По оценкам BusinesStat, в 2020-2024 гг оборот рынка eCommerce в России увеличился почти в 3 раза: с 3,2 до 8,6 трлн руб.
В пандемию россияне стали активнее осваивать онлайн-покупки. Маркетплейсы расширяли ассортимент товаров, привлекая новых продавцов на площадку, открывались пункты выдачи заказов, совершенствование логистической инфраструктуры позволило сократить сроки доставки покупок. В 2021 г помимо Wildberries и Ozon на рынке электронной коммерции появились маркетплейсы Яндекс.Маркет и СберМегаМаркет. Конкуренция на рынке обострилась, что привело к снижению комиссии для продавцов, появлению бонусных программ и распродаж, кредитов и рассрочек для оплаты покупок.
В сегменте eGrocery традиционные сетевые ритейлеры стали инвестировать в онлайн-продажи. Именно омниканальность, то есть предоставления покупателю различных форматов покупки, стала конкурентным преимуществом на рынке продаж продуктов питания. Утверждение правил дистанционной продажи лекарственных препаратов в 2020 г привело к усилению конкуренции в сегменте ePharma. Растет число покупателей, которые делают покупки онлайн на повседневной основе, что подтверждается увеличением числа заказов и снижением среднего чека.
Рынок eCommerce в России постепенно насыщается. Маркетплейсы стараются расширить географию присутствия за счет выхода на региональные рынки. Ассортимент площадок пополняется крупногабаритными позициями, спрос на которые растет. Индивидуальные предложения для клиентов сервисов за счет максимальной персонализации с помощью инструментов искусственного интеллекта становятся основным трендом на рынке электронной коммерции.
«Анализ рынка электронной коммерции (eCommerce) в России», подготовленный BusinesStat, включает важнейшие данные, необходимые для понимания текущей конъюнктуры рынка и оценки перспектив его развития:
В обзоре приводится информация по видам электронной коммерции:
При подготовке обзора используется официальная статистика и собранные данные.
Информация профильных ведомств:
Информация, собранная BusinesStat:
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ОБЗОРА РЫНКА
КЛАССИФИКАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
ОБОРОТ РЫНКА ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
Оборот рынка
ОБЪЕМ ПРОДАЖ НА РЫНКЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
Объем заказов
ПОТРЕБИТЕЛИ РЫНКА ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
Численность клиентов
ПОТЕНЦИАЛ РЫНКА ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
Емкость и насыщенность рынка
СРЕДНЯЯ ЦЕНА ЗАКАЗА
Средние цены
СРЕДНИЙ ГОДОВОЙ ЧЕК КЛИЕНТА РЫНКА ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
Средний годовой чек клиента
ЛИДЕРЫ РЫНКА ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
Стратегии лидеров рынка среди маркетплейсов
Стратегии лидеров рынка eGrocery
Стратегии лидеров рынка ePharma
Рейтинги предприятий отрасли (юрлиц)
Профили ведущих предприятий отрасли
ООО «Агроторг»
АО «Тандер»
АО «Торговый Дом «Перекресток»
ООО «ДНС Ритейл»
ООО «Лента»
Таблица 1. Оборот рынка электронной коммерции в России в 2020-2024 гг (млрд руб)
Таблица 2. Прогноз оборота рынка электронной коммерции в России в 2025-2029 гг (млрд руб)
Таблица 3. Оборот рынка по видам электронной коммерции в России в 2020-2024 гг (млрд руб)
Таблица 4. Прогноз оборота рынка по видам электронной коммерции в России в 2025-2029 гг (млрд руб)
Таблица 5. Объем совершенных заказов на рынке электронной коммерции в России в 2020-2024 гг (млн)
Таблица 6. Прогноз объема совершенных заказов на рынке электронной коммерции в России в 2025-2029 гг (млн)
Таблица 7. Объем совершенных заказов по видам электронной коммерции в России в 2020-2024 гг (млн)
Таблица 8. Прогноз объема совершенных заказов по видам электронной коммерции в России в 2025-2029 гг (млн)
Таблица 9. Численность клиентов рынка электронной коммерции в России в 2020-2024 гг (млн чел)
Таблица 10. Прогноз численности клиентов рынка электронной коммерции в России в 2025-2029 гг (млн чел)
Таблица 11. Численность клиентов по видам электронной коммерции в России в 2020-2024 гг (млн чел)
Таблица 12. Прогноз численности клиентов по видам электронной коммерции в России в 2025-2029 гг (млн чел)
Таблица 13. Насыщенность рынка электронной коммерции в России в 2020-2024 гг (%)
Таблица 14. Прогноз насыщенности рынка электронной коммерции в России в 2025-2029 гг (%)
Таблица 15. Средняя цена заказа на рынке электронной коммерции в России в 2020-2024 гг (руб)
Таблица 16. Прогноз средней цены заказа на рынке электронной коммерции в России в 2025-2029 гг (руб)
Таблица 17. Средняя цена заказа по видам электронной коммерции в России в 2020-2024 гг (руб)
Таблица 18. Прогноз средней цены заказа по видам электронной коммерции в России в 2025-2029 гг (руб)
Таблица 19. Средний годовой чек клиента рынка электронной коммерции в России в 2020-2024 гг (руб)
Таблица 20. Прогноз среднего годового чека клиента рынка электронной коммерции в России в 2025-2029 гг (руб)
Таблица 21. Средний годовой чек клиента по видам электронной коммерции в России в 2020-2024 гг (руб)
Таблица 22. Прогноз среднего годового чека клиента по видам электронной коммерции в России в 2025-2029 гг (руб)
Таблица 23. Рейтинг предприятий отрасли по выручке от продаж (млн руб)
Таблица 24. Рейтинг предприятий отрасли по прибыли от продаж (млн руб)
Таблица 25. Рейтинг предприятий отрасли по рентабельности продаж (%)
По данным «Анализа рынка бумаги в России», подготовленного BusinesStat в 2025 г, за 2020-2024 гг ее продажи в стране увеличились на 7%: с 4,1 до 4,3 млн т. Наибольшую долю в структуре продаж занимает бумага для гофрирования, используемая преимущественно при производстве гофрированного картона. Бумага для гофрирования и крафт-бумага являются основным растущим сегментами рынка.
По данным «Анализа рынка телемедицины в России», подготовленного BusinesStat в 2025 г, за 2020-2024 гг в стране выручка клиник от дистанционных врачебных консультаций выросла в 3 раза: с 5,6 до 15,8 млрд руб. Рост обеспечивался как за счет увеличения количества консультаций, так и в результате повышения средней цены. В 2023-2024 гг телемедицина активно применялась в полисах ДМС. Страховщики увеличили количество дистанционных консультаций в корпоративных программах, что поддержало спрос на телемедицину со стороны физлиц. Пациенты оценили удобство онлайн-консультаций по полисам ДМС и готовы самостоятельно оплачивать телемедицинские услуги для себя и своих близких независимо от работодателя. Развитию рынка способствовал также экспериментальный правовой режим, установленный в августе 2023 г. В результате, врачи получили возможность корректировать лечение и диагноз, выписывать рецепты посредством дистанционных технологий.
Интерес к порошковым покрытиям в последние 10 лет сильно возрос как на мировом рынке, так и на российском. Несмотря на многие преимущества порошковых ЛКМ по сравнению с жидкими (технические, экономические, экологические), их доля в общем объеме производства лакокрасочной продукции в среднем в мире не превышает 10%, а в России — ~5% (для сравнения: в странах ЕС этот показатель достигает 15-18%). В период 2021-2022 гг. рынок порошковых красок демонстрировал положительную динамику. В 2024 г. имело место снижение на уровне 2,5-3% в тоннаже.