», март 2025 г., % от опрошенных покупателей одежды соответствующего возраста 56
Табл. 8. «Что вас ПРИВЛЕКАЕТ в онлайн-покупках одежды?», март 2025 г., % от опрошенных покупателей одежды с соответствующим среднемесячным доходом 56
Табл. 9. «Что вас ПРИВЛЕКАЕТ в онлайн-покупках одежды?», март 2025 г., % от опрошенных покупателей одежды в зависимости от географии их проживания 56
Табл. 10. «Какие инструменты Вы используете для упрощения поиска обуви на маркетплейсах (Wildberries, Ozon, Lamoda и т.д.)?», март 2025 г., Часть 1, % от опрошенных покупателей обуви в зависимости от их социально-демографических характеристик 61
Табл. 11. «Какие инструменты Вы используете для упрощения поиска обуви на маркетплейсах (Wildberries, Ozon, Lamoda и т.д.)?», март 2025 г., Часть 2, % от опрошенных покупателей обуви в зависимости от их социально-демографических характеристик 62
Табл. 12. «Что Вас НЕ устраивает в работе маркетплейсов (Wildberries, Ozon, Lamoda и т.д.)?», март 2025 г., Часть 1, % от опрошенных покупателей обуви в зависимости от их социально-демографических характеристик 67
Табл. 13. «Что Вас НЕ устраивает в работе маркетплейсов (Wildberries, Ozon, Lamoda и т.д.)?», март 2025 г., Часть 2, % от опрошенных покупателей обуви в зависимости от их социально-демографических характеристик 68
Табл. 14. «Откуда вы узнаете про новинки моды?», март 2025 г., % от опрошенных покупателей одежды соответствующего возраста 86
Табл. 15. «Откуда вы узнаете про новинки моды?», март 2025 г., % от опрошенных покупателей одежды с соответствующим среднемесячным доходом 86
Табл. 16. «Откуда вы узнаете про новинки моды?», март 2025 г., % от опрошенных покупателей одежды в зависимости от географии их проживания 87
Табл. 17. «Прислушиваетесь ли вы к мнению блогеров / стилистов при выборе одежды / обуви / аксессуаров?», март 2025 г., % от опрошенных покупателей одежды, обуви и аксессуаров в зависимости от их социально-демографических характеристик 88
Табл. 18. Изменения цен, которые заметили покупатели в своих любимых магазинах обуви, март 2025 г., % от опрошенных покупателей обуви в зависимости от их социально-демографических характеристик 92
Табл. 19. Изменения ассортимента, которые заметили покупатели в своих любимых магазинах обуви, март 2025 г., % от опрошенных покупателей обуви в зависимости от их социально-демографических характеристик 93
Табл. 20. Изменения качества, которые заметили покупатели в своих любимых магазинах обуви, март 2025 г., % от опрошенных покупателей обуви в зависимости от их социально-демографических характеристик 95
Табл. 21. Изменения сервиса, которые заметили покупатели в своих любимых магазинах обуви, март 2025 г., % от опрошенных покупателей обуви в зависимости от их социально-демографических характеристик 97
Табл. 22. Основные факторы, побуждающие россиян совершать СПОНТАННЫЕ покупки обуви, март 2025 г., Часть 1, % от опрошенных покупателей обуви в зависимости от их социально-демографических характеристик 102
Табл. 23. Основные факторы, побуждающие россиян совершать СПОНТАННЫЕ покупки обуви, март 2025 г., Часть 2, % от опрошенных покупателей обуви в зависимости от их социально-демографических характеристик 103
Табл. 24. Основные факторы, побуждающие россиян совершать СПОНТАННЫЕ покупки обуви, март 2025 г., Часть 3, % от опрошенных покупателей обуви в зависимости от их социально-демографических характеристик 104
Табл. 25. Основные факторы, побудившие россиян совершить ЗАПЛАНИРОВАННУЮ покупку обуви, март 2025 г., Часть 1, % от опрошенных покупателей обуви в зависимости от их социально-демографических характеристик 107
Табл. 26. Основные факторы, побудившие россиян совершить ЗАПЛАНИРОВАННУЮ покупку обуви, март 2025 г., Часть 2, % от опрошенных покупателей обуви в зависимости от их социально-демографических характеристик 108
Табл. 27. Основные факторы, побудившие россиян совершить ЗАПЛАНИРОВАННУЮ покупку обуви, март 2025 г., Часть 3, % от опрошенных покупателей обуви в зависимости от их социально-демографических характеристик 109
Табл. 28. «Доверяете ли Вы акциям и скидкам, которые предлагают обувные ретейлеры?», март 2025 г., % от опрошенных покупателей обуви в зависимости от их социально-демографических характеристик 113
Табл. 29. «Покупали ли Вы обувь по акциям и спецпредложениям за последние полгода?», март 2025 г., % от опрошенных покупателей обуви в зависимости от их социально-демографических характеристик 116
Табл. 30. «Какие дополнительные услуги Вы хотели бы получать в обувных магазинах?», март 2025 г., Часть 1, % от опрошенных покупателей обуви в зависимости от их социально-демографических характеристик 121
Табл. 31. «Какие дополнительные услуги Вы хотели бы получать в обувных магазинах?», март 2025 г., Часть 2, % от опрошенных покупателей обуви в зависимости от их социально-демографических характеристик 122
Выпуски
Материалы по теме
Показать еще