По оценкам BusinesStat, в 2024 г численность туристических поездок в России выросла на 10% и достигла 119 млн.
После значительного снижения числа поездок в 2020 г из-за ограничений в период пандемии на протяжении 2021-2024 гг рынок восстанавливался благодаря активному развитию внутреннего туризма. Принятые меры государственной поддержки, например, программа субсидирования поездок по России выплатой туристического кэшбэка, позволили перераспределить спрос с заграничных туров на путешествия внутри страны.
С 2021 г реализуется национальный проект «Туризм и гостеприимство», направленный на увеличение числа внутренних поездок за счет обновления и создания новой туристской инфраструктуры, а также улучшения качества обслуживания. В 2024 г нацпроект был расширен новой программой строительства круглогодичных курортов «Пять морей и озеро Байкал».
Важным изменением в туриндустрии стал запуск безвизового режима для групповых туров между Россией и Китаем, который полноценно заработал с 2024 г. В период локдауна число гостей из Китая заметно сократилось. Так, в 2021 г Россию китайские туристы совершили 18 тыс поездок в Россию. Благодаря снятию ковидных ограничений в обеих странах, открытию прямого авиасообщения и безвизовому режиму в 2024 г туристический поток из Китая составил 1,3 млн поездок. Расширение списка стран с прямым авиасообщением с Россией, а также реализация планов по выпуску предоплаченных карт позволят увеличить число приезжающих в страну иностранных туристов.
Ограничениями для более активного роста числа поездок по России остаются нехватка номерного фонда, дефицит кадров в отрасли, а также сложности с транспортной доступностью точек притяжения туристов.
«Анализ рынка туризма в России», подготовленный BusinesStat, включает важнейшие данные, необходимые для понимания текущей конъюнктуры рынка и оценки перспектив его развития:
В обзоре приводятся следующие детализации:
Отдельно представлена информация о туристических пакетах.
Приведены финансовые рейтинги крупнейших предприятий отрасли: Аэроклуб, Агент.Ру, Академ-Онлайн, Академсервис, Аэроклуб Тур, Апджет Трэвел Груп, Библио-Глобус Туроператор, Вайт Тревел, Вертикаль, ВиЭф Сервисес, Интерконнект Менеджмент Корпорейшн, Клаб Мед Раша, Милленниум-Командировочные решения, НТТ, Партнерские программы, РЖД Тур, РК Сервис, ТТ-Трэвел, УК «Городской центр бронирования и туризма», ХБ-Про.
При подготовке обзора используется официальная статистика и собранные данные.
Информация профильных ведомств:
Информация, собранная BusinesStat:
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ОБЗОРА РЫНКА
ИНФРАСТРУКТУРА
Предприятия
Персонал
РЕЙТИНГИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ (ЮРЛИЦ)
Профили 5 крупнейших предприятий отрасли
ТУРИСТЫ
Численность туристов
Уровень потребления
Затраты
ОБЪЕМ ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА
Внутренний туризм
Выездной туризм
Въездной туризм
Пакетные туры
ОБОРОТ РЫНКА ТУРИЗМА
Пакетные туры
ЦЕНА ТУРИСТИЧЕСКИХ ПОЕЗДОК
Средние цены на туристические поездки
Цена базовых туристических поездок
Цена пакетного тура
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОТРАСЛИ «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТУРИСТИЧЕСКИХ АГЕНТСТВ И ПРОЧИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИХ УСЛУГИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА»
Таблица 1. Численность туристических компаний в России в 2020-2024 гг
Таблица 2. Численность туристических компаний по формам собственности в России в 2023 г
Таблица 3. Численность туристических компаний по видам деятельности в России в 2023 г
Таблица 4. Численность туристических компаний по регионам России в 2020-2024 гг
Таблица 5. Численность персонала туристической отрасли в России в 2020-2024 гг (тыс чел)
Таблица 6. Численность персонала отрасли в регионах России в 2020-2024 гг (чел)
Таблица 7. Фонд начисленной заработной платы и средняя зарплата сотрудника туристской отрасли в России в 2020-2024 гг (млрд руб, тыс руб в год)
Таблица 8. Средняя заработная плата сотрудника туристических компаний в регионах России в 2020-2024 гг (тыс руб в год)
Таблица 9. Рейтинг предприятий отрасли по выручке от продаж в 2023 г (млн руб)
Таблица 10. Рейтинг предприятий отрасли по прибыли от продаж в 2023 г (млн руб)
Таблица 11. Рейтинг предприятий отрасли по основным средствам в 2023 г (млн руб)
Таблица 12. Рейтинг предприятий отрасли по себестоимости в 2023 г (млн руб)
Таблица 13. Рейтинг предприятий отрасли по рентабельности продаж в 2023 г (%)
Таблица 14. Численность туристов в России в 2020-2024 гг (млн чел)
Таблица 15. Прогноз численности туристов в России в 2025-2029 гг (млн чел)
Таблица 16. Численность туристов по видам в России в 2020-2024 гг (млн чел)
Таблица 17. Среднее число туристических поездок на одного потребителя в России в 2020-2024 гг (поездок в год)
Таблица 18. Прогноз среднего числа туристических поездок на одного потребителя в России в 2025-2029 гг (поездок в год)
Таблица 19. Средние годовые расходы потребителя на туризм в России в 2020-2024 гг (тыс руб)
Таблица 20. Прогноз средних годовых расходов потребителя на туризм в России в 2025-2029 гг (тыс руб)
Таблица 21. Численность туристических поездок в России в 2020-2024 г (млн поездок)
Таблица 22. Прогноз численности туристических поездок в России в 2025-2029 г (млн поездок)
Таблица 23. Численность туристических поездок по видам в России в 2020-2024 г (млн поездок)
Таблица 24. Прогноз численности туристических поездок по видам в России в 2025-2029 г (млн поездок)
Таблица 25. Численность туристических поездок по регионам России в 2024 г (тыс поездок)
Таблица 26. Численность туристических поездок граждан России по странам мира в 2024 г (тыс поездок)
Таблица 27. Численность въездных туристических поездок иностранных граждан в Россию по странам мира в 2024 г (тыс поездок)
Таблица 28. Численность реализованных туристических пакетов в России в 2020-2024 гг (млн пакетов)
Таблица 29. Прогноз численности реализованных туристических пакетов в России в 2025-2029 гг (млн пакетов)
Таблица 30. Оборот туристической индустрии в России в 2020-2024 г (млрд руб)
Таблица 31. Прогноз оборота туристической индустрии в России в 2025-2029 гг (млрд руб)
Таблица 32. Оборот туриндустрии по видам туризма в России: въездной, выездной, внутренний, в 2020-2024 г (млрд руб)
Таблица 33. Прогноз оборота туриндустрии по видам туризма в России: внутренний, выездной, въездной в 2025-2029 г (млрд руб)
Таблица 34. Стоимость реализованных туристических пакетов в России в 2020-2024 гг (млрд руб)
Таблица 35. Прогноз стоимости реализованных туристических пакетов в России в 2025-2029 гг (млрд руб)
Таблица 36. Средняя цена туристических поездок в России в 2020-2024 гг (руб/поездку)
Таблица 37. Прогноз средней цены туристических поездок в России в 2025-2029 гг (руб/поездку)
Таблица 38. Средние цены базовых туристических поездок из России и по территории России в 2020-2024 гг (руб/поездку)
Таблица 39. Средние цены экскурсионных туров по регионам России в 2021-2024 гг (руб/поездку)
Таблица 40. Средняя цена пакета туристических услуг в России в 2020-2024 гг (тыс руб/пакет)
Таблица 41. Прогноз средней цены пакета туристических услуг в России в 2025-2029 гг (тыс руб/пакет)
Таблица 42. Средняя цена пакета туристических услуг по видам в России в 2020-2024 гг (тыс руб/пакет)
Таблица 43. Прогноз средней цены пакета туристических услуг по видам в России в 2025-2029 гг (тыс руб/пакет)
Таблица 44. Выручка от продаж в 2020-2024 гг (млрд руб)
Таблица 45. Коммерческие и управленческие расходы в 2020-2024 гг (млрд руб)
Таблица 46. Себестоимость в 2020-2024 гг (млрд руб)
Таблица 47. Прибыль от продаж в 2020-2024 гг (млрд руб)
Таблица 48. Экономическая эффективность в 2020-2024 гг
Таблица 49. Инвестиции в отрасль в 2020-2024 гг (млн руб)
В конце 2024 года аналитики компании «AnalyticResearchGroup» провели исследование, посвященное оценке деятельности компаний, работающих на рынке удобрений в России. В итоговый мониторинг вошли 130 предприятий, по которым была доступна информация о выручке за 2023 год. Совокупная выручка этих игроков составила более 420 млрд рублей.
Российский рынок доломита в текущей ситуации отражает стабилизацию объемов потребления, рост средних контрактных цен при экспорте продукции за рубеж и контрактных цен на импортируемую продукцию. В то же время средние цены производителей доломита характеризуются относительной стабильностью.
Российский рынок посудомоечных машин в текущей ситуации демонстрирует восстановительный рост своей объемности. В структуре российского рынка посудомоечных машин ключевой, безусловно, является зарубежная продукция, в ближайшей перспективе предпосылок для конструктивных, коренных изменений структуры российского рынка по происхождению не наблюдается.