Введенные санкции носят всеобъемлющий и систематический характер и охватывают широкий круг отношений между Россией и Западом. Они представлены в основном в форме экономических санкций, в том числе торговых, финансовых и персональных, в отношении физических лиц (представителей крупных предприятий, политических и правительственных деятелей) и отраслевых (секторальных) санкций, а также санкций против отдельных компаний реального сектора экономики, ряда российских банков и других финансовых организаций.
Основные блоки исследования:
Источники информации
Методы
Глава 1. Опыт прошлого: как изменили российский бизнес санкции, связанные с событиями 2014 г.
1.1. Перечень основных санкций и контрсанкций, связанных с событиями 2014 г.
1.2. Проблемы и негативные тенденции, возникшие в экономике России вследствие санкций
1.3. Основные меры, которые принимались на государственном уровне в реалиях санкций, связанных с событиями 2014 г.
1.4. Меры, которые принимались бизнесом в России для минимизации последствия санкций и контрсанкций
1.5. Оценка фактического снижения активности российских компаний на мировых рынках после 2014 г.
1.6. Выводы об отрицательном и положительном влиянии санкций и контрсанкций, связанных с событиями 2014 г.
Глава 2. Текущие реалии. Новые санкции 2022 г.
2.1.Краткий перечень санкций 2022 г. на текущую дату. Важные примечания в санкционных перечнях
2.2. Прогнозы влияния санкций, введенных в 2022 г., на экономику России
2.2.1 Оптимистичный прогноз
2.2.2 Пессимистичный прогноз
2.3. Оценка влияния санкций 2022 г. на малый и средний бизнес в России
Глава 3. Варианты адаптации российского бизнеса к новым реалиям в 2022 г.
3.1. Основные меры, которые могут быть предприняты компаниями для работы внутри страны.
3.1.1. Альтернативные направления для импортозамещения
3.1.2. Участие в гос. программах, направленных на импортозамещение
3.1.3. Захват сегментов освободившихся рынков вследствие ухода международных операторов
3.2. Основные меры, которые могут быть предприняты российскими компаниями для работы на мировых рынках
3.2.1. Развитие партнерских направлений со странами Азии
3.2.2. Использование криптовалют для межстрановых расчетов. Риски, связанные с криптовалютами
3.2.3. Создание новой платежной системы для расчетов с Китаем
3.2.4. Изменение логистических потоков
3.2.5. Создание представительств компаний в странах Азии
3.2.6. Новые каналы для осуществления мировой торговли в новых условиях
Глава 4. Сценарий Ирана. Как существует и развивается бизнес в Иране в условиях санкций.
Диаграмма 1. Динамика показателей внешней торговли России, 2010-2021 гг., млрд $
Диаграмма 2. Структура экспорта РФ по группам стран, 2010-2021 гг., % от объема экспорта в стоимостном выражении
Диаграмма 3. Структура импорта РФ по группам стран, 2010-2021 гг., % от объема импорта в стоимостном выражении
Таблица 1. Российские компании, попавшие под санкции в 2014-2020 гг.
Таблица 2. Меры Банка России по ограничению последствий введения санкций США и ЕС в отношении российских кредитных организаций и компаний в 2014-2015 гг.
Таблица 3. Перечень санкций 2022 г. против России на текущую дату
Таблица 4. Примеры региональных программ развития импортозамещения в РФ
Таблица 5. Основные сегменты освободившихся рынков в 2022 г. в результате ухода международных операторов
В 2023 году средняя потребительская цена на торты в России достигла 690,6 руб./кг, увеличившись за год на 7,8%. Рост продолжился и в 2024 году: по итогам января–сентября средняя цена уже составила 751,6 руб./кг. Это самый высокий показатель за последние два десятилетия — с 2004 года цены на торты выросли почти в 6 раз. Если учитывать, что средний вес торта составляет около 1,2 кг, то в 2023 году торт обходился россиянам в среднем примерно в 829 рублей, а в январе–сентябре 2024 года — уже около 902 рублей.
По итогам 2023 года объем производства пищевых и биологически активных добавок в России достиг 150 тыс. тонн, что на 21,9% больше, чем годом ранее. С 2017 года производство в стране выросло почти в четыре раза. В январе–августе 2024 года выпуск составил 109,4 тыс. тонн. Ожидалось, что по итогам всего года производство может достичь 173,9 тыс. тонн, а к 2028 году приблизиться к 250 тыс. тонн.
По итогам 2023 года объем импорта винодельческой продукции в Россию составил 350 тыс. тонн на сумму $947 млн. – такие оценки приводит компания «AnalyticResearchGroup» на основе данных таможенной статистики. Основную часть ввоза традиционно обеспечили натуральные виноградные вина (включая крепленые), на которые пришлось 93,6% в натуральном и 92,8% в стоимостном выражении. По прогнозам, к 2028 году объем поставок может сократиться до 227 тыс. тонн, тогда как в денежном выражении ожидается рост до $1,1 млрд, что указывает на возможное смещение структуры импорта в сторону более дорогой продукции.