Рис. 1. Динамика объема российского рынка e-grocery, 2018 – 2020 гг., ₽ млрд, %* |
62 |
Рис. 2. Доля e-grocery в общем объеме российского e-commerce, 2020 г., % |
62 |
Рис. 3. Динамика количества интернет-покупателей продуктов питания, 2018 – 2020 г., тыс. человек* |
63 |
Рис. 4. Динамика доли онлайна в структуре продовольственной розницы, 2018 – 2020 г., % от оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями |
63 |
Рис. 5. Географическая структура российского рынка e-grocery в 2020 году, % от объема рынка интернет-торговли одеждой, обувью и аксессуарами |
64 |
Рис. 6. Динамика объема продовольственного рынка, 2018 – 2020 гг., ₽ млрд*, % |
66 |
Рис. 7. «Как давно Вы начали покупать продукты питания в интернете?», ноябрь 2020 гг., % от опрошенных россиян, покупавших продукты питания в онлайн-магазинах за последний год (ноябрь 2019 г. – ноябрь 2020 г.) |
68 |
Рис. 8. «Как давно Вы начали покупать продукты питания в интернете?», ноябрь 2020 гг., % от опрошенных россиян соответствующего ПОЛА* |
68 |
Табл. 9. «При заказе продуктов питания в интернет-магазине какой стратегии Вы ОБЫЧНО следуете?», ноябрь 2020 гг., % от опрошенных россиян с соответствующим уровнем среднемесячного ДОХОДА* |
69 |
Табл. 10. «При заказе продуктов питания в интернет-магазине какой стратегии Вы ОБЫЧНО следуете?», ноябрь 2020 гг., % от опрошенных россиян, проживающих в соответствующих городах России |
69 |
Рис. 11. Доли ведущих онлайн- и офлайн-ретейлеров на российском рынке e-grocery, 2019 – 2020 гг., %* |
72 |
Рис. 12. Посещаемость ведущих интернет-площадок в России, где можно приобрести продукты питания, ноябрь 2020 г., млн посещений (из РФ)* |
94 |
Рис. 13. Социально-демографический портрет интернет-покупателей продуктов питания, ноябрь 2020 г. |
105 |
Рис. 14. Доля интернет-покупателей продуктов питания, ноябрь 2020 г., % от опрошенных интернет-покупателей, проживающих в соответствующих географических зонах |
106 |
Рис. 15. Динамика доли россиян, совершавших интернет-покупки продуктов питания (за 12 месяцев), ноябрь 2019 – ноябрь 2020 гг., % опрошенных интернет-покупателей, проживающих в соответствующих географических зонах |
106 |
Рис. 16. Динамика доли интернет-покупателей продуктов питания (совершили покупку за последние 12 месяцев с момента проведения опроса), ноябрь 2014 – ноябрь 2020 гг., % от опрошенных интернет-покупателей, проживающих в городах с населением более 100 тыс. человек |
107 |
Рис. 17. Распределение затраты россиян на единовременную онлайн-покупку продуктов питания (БЕЗ УЧЕТА стоимости ДОСТАВКИ), ₽ (ТОЛЬКО среди россиян, совершавших подобные покупки за последний год (ноябрь 2019 г. – ноябрь 2020 г.) |
110 |
Рис. 18. Динамика средних расходов россиян на единовременную интернет-покупку продуктов питания, ноябрь 2019 г. – ноябрь 2020 г. (БЕЗ УЧЕТА стоимости ДОСТАВКИ), ₽ |
110 |
Табл. 19. Средние расходы россиян на единовременную интернет-покупку продуктов питания (БЕЗ УЧЕТА стоимости ДОСТАВКИ), в зависимости от ПОЛА, ноябрь 2020 г., ₽* |
110 |
Табл. 20. Средние расходы россиян на единовременную интернет-покупку продуктов питания (БЕЗ УЧЕТА стоимости ДОСТАВКИ), в зависимости от ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОНЫ, ноябрь 2020 г., ₽* |
111 |
Рис. 21. Распределение частоты онлайн-заказов продуктов питания за ноябрь 2019 – ноябрь 2020 гг., %* |
113 |
Рис. 22. Динамика частоты онлайн-заказов продуктов питания, ноябрь 2019 – ноябрь 2020 гг., раз в год* |
113 |
Табл. 23. Частота онлайн-заказов продуктов питания в зависимости от ПОЛА ИНТЕРНЕТ-ПОКУПАТЕЛЕЙ, ноябрь 2020 г., раз в год* |
114 |
Табл. 24. Частота онлайн-заказов продуктов питания в зависимости от ДОХОДА ИНТЕРНЕТ-ПОКУПАТЕЛЕЙ, ноябрь 2020 г., раз в год* |
114 |
Табл. 25. Частота онлайн-заказов продуктов питания в зависимости от ГЕОГРАФИИ ПРОЖИВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ПОКУПАТЕЛЕЙ, ноябрь 2020 г., раз в год* |
115 |
Рис. 26. «При заказе продуктов питания в интернет-магазине какой стратегии Вы ОБЫЧНО следуете?», ноябрь 2020 гг., % от опрошенных россиян, покупавших продукты питания в онлайн-магазинах за последний год (ноябрь 2019 г. – ноябрь 2020 г.) |
116 |
Рис. 27. «При заказе продуктов питания в интернет-магазине какой стратегии Вы ОБЫЧНО следуете?», ноябрь 2020 гг., % от опрошенных россиян соответствующего ПОЛА* |
116 |
Табл. 28. «При заказе продуктов питания в интернет-магазине какой стратегии Вы ОБЫЧНО следуете?», ноябрь 2020 гг., % от опрошенных россиян с соответствующим уровнем среднемесячного ДОХОДА* |
117 |
Табл. 29. «При заказе продуктов питания в интернет-магазине какой стратегии Вы ОБЫЧНО следуете?», ноябрь 2020 гг., % от опрошенных россиян, проживающих в соответствующих городах России |
117 |
Рис. 30. «Укажите, пожалуйста, какие ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ Вы покупали через ИНТЕРНЕТ за ПОСЛЕДНИЙ месяц (октябрь – ноябрь 2020 года)?», % от опрошенных россиян, покупавших продукты питания через интернет |
120 |
Рис. 31. «Укажите, пожалуйста, какие ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ Вы покупали через ИНТЕРНЕТ за ПОСЛЕДНИЙ месяц (октябрь – ноябрь 2020 года)?», % от опрошенных жителей Москвы, покупавших продукты питания через интернет |
122 |
Рис. 32. «Укажите, пожалуйста, какие ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ Вы покупали через ИНТЕРНЕТ за ПОСЛЕДНИЙ месяц (октябрь – ноябрь 2020 года)?», % от опрошенных жителей Московской области, покупавших продукты питания через интернет |
123 |
Рис. 33. «Укажите, пожалуйста, какие ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ Вы покупали через ИНТЕРНЕТ за ПОСЛЕДНИЙ месяц (октябрь – ноябрь 2020 года)?», % от опрошенных жителей Санкт-Петербурга, покупавших продукты питания через интернет |
124 |
Рис. 34. «Укажите, пожалуйста, какие ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ Вы покупали через ИНТЕРНЕТ за ПОСЛЕДНИЙ месяц (октябрь – ноябрь 2020 года)?», % от опрошенных жителей городов-миллионеров, покупавших продукты питания через интернет |
125 |
Рис. 35. «Укажите, пожалуйста, какие ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ Вы покупали через ИНТЕРНЕТ за ПОСЛЕДНИЙ месяц (октябрь – ноябрь 2020 года)?», % от опрошенных жителей городов с населением 500 тыс. – 1 млн чел., покупавших продукты питания через интернет |
126 |
Рис. 36. «Укажите, пожалуйста, какие ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ Вы покупали через ИНТЕРНЕТ за ПОСЛЕДНИЙ месяц (октябрь – ноябрь 2020 года)?», % от опрошенных жителей городов с населением 100-500 тыс. чел., покупавших продукты питания через интернет |
127 |
Рис. 37. «Укажите названия ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНОВ, где Вы ПОКУПАЛИ ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ за ПОСЛЕДНИЕ ПОЛГОДА (июнь – ноябрь 2020 г.)?», ноябрь 2020 г., % от опрошенных россиян, покупавших продукты питания через интернет |
132 |
Рис. 38. «Укажите названия ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНОВ, где Вы ПОКУПАЛИ ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ за ПОСЛЕДНИЕ ПОЛГОДА (июнь – ноябрь 2020 г.)?», ноябрь 2020 г., % от опрошенных жителей Москвы, покупавших продукты питания через интернет |
133 |
Рис. 39. «Укажите названия ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНОВ, где Вы ПОКУПАЛИ ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ за ПОСЛЕДНИЕ ПОЛГОДА (июнь – ноябрь 2020 г.)?», ноябрь 2020 г., % от опрошенных жителей Московской области, покупавших продукты питания через интернет |
134 |
Рис. 40. «Укажите названия ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНОВ, где Вы ПОКУПАЛИ ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ за ПОСЛЕДНИЕ ПОЛГОДА (июнь – ноябрь 2020 г.)?», ноябрь 2020 г., % от опрошенных жителей Санкт-Петербурга, покупавших продукты питания через интернет |
135 |
Рис. 41. «Укажите названия ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНОВ, где Вы ПОКУПАЛИ ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ за ПОСЛЕДНИЕ ПОЛГОДА (июнь – ноябрь 2020 г.)?», ноябрь 2020 г., % от опрошенных жителей городов-миллиоеров, покупавших продукты питания через интернет |
136 |
Рис. 42. «Укажите названия ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНОВ, где Вы ПОКУПАЛИ ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ за ПОСЛЕДНИЕ ПОЛГОДА (июнь – ноябрь 2020 г.)?», ноябрь 2020 г., % от опрошенных жителей городов с населением 500 тыс. – 1 млн чел., покупавших продукты питания через интернет |
137 |
Рис. 43. «Укажите названия ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНОВ, где Вы ПОКУПАЛИ ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ за ПОСЛЕДНИЕ ПОЛГОДА (июнь – ноябрь 2020 г.)?», ноябрь 2020 г., % от опрошенных жителей городов с населением 100 – 500 тыс. чел., покупавших продукты питания через интернет |
138 |
Рис. 44. Значение показателя NPS (индекс потребительской лояльности) интернет-магазинов, ноябрь 2020 г. |
142 |
Рис. 45. Рейтинги интернет-магазинов, продающих продукты питания, которые ассоциируются у респондентов с низкими ценами, ноябрь 2020 г., % от общего числа опрошенных, совершавших покупки в соответствующих интернет-магазинах |
143 |
Рис. 46. Рейтинги интернет-магазинов, продающих продукты питания, которые ассоциируются у респондентов с широким ассортиментом, ноябрь 2020 г., % от общего числа опрошенных, совершавших покупки в соответствующих интернет-магазинах |
144 |
Рис. 47. Рейтинги интернет-магазинов, продающих продуктов питания, которые ассоциируются у респондентов с соблюдением сроков доставки, ноябрь 2020 г., % от общего числа опрошенных, совершавших покупки в соответствующих интернет-магазинах |
145 |
Рис. 48. Рейтинги интернет-магазинов, продающих продукты питания, которые ассоциируются у респондентов с наиболее быстрой доставкой, ноябрь 2020 г., % от общего числа опрошенных, совершавших покупки в соответствующих интернет-магазинах |
146 |
Рис. 49. Социально-демографический портрет интернет-покупателей продуктов питания в онлайн-магазине «Пятерочка», ноябрь 2020 г. |
147 |
Рис. 50. Ассоциативное восприятие респондентами имиджа интернет-магазина «Пятерочка», ноябрь 2020 г., % от опрошенных, совершавших покупки в соответствующем онлайн-магазине |
148 |
Рис. 51. Интернет-магазины, в которых приобретали продукты питания покупатели интернет-магазина «Пятерочка», ноябрь 2020 г., % от респондентов, покупавших продукты питания в соответствующем интернет-магазине |
148 |
Рис. 52. Социально-демографический портрет интернет-покупателей продуктов питания в онлайн-магазине «Ашан», ноябрь 2020 г. |
149 |
Рис. 53. Ассоциативное восприятие респондентами имиджа интернет-магазина «Ашан», ноябрь 2020 г., % от опрошенных, совершавших покупки в соответствующем онлайн-магазине |
150 |
Рис. 54. Интернет-магазины, в которых приобретали продукты питания покупатели интернет-магазина «Ашан», ноябрь 2020 г., % от респондентов, покупавших продукты питания в соответствующем интернет-магазине |
150 |
Рис. 55. Социально-демографический портрет интернет-покупателей продуктов питания в онлайн-магазине «Метро», ноябрь 2020 г. |
151 |
Рис. 56. Ассоциативное восприятие респондентами имиджа интернет-магазина «Метро», ноябрь 2020 г., % от опрошенных, совершавших покупки в соответствующем онлайн-магазине |
152 |
Рис. 57. Интернет-магазины, в которых приобретали продукты питания покупатели интернет-магазина «Метро», ноябрь 2020 г., % от респондентов, покупавших продукты питания в соответствующем интернет-магазине |
152 |
Рис. 58. Социально-демографический портрет интернет-покупателей продуктов питания через Delivery Club, ноябрь 2020 г. |
153 |
Рис. 59. Ассоциативное восприятие респондентами имиджа интернет-магазина Delivery Club, ноябрь 2020 г., % от опрошенных, совершавших покупки в соответствующем онлайн-магазине |
154 |
Рис. 60. Интернет-магазины, в которых приобретали продукты питания покупатели интернет-магазина Delivery Club, ноябрь 2020 г., % от респондентов, покупавших продукты питания в соответствующем интернет-магазине |
154 |
Рис. 61. Социально-демографический портрет интернет-покупателей продуктов питания через «Яндекс.Еда», ноябрь 2020 г. |
155 |
Рис. 62. Ассоциативное восприятие респондентами имиджа интернет-магазина «Яндекс.Еда», ноябрь 2020 г., % от опрошенных, совершавших покупки в соответствующем онлайн-магазине |
156 |
Рис. 63. Интернет-магазины, в которых приобретали продукты питания покупатели интернет-магазина «Яндекс.Еда», ноябрь 2020 г., % от респондентов, покупавших продукты питания в соответствующем интернет-магазине |
156 |
Рис. 64. Социально-демографический портрет интернет-покупателей продуктов питания через «Яндекс.Лавка», ноябрь 2020 г. |
157 |
Рис. 65. Ассоциативное восприятие респондентами имиджа интернет-магазина «Яндекс.Лавка», ноябрь 2020 г., % от опрошенных, совершавших покупки в соответствующем онлайн-магазине |
158 |
Рис. 66. Интернет-магазины, в которых приобретали продукты питания покупатели интернет-магазина «Яндекс.Лавка», ноябрь 2020 г., % от респондентов, покупавших продукты питания в соответствующем интернет-магазине |
159 |
Рис. 67. Социально-демографический портрет интернет-покупателей продуктов питания через «ЛЕНТА», ноябрь 2020 г. |
160 |
Рис. 68. Ассоциативное восприятие респондентами имиджа интернет-магазина «ЛЕНТА», ноябрь 2020 г., % от опрошенных, совершавших покупки в соответствующем онлайн-магазине |
161 |
Рис. 69. Интернет-магазины, в которых приобретали продукты питания покупатели интернет-магазина «ЛЕНТА», ноябрь 2020 г., % от респондентов, покупавших продукты питания в соответствующем интернет-магазине |
161 |
Рис. 70. Социально-демографический портрет интернет-покупателей продуктов питания через «Магнит», ноябрь 2020 г. |
162 |
Рис. 71. Ассоциативное восприятие респондентами имиджа интернет-магазина «Магнит», ноябрь 2020 г., % от опрошенных, совершавших покупки в соответствующем онлайн-магазине |
163 |
Рис. 72. Интернет-магазины, в которых приобретали продукты питания покупатели интернет-магазина «Магнит», ноябрь 2020 г., % от респондентов, покупавших продукты питания в соответствующем интернет-магазине |
163 |
Рис. 73. Социально-демографический портрет интернет-покупателей продуктов питания через «Перекресток», ноябрь 2020 г. |
164 |
Рис. 74. Ассоциативное восприятие респондентами имиджа интернет-магазина «Перекресток», ноябрь 2020 г., % от опрошенных, совершавших покупки в соответствующем онлайн-магазине |
165 |
Рис. 75. Интернет-магазины, в которых приобретали продукты питания покупатели интернет-магазина «Перекресток», ноябрь 2020 г., % от респондентов, покупавших продукты питания в соответствующем интернет-магазине |
165 |
Рис. 76. Социально-демографический портрет интернет-покупателей продуктов питания через «О’кей», ноябрь 2020 г. |
166 |
Рис. 77. Ассоциативное восприятие респондентами имиджа интернет-магазина «О’кей», ноябрь 2020 г., % от опрошенных, совершавших покупки в соответствующем онлайн-магазине |
167 |
Рис. 78. Интернет-магазины, в которых приобретали продукты питания покупатели интернет-магазина «О’кей», ноябрь 2020 г., % от респондентов, покупавших продукты питания в соответствующем интернет-магазине |
167 |
Рис. 79. Социально-демографический портрет интернет-покупателей продуктов питания через OZON, ноябрь 2020 г. |
168 |
Рис. 80. Ассоциативное восприятие респондентами имиджа интернет-магазина OZON, ноябрь 2020 г., % от опрошенных, совершавших покупки в соответствующем онлайн-магазине |
169 |
Рис. 81. Интернет-магазины, в которых приобретали продукты питания покупатели интернет-магазина OZON, ноябрь 2020 г., % от респондентов, покупавших продукты питания в соответствующем интернет-магазине |
169 |
Рис. 82. Социально-демографический портрет интернет-покупателей продуктов питания через «Самокат», ноябрь 2020 г. |
170 |
Рис. 83. Ассоциативное восприятие респондентами имиджа интернет-магазина «Самокат», ноябрь 2020 г., % от опрошенных, совершавших покупки в соответствующем онлайн-магазине |
171 |
Рис. 84. Интернет-магазины, в которых приобретали продукты питания покупатели интернет-магазина «Самокат», ноябрь 2020 г., % от респондентов, покупавших продукты питания в соответствующем интернет-магазине |
171 |
Рис. 85. Социально-демографический портрет интернет-покупателей продуктов питания через «СберМаркет», ноябрь 2020 г. |
172 |
Рис. 86. Ассоциативное восприятие респондентами имиджа интернет-магазина «СберМаркет», ноябрь 2020 г., % от опрошенных, совершавших покупки в соответствующем онлайн-магазине |
173 |
Рис. 87. Интернет-магазины, в которых приобретали продукты питания покупатели интернет-магазина «СберМаркет», ноябрь 2020 г., % от респондентов, покупавших продукты питания в соответствующем интернет-магазине |
173 |
Рис. 88. Социально-демографический портрет интернет-покупателей продуктов питания через «Утконос», ноябрь 2020 г. |
174 |
Рис. 89. Ассоциативное восприятие респондентами имиджа интернет-магазина «Утконос», ноябрь 2020 г., % от опрошенных, совершавших покупки в соответствующем онлайн-магазине |
175 |
Рис. 90. Интернет-магазины, в которых приобретали продукты питания покупатели интернет-магазина «Утконос», ноябрь 2020 г., % от респондентов, покупавших продукты питания в соответствующем интернет-магазине |
175 |
Рис. 91. Социально-демографический портрет интернет-покупателей продуктов питания через «Вкусвилл», ноябрь 2020 г. |
176 |
Рис. 92. Ассоциативное восприятие респондентами имиджа интернет-магазина «Вкусвилл», ноябрь 2020 г., % от опрошенных, совершавших покупки в соответствующем онлайн-магазине |
177 |
Рис. 93. Интернет-магазины, в которых приобретали продукты питания покупатели интернет-магазина «Вкусвилл», ноябрь 2020 г., % от респондентов, покупавших продукты питания в соответствующем интернет-магазине |
177 |
Рис. 94. Социально-демографический портрет интернет-покупателей продуктов питания через «Перекресток Впрок», ноябрь 2020 г. |
178 |
Рис. 95. Ассоциативное восприятие респондентами имиджа интернет-магазина «Перекресток Впрок», ноябрь 2020 г., % от опрошенных, совершавших покупки в соответствующем онлайн-магазине |
179 |
Рис. 96. Интернет-магазины, в которых приобретали продукты питания покупатели интернет-магазина «Перекресток Впрок», ноябрь 2020 г., % от респондентов, покупавших продукты питания в соответствующем интернет-магазине |
180 |
Рис. 97. Социально-демографический портрет интернет-покупателей продуктов питания через Wildberries, ноябрь 2020 г. |
181 |
Рис. 98. Ассоциативное восприятие респондентами имиджа интернет-магазина Wildberries, ноябрь 2020 г., % от опрошенных, совершавших покупки в соответствующем онлайн-магазине |
182 |
Рис. 99. Интернет-магазины, в которых приобретали продукты питания покупатели интернет-магазина Wildberries, ноябрь 2020 г., % от респондентов, покупавших продукты питания в соответствующем интернет-магазине |
182 |