55 000 ₽
Демоверсия
Ключевые тренды на рынке обувного ретейла 2021
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков

Ключевые тренды на рынке обувного ретейла 2021

Дата выпуска: 25 июня 2021
Количество страниц: 110
Срок предоставления работы: 1 день
ID: 70352
55 000 ₽
Демоверсия
Описание Содержание Иллюстрации Таблицы Выпуски
Описание
«РБК Исследования рынков» подготовило очередное полномасштабное исследование обувного рынка. Обзор «Ключевые тренды на рынке обувного ретейла 2021» посвящен анализу основных тенденций на российском рынке обуви в 2020-2021 гг. Информация была получена путем комплексного анализа данных 500 крупнейших обувных ретейлеров, мнений ведущих экспертов рынка, а также изучения потребительского поведения российских покупателей обуви.
В настоящем обзоре анализируется влияние пандемии коронавируса COVID-19 на российский рынок обуви. Пристальное внимание уделено анализу ключевых особенностей потребительского поведения россиян, проявившихся в условиях эпидемии и сокращения реальных располагаемых доходов. Рассматриваются маркетинговые инструменты по повышению эффективности работы розничных сетей.
Кроме того, в отчете проанализированы перспективы интернет-торговли и омниканальной модели развития ретейлеров. Также рассмотрено влияние на рынок вступившего в силу законопроекта об обязательной маркировке обуви.
В исследовании анализируются перспективные тренды на осознанное потребление в российском fashion-ретейле. Оцениваются текущие практики россиян по утилизации старой обуви, а также выявляются перспективы роста участия россиян в программах по переработке вещей.
В отчете представлены технологические тренды, нашедшие широкое применение на зарубежных рынках и начинающие активно внедряться в практики отечественных сетей. В рамках исследования рассмотрено применение систем искусственного интеллекта, а также AR/VR технологий в fashion-ретейле.
Наконец, в отчете содержатся мнения ведущих российских экспертов, представителей крупнейших игроков на российском рынке обуви: Сергея Шувалова, генерального менеджера российского представительства GEOX; Владимира Денисенко, генерального директора АО Обувная фирма «Юничел»; Андрея Капусты, директора по маркетингу АО «Егорьевск-обувь»; Натальи Паули, зам. директора по связям с общественностью ГК «Обувь России».
 
Развернуть
Содержание
Краткое оглавление 3
Полное оглавление 4
Основные участники серии исследований обувного ретейла 6
Мнения игроков о рынке fashion-ретейла в России 7
GEOX 7
«Юничел» 9
«Котофей» 11
«Обувь России» 12
Влияние COVID-19 на трудоустройство, доход и стиль жизни россиян 14
Изменения в трудоустройстве 14
Изменение доходов 15
Изменение стиля жизни: увеличение частоты покупок в интернете 18
Законодательное регулирование торговли обувью 20
Обязательная маркировка обуви 20
Обязательная маркировка товаров легкой промышленности 22
Омниканальность в fashion-ретейле 25
Интернет-продажи в условиях COVID-19 25
Новый стиль шопинга 28
Социальные медиа как канала продвижения fashion-брендов 34
Активность fashion-ретейлеров в социальных медиа 34
Рост аудитории fashion-ретейлеров в Instagram и «ВКонтакте» 34
Рейтинг крупнейших обувных ретейлеров по количеству подписчиков во «ВКонтакте» 37
Рейтинг крупнейших обувных ретейлеров по количеству подписчиков в Instagram 39
Smart-shopping и другие изменения в модели потребления 41
Мнения покупателей об изменении цен, ассортимента и качества в их любимых магазинах 41
Изменения цен 43
Изменения ассортимента 44
Изменения качества обуви 45
Изменения сервиса магазинов 46
Рационализаторская модель потребления 47
Склонны ли россияне к спонтанным покупкам обуви? 52
Недоверие к маркетинговым активностям ретейлеров 55
Предпочитаемые способы экономии на покупках обуви 60
Возврат россиян к «докарантинным» местам покупки обуви 64
Коронавирус поменял планы россиян относительно покупок обуви 66
Осознанное потребление в fashion-ретейле 69
Осознанное потребление как растущий тренд 69
Текущая практика по утилизации старых предметов гардероба 73
Перспективы роста участия россиян в программах по переработке вещей 76
Перспективы развития российского рынка ресейла одежды, обуви и аксессуаров 82
Опыт покупки Б/У одежды среди россиян 82
Причины покупки Б/У одежды 84
Возможные направления повышения эффективности бизнеса обувных ретейлеров 88
Программы лояльности как способ выживания для бизнеса 88
Спрос на дополнительные услуги в магазинах обуви 91
Технологические тренды рынка fashion-ретейла 97
Использование искусственного интеллекта в fashion-индустрии 97
AR/VR-технологий в fashion-ретейле 100
Список диаграмм 105
Список таблиц 109
Развернуть
Иллюстрации
Рис. 1. «Как коронавирус COVID-19 повлиял на Вше трудоустройство:», март 2021 г., % от опрошенных россиян 14
Рис. 2. Квартальная динамика темпов прироста располагаемых доходов населения РФ, I квартал 2019 – IV квартал 2020 гг., % к соответствующему периоду прошлого года 16
Рис. 3. Прогноз реальных располагаемых доходов населения РФ на 2021-2023 гг., % 16
Рис. 4. «Как пандемия COVID-19 повлияла на Ваш доход?», март 2021 г., % от опрошенных россиян 17
Рис. 5. «Укажите, пожалуйста, соответствуют ли приведенные фразы Вашему образу жизни в 2020-2021 гг.?», % от опрошенных россиян 18
Рис. 6. Динамика объема российского рынка интернет-торговли одеждой, обувью и аксессуарами в 2012 – 2020 гг., ₽ млрд, %* 25
Рис. 7. «Где Вы ЧАЩЕ ВСЕГО покупали / планируете покупать обувь?», март 2021 г., % от опрошенных покупателей обуви 27
Рис. 8. «Укажите, пожалуйста, соответствуют ли приведенные фразы Вашему стилю шопинга?», март 2021 г., % от опрошенных покупателей одежды 30
Рис. 9. Динамика ответа на вопрос: «Укажите, пожалуйста, соответствуют ли приведенные фразы Вашему стилю шопинга?», март 2020 –  март 2021 гг., % от опрошенных покупателей одежды 31
Рис. 10. Динамика суммарного числа подписчиков ведущих российских fashion-ретейлеров в сети Instagram*, январь 2018 – март 2021 гг., млн человек 34
Рис. 11. Динамика суммарного числа подписчиков ведущих международных fashion-ретейлеров в сети Instagram*, январь 2018 – март 2021 гг., млн человек 36
Рис. 12. Динамика суммарного числа подписчиков ведущих fashion-ретейлеров в социальной сети «ВКонтакте»*, январь 2018 – март 2021 гг., млн человек 36
Рис. 13. Динамика среднего числа подписчиков, приходящегося на одного fashion-ретейлера, в Instagram и «ВКонтакте»*, январь 2018 – март 2021 гг., млн человек 37
Рис. 14. Количество подписчиков ведущих обувных ретейлеров в сети «ВКонтакте», февраль 2021 г., тыс. человек 38
Рис. 15. Прирост числа подписчиков ТОП-20 ретейлеров в сети «ВКонтакте», февраль 2020 г. – февраль 2021 г., % 39
Рис. 16. Количество подписчиков ведущих обувных ретейлеров в сети Instagram, февраль 2021 г., тыс. человек 40
Рис. 17. Изменения, которые заметили покупатели в своих любимых магазинах обуви, 2021 г., % от опрошенных покупателей обуви 42
Рис. 18. Изменения цен, которые заметили покупатели в своих любимых магазинах обуви, 2019-2021 гг., % от опрошенных покупателей обуви 43
Рис. 19. Изменения цен, которые заметили покупатели в своих любимых магазинах обуви, 2021 г., % от опрошенных покупателей обуви соответствующего пола 43
Рис. 20. Изменения ассортимента, которые заметили покупатели в своих любимых магазинах обуви, 2019-2021 гг., % от опрошенных покупателей обуви 44
Рис. 21. Изменения ассортимента, которые заметили покупатели в своих любимых магазинах обуви, 2021 г., % от опрошенных покупателей обуви соответствующего пола 44
Рис. 22. Изменения качества, которые заметили покупатели в своих любимых магазинах обуви, 2019-2021 гг., % от опрошенных покупателей обуви 45
Рис. 23. Изменения качества, которые заметили покупатели в своих любимых магазинах обуви, 2021 г., % от опрошенных покупателей обуви соответствующего пола 45
Рис. 24. Изменения сервиса, которые заметили покупатели в своих любимых магазинах обуви, 2021 г., % от опрошенных покупателей обуви 46
Рис. 25. Изменения сервиса, которые заметили покупатели в своих любимых магазинах обуви, 2021 г., % от опрошенных покупателей обуви соответствующего пола 46
Рис. 26. «Укажите, пожалуйста, НЕ БОЛЕЕ 5-ти характеристик обуви, на основе которых Вы принимаете решение о ее покупке», 2021 г., % от опрошенных покупателей обуви 48
Рис. 27. Динамика ТОП-5 характеристик, на основе которых респонденты принимают решение о покупке обуви, 2014-2021 гг., % от опрошенных покупателей обуви 49
Рис. 28. «Укажите, пожалуйста, НЕ БОЛЕЕ 5-ти характеристик обуви, на основе которых Вы принимаете решение о ее покупке», 2021 г., % от опрошенных покупателей обуви в зависимости от их ПОЛА 50
Рис. 29. Тип последней покупки обуви, 2021 г., % от опрошенных покупателей обуви 52
Рис. 30. Тип последней покупки обуви, динамика 2018-2021 гг., % от опрошенных покупателей обуви 53
Рис. 31. «Ваша ПОСЛЕДНЯЯ покупка ОБУВИ носила запланированный или спонтанный характер?», 2021 г., % от опрошенных покупателей обуви соответствующего пола 53
Рис. 32. Основные факторы, побуждающие россиян совершать спонтанные покупки обуви, 2021 г., % от опрошенных покупателей обуви, совершивших спонтанную покупку 54
Рис. 33. Динамика основных факторов, побуждающих россиян совершать спонтанные покупки обуви, 2019-2021 гг., % от опрошенных покупателей обуви, совершивших спонтанную покупку 55
Рис. 34. «Доверяете ли Вы акциям и скидкам, которые предлагают обувные ретейлеры?», 2021 г., % от опрошенных покупателей обуви 56
Рис. 35. «Доверяете ли Вы акциям и скидкам, которые предлагают обувные ретейлеры?», 2020-2021 гг., % от опрошенных покупателей обуви 57
Рис. 36. «Доверяете ли Вы акциям и скидкам, которые предлагают обувные ретейлеры?», 2021 г., % от опрошенных покупателей обуви соответствующего пола 57
Рис. 37. «Покупали ли Вы обувь по акциям и спецпредложениям за последние полгода?», 2021 г., % от опрошенных покупателей обуви 58
Рис. 38. «Покупали ли Вы обувь по акциям и спецпредложениям за последние полгода?», динамика 2016-2021 гг., % от опрошенных покупателей обуви 59
Рис. 39. «Покупали ли Вы обувь по акциям и спецпредложениям за последние полгода?», 2021 г., % от опрошенных покупателей обуви соответствующего пола 59
Рис. 40. «Какие способы экономии на покупках обуви, предлагаемые магазинами, являются для Вас наиболее интересными?», 2021 г., % от опрошенных покупателей обуви 61
Рис. 41. «Какие способы экономии на покупках обуви, предлагаемые магазинами, являются для Вас наиболее интересными?», 2019-2021 гг., % от опрошенных покупателей обуви 62
Рис. 42. «Какие способы экономии на покупках обуви, предлагаемые магазинами, являются для Вас наиболее интересными?», 2021 г., % от опрошенных покупателей обуви соответствующего пола 63
Рис. 43. «Где Вы ЧАЩЕ ВСЕГО покупали / планируете покупать обувь?», март 2021 г., % от опрошенных покупателей обуви 65
Рис. 44. «Планируете ли Вы экономить на покупках обуви в 2021 году?», % от опрошенных, покупавших женскую, мужскую и детскую обувь 67
Рис. 45. «Планируете ли Вы экономить на покупках женской обуви?», 2017-2021 гг., % от опрошенных женщин, покупавших женскую обувь 67
Рис. 46. «Планируете ли Вы экономить на покупках мужской обуви?», 2017-2021 гг., % от опрошенных мужчин, покупавших мужскую обувь 68
Рис. 47. «Планируете ли Вы экономить на покупках детской обуви?», 2017-2021 гг., % от опрошенных, покупавших детскую обувь 68
Рис. 48. «Что Вы обычно делаете со старой обувью?», 2021 г, % от опрошенных покупателей обуви 74
Рис. 49. Доля респондентов, которые ТОЛЬКО ВЫБРАСЫВАЮТ старую обувь, 2021 г., % от опрошенных покупателей обуви 75
Рис. 50. «Что Вы обычно делаете со старой обувью?», 2021 г., % от опрошенных покупателей обуви соответствующего пола 75
Рис. 51. «Готовы ли Вы сдавать старую обувь в секонд-хенды и другие пункты приема?», 2021 г., % от опрошенных покупателей обуви 77
Рис. 52. «Готовы ли Вы сдавать старую обувь в секонд-хенды и другие пункты приема?», 2021 г., % от опрошенных покупателей обуви соответствующего пола 77
Рис. 53. Доли россиян, отметивших экологичность производства в качестве фактора выбора обуви, 2021 г., % от опрошенных покупателей обуви 78
Рис. 54. «Покупали ли Вы Б/У одежду (вещи, ранее принадлежащие другим владельцам) за последний ГОД (март 2020 – март 2021 гг.)?», % от опрошенных покупателей одежды 83
Рис. 55. «Что Вас побудило совершать покупки Б/У одежды?», март 2021 г., % от опрошенных покупателей Б/У одежды 85
Рис. 56. «Что Вас побудило совершать покупки Б/У одежды?», март 2021 г., % от опрошенных покупателей Б/У одежды в зависимости от их пола 86
Рис. 57. «Получили ли Вы скидку на последнюю совершенную покупку обуви?», 2021 г., % от опрошенных покупателей обуви 88
Рис. 58. «Получили ли Вы скидку на последнюю совершенную покупку обуви?», динамика 2018-2021 гг., % от опрошенных покупателей 89
Рис. 59. Получение скидки на последнюю совершенную покупку обуви, 2021 г., % от опрошенных покупателей обуви в зависимости от их пола 89
Рис. 60. Предъявление карты лояльности или мобильного приложения во время совершения последней покупки обуви, 2021 г., % от опрошенных покупателей обуви 90
Рис. 61. Предъявление карты лояльности или мобильного приложения во время совершения последней покупки обуви, динамика 2018-2021 гг., % от опрошенных покупателей 90
Рис. 62. Зависимость получения скидки на последнюю покупку обуви от факта предъявления карты лояльности / мобильного приложения, 2021 г., % от опрошенных покупателей обуви 91
Рис. 63. «Какие дополнительные услуги Вы хотели бы получать в обувных магазинах?», 2021 г., % от опрошенных покупателей обуви 92
Рис. 64. «Какие дополнительные услуги Вы хотели бы получать в обувных магазинах?», 2019-2021 гг., % от опрошенных покупателей обуви 93
Рис. 65. «Какие дополнительные услуги Вы хотели бы получать в обувных магазинах?», 2021 г., % от опрошенных покупателей обуви в зависимости от их пола 94
Рис. 66. Texel Portal BX, Meepl 98
Рис. 67. Виртуальный шоурум Brunello Cucinelli 101
Рис. 68. Виртуальный подиум в приложении ASOS 102
Рис. 69. Виртуальная примерочная AstraFIT в магазине «5КармаNов» 103
Рис. 70. Виртуальная одежда с сайта XR Couture 104
Развернуть
Таблицы
Табл. 1. «Как коронавирус COVID-19 повлиял на Вше трудоустройство:», март 2021 г., % от опрошенных россиян в зависимости от их социально-демографических характеристик 15
Табл. 2.  «Как пандемия COVID-19 повлияла на Ваш доход?», март 2021 г., % от опрошенных россиян в зависимости от их социально-демографических характеристик 17
Табл. 3.  «Укажите, пожалуйста, соответствуют ли приведенные фразы Вашему образу жизни в 2020-2021 гг.?», март 2021 г., % от опрошенных россиян в зависимости от их социально-демографических характеристик 19
Табл. 4.  Стиль-шопинга покупателей одежды, март 2021 г., % от опрошенных покупателей одежды в зависимости от их социально-демографических характеристик 31
Табл. 5.  Стиль-шопинга покупателей одежды, продолжение, март 2021 г., % от опрошенных покупателей одежды в зависимости от их социально-демографических характеристик 32
Табл. 6. Изменения цен, которые заметили покупатели в своих любимых магазинах обуви, 2021 г., % от опрошенных покупателей обуви соответствующего возраста, лет 43
Табл. 7. Изменения ассортимента, которые заметили покупатели в своих любимых магазинах обуви, 2021 г., % от опрошенных покупателей обуви соответствующего возраста, лет 44
Табл. 8. Изменения качества, которые заметили покупатели в своих любимых магазинах обуви, 2021 г., % от опрошенных покупателей обуви соответствующего возраста, лет 46
Табл. 9. Изменения сервиса, которые заметили покупатели в своих любимых магазинах обуви, 2021 г., % от опрошенных покупателей обуви соответствующего возраста, лет 47
Табл. 10. «Укажите, пожалуйста, НЕ БОЛЕЕ 5-ти характеристик обуви, на основе которых Вы принимаете решение о ее покупке», 2021 г., % от опрошенных покупателей обуви в зависимости от их ВОЗРАСТА, лет 50
Табл. 11. «Укажите, пожалуйста, НЕ БОЛЕЕ 5-ти характеристик обуви, на основе которых Вы принимаете решение о ее покупке», 2021 г., % от опрошенных покупателей обуви в зависимости от их СРЕДНЕМЕСЯЧНОГО ДОХОДА, ₽ тыс. 51
Табл. 12. «Ваша ПОСЛЕДНЯЯ покупка ОБУВИ носила запланированный или спонтанный характер?», 2021 г., % от опрошенных покупателей обуви соответствующего возраста, лет 53
Табл. 13. «Ваша ПОСЛЕДНЯЯ покупка ОБУВИ носила запланированный или спонтанный характер?», 2021 г., % от опрошенных покупателей обуви в зависимости от их среднемесячного дохода, ₽ тыс. 53
Табл. 14. «Доверяете ли Вы акциям и скидкам, которые предлагают обувные ретейлеры?», 2021 г., % от опрошенных покупателей обуви с соответствующим личным среднемесячным доходом, ₽ тыс. 58
Табл. 15. «Покупали ли Вы обувь по акциям и спецпредложениям за последние полгода?», 2021 г., % от опрошенных покупателей обуви с соответствующим личным среднемесячным доходом, ₽ тыс. 60
Табл. 16. «Какие способы экономии на покупках обуви, предлагаемые магазинами, являются для Вас наиболее интересными?», 2021 г., % от опрошенных покупателей обуви соответствующего возраста, лет 63
Табл. 17. «Что Вы обычно делаете со старой обувью?», 2021 г., % от опрошенных покупателей обуви соответствующего возраста, лет 76
Табл. 18. «Что Вы обычно делаете со старой обувью?», 2021 г., % от опрошенных покупателей обуви с соответствующим личным среднемесячным доходом, ₽ тыс. 76
Табл. 19. «Готовы ли Вы сдавать старую обувь в секонд-хенды и другие пункты приема?», 2021 г., % от опрошенных покупателей обуви соответствующего возраста, лет 78
Табл. 20. «Готовы ли Вы сдавать старую обувь в секонд-хенды и другие пункты приема?», 2021 г., % от опрошенных покупателей обуви в зависимости от географии проживания 78
Табл. 21. Доли покупателей одежды, покупавших Б/У одежду за март 2020 – март 2021 гг., % от опрошенных покупателей одежды в зависимости от их социально-демографических характеристик 83
Табл. 22. «Что Вас побудило совершать покупки Б/У одежды?», март 2021 г., % от опрошенных покупателей Б/У одежды в зависимости от их возраста 86
Табл. 23. «Что Вас побудило совершать покупки Б/У одежды?», март 2021 г., % от опрошенных покупателей Б/У одежды в зависимости от их среднемесячного дохода 87
Табл. 24. «Что Вас побудило совершать покупки Б/У одежды?», март 2021 г., % от опрошенных покупателей Б/У одежды в зависимости от географии их проживания 87
Табл. 25. Получение скидки на последнюю совершенную покупку обуви, 2021 г., % от опрошенных покупателей обуви в зависимости от их возраста, лет 89
Табл. 26. Получение скидки на последнюю совершенную покупку обуви, 2021 г., % от опрошенных покупателей обуви с соответствующим личным среднемесячным доходом, ₽ тыс. 90
Табл. 27. «Какие дополнительные услуги Вы хотели бы получать в обувных магазинах?», 2021 г., % от опрошенных покупателей обуви соответствующего возраста, лет 95
Табл. 28. «Какие дополнительные услуги Вы хотели бы получать в обувных магазинах?», 2021 г., % от опрошенных, проживающих в соответствующих географических зонах 95
Табл. 29. «Какие дополнительные услуги Вы хотели бы получать в обувных магазинах?», 2021 г., % от опрошенных покупателей обуви с соответствующим личным среднемесячным доходом, ₽ тыс. 96
Развернуть
Выпуски