|
В исследовании «Ключевые тренды на рынке мебельного ретейла 2020» выделены и подробно описаны основные тенденции на российском рынке мебели на 2020-2022 гг. Информация была получена путем комплексного анализа данных 320 мебельных сетей, работающих в России, мнений ведущих экспертов рынка, а также изучения потребительского поведения российских покупателей мебели. Обзор входит в серию исследований российского рынка мебели, выполненных командой аналитиков РБК. В отчете подробно рассмотрено влияние строительной отрасли на продажи мебели в России. Особое внимание уделено рынку жилищного кредитования, который испытывает бурный рост в связи с субсидированием ставок по ипотеке. В исследовании подробно рассмотрено влияние пандемии коронавируса COVID-19 и карантинных мер на потребительское поведение россиян, а также на розничную торговлю непродовольственными товарами, в частности, мебелью. Отдельный раздел посвящен тенденциям развития омниканальных продаж и бурному росту онлайн-торговли, драйвером которого стал коронавирус. Мебельная отрасль рассмотрена с точки зрения ее постепенной переориентации на экспорт, а также быстрого роста производства матрасов. Кроме того, в динамике изучается вопрос участия потребителей в программах лояльности ретейлеров. В отчете также приводятся мнения ведущих российских экспертов в мебельной отрасли, в роли которых в исследовании 2020 года выступили Евгений Аксёнов, член исполнительного комитета ГК «Орматек», Владимир Корчагов, вице-президент Askona Life Group, Алексей Голованов, операционный директор Е1, Александр Варанкин, генеральный директор Giulia Novars, Максим Киселёв, директор по маркетингу «МЦ5 Групп».
|
|
Краткое оглавление |
3 |
|
Полное оглавление |
4 |
|
Мнение экспертов |
5 |
|
Интервью с Евгением Аксёновым, членом исполнительного комитета ГК «Орматек» |
5 |
|
Интервью с Владимиром Корчаговым, вице-президентом Askona Life Group |
6 |
|
Интервью с Алексеем Головановым, операционным директором компании Е1 |
8 |
|
Интервью с Александром Варанкиным, генеральным директором компании Giulia Novars |
9 |
|
Интервью с Киселевым Максимом, директором по маркетингу «МЦ5 Групп» |
10 |
|
Тренды российского рынка мебели |
13 |
|
Государственное стимулирование строительной отрасли |
13 |
|
Государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» |
13 |
|
Национальный проект «Жилье и городская среда» |
14 |
|
Реформа долевого строительства – проектное финансирование |
15 |
|
Поддержка строительной отрасли в период пандемии коронавируса: субсидируемая ипотека |
16 |
|
Строительная отрасль в период COVID-19 |
16 |
|
Стойкость жилищного строительства |
16 |
|
Бум ипотечного кредитования |
23 |
|
Перспективы для рынка мебели в 2021-2025 гг. |
26 |
|
Запрет на продажу мебели в жилых домах |
27 |
|
Переориентация производства на экспорт |
28 |
|
Общая экономическая ситуация в стране |
28 |
|
Производство мебели и ориентация на экспорт |
34 |
|
Бум производства матрасов в России |
37 |
|
Производство |
37 |
|
Крупнейшие производители матрасов в России |
38 |
|
Импорт |
40 |
|
Экспорт |
45 |
|
Розница после COVID-19: новые форматы интернет-продаж |
50 |
|
Влияние пандемии COVID-19 на россиян |
56 |
|
Влияние на трудоустройство и доход россиян |
56 |
|
Влияние пандемии на покупку мебели |
58 |
|
Программы лояльности как способ выживания для бизнеса |
61 |
|
Список диаграмм |
64 |
|
Список таблиц |
67 |
|
Рис. 1. Динамика ввода в действие жилых домов в России, 2007 – 2020 гг., млн кв. м. общей площади, % |
17 |
|
Рис. 2. Обеспеченность строительных организаций заказами, сравнение IV квартал 2019 г. – IV квартал 2020 г., % от опрошенных строительных организаций |
18 |
|
Рис. 3. Динамика индекса предпринимательской уверенности в строительстве, 2012 – 2020 гг., %* |
18 |
|
Рис. 4. Факторы, ограничивающие производственную деятельность строительных организаций, IV квартал 2020 г., % от опрошенных строительных организаций |
19 |
|
Рис. 5. Динамика ввода в действие жилых домов населением, 2007 – 2020 гг., млн кв. м., % |
20 |
|
Рис. 6. Динамика доли ввода в действие жилых домов населением, 2007 – 2019 гг., % (от общей площади) |
20 |
|
Рис. 7. Динамика средней фактической стоимости строительства 1 кв. м. общей площади отдельно стоящих жилых домов без пристроек, надстроек и встроенных помещений в России, 2007 – 2020 гг., тыс. ₽, % |
21 |
|
Рис. 8. Динамика количества построенных квартир в России, 2007 – 2019 гг., тыс. шт., % |
21 |
|
Рис. 9. Динамика средней общей площади построенных квартир в России, 2007 – 2019 гг., кв. м., % |
22 |
|
Рис. 10. Средняя стоимость 1 кв. м. общей площади квартир на первичном и вторичном рынке жилья, IV квартал 2007 г. – III квартал 2020 г., ₽ |
23 |
|
Рис. 11. Динамика объема ипотечных жилищных кредитов, выданных в рублях и иностранной валюте, 2010 – 2020 гг., ₽ млрд, % |
25 |
|
Рис. 12. Динамика количества ипотечных жилищных кредитов, выданных в рублях и иностранной валюте, 2010 – 2020 гг., тыс. шт., % |
25 |
|
Рис. 13. Динамика средневзвешенных ставок по ипотечным жилищным кредитам, выданных кредитными организациями физическим лицам-резидентам в рублях, 2007 – 2020 гг., % |
26 |
|
Рис. 14. Доля сетевых мебельных магазинов, расположенных в ТЦ и стрит-ретейле, от общего количества рассмотренных магазинов мебели, декабрь 2020 г., %* |
28 |
|
Рис. 15. Ежеквартальная динамика ВВП России, I квартал 2011 г. – IV квартал 2020 г., ₽ млрд, % к соответствующему кварталу предыдущего года * |
29 |
|
Рис. 16. Динамика цен на нефть марки Brent, январь 2016 г. – октябрь 2020 г., прогноз на 2020 – II квартал 2021 гг., $ за баррель |
30 |
|
Рис. 17. Динамика курса доллара США и евро, январь 2015 г. – ноябрь 2020 г., ₽ |
32 |
|
Рис. 18. Помесячная динамика курса доллара США, январь 2016 г. – октябрь 2020 г., прогноз на 2020-2021 гг., ₽ |
32 |
|
Рис. 19. Индекс потребительских цен, I квартал 2010 г. – IV квартал 2020 г., прогноз на 2020-2021 гг., % к соответствующему кварталу предыдущего года |
33 |
|
Рис. 20. Динамика темпов прироста располагаемых доходов населения РФ, 2007-2021 гг., % |
34 |
|
Рис. 21. Объем производства мебели в России (в сопоставимых ценах 2019 г.), 2015 – 2020 гг., ₽ млрд, % |
35 |
|
Рис. 22. Динамика объема экспорта мебели, 2012 –2020 гг., тыс. тонн, % |
35 |
|
Рис. 23. Динамика объема экспорта мебели, 2012 –2020 гг., $ млн, % |
36 |
|
Рис. 24. Доля экспорта в производстве (в стоимостном выражении), 2012 –2020 гг., % |
36 |
|
Рис. 25. Объем производства матрасов в России, 2010 г. – III кв. 2020 г., тыс. шт., % |
37 |
|
Рис. 26. Объем производства матрасных основ в России, 2010 г. – III кв. 2020 г., тыс. шт., % |
37 |
|
Рис. 27. Динамика структуры производства матрасов по видам, 2017 – III кв. 2020 гг., % |
38 |
|
Рис. 28. Доля ТОП-10 отечественных производителей матрасов по выручке в 2019 году, % от суммарной выручки российских производителей матрасов |
39 |
|
Рис. 29. Динамика объема импорта матрасов, 2012 –2020 гг., тыс. шт., % |
41 |
|
Рис. 30. Динамика объема импорта матрасов, 2012 –2020 гг., тонн, % |
41 |
|
Рис. 31. Динамика объема импорта матрасов, 2012 –2020 гг., $ тыс., % |
41 |
|
Рис. 32. Динамика цены 1 импортируемого матраса, 2012 –2020 гг., $/шт, % |
42 |
|
Рис. 33. Динамика объема импорта матрасных основ, 2013 –2020 гг., тонн, % |
42 |
|
Рис. 34. Динамика объема импорта матрасных основ, 2013 –2020 гг., $ тыс., % |
42 |
|
Рис. 35. Структура российского импорта матрасов в разрезе крупнейших стран-импортеров, 2020 г. (январь-август), % от общего объема импорта матрасов в натуральном и стоимостном выражениях |
43 |
|
Рис. 36. Рейтинг стран-импортеров матрасов в России по стоимости 1 шт ввозимой продукции, 2020 г. (январь-август), $/шт * |
44 |
|
Рис. 37. Структура российского импорта матрасных основ в разрезе крупнейших стран-импортеров, 2020 г. (январь-август), % от общего объема импорта матрасных основ в натуральном и стоимостном выражениях |
44 |
|
Рис. 38. Рейтинг стран-импортеров матрасных основ в России по стоимости 1 кг ввозимой продукции, 2020 г. (январь-август), $/кг * |
45 |
|
Рис. 39. Динамика объема экспорта матрасов, 2012 –2020 гг., тыс. штук, % |
45 |
|
Рис. 40. Динамика объема экспорта матрасов, 2012 –2020 гг., тонн, % |
46 |
|
Рис. 41. Динамика объема экспорта матрасов, 2012 –2020 гг., $ тыс., % |
46 |
|
Рис. 42. Динамика цены 1 кг экспортируемых матрасов, 2012 –2020 гг., $/шт, % |
46 |
|
Рис. 43. Динамика объема экспорта матрасных основ, 2013 –2020 гг., тыс. тонн, % |
47 |
|
Рис. 44. Динамика объема экспорта матрасных основ, 2013 –2020 гг., $ тыс., % |
47 |
|
Рис. 45. Структура российского экспорта матрасов в разрезе крупнейших стран-экспортеров, 2020 г. (январь-август), % от общего объема экспорта матрасов в натуральном и стоимостном выражениях |
48 |
|
Рис. 46. Рейтинг стран-экспортеров матрасов в России по стоимости 1 шт вывозимой продукции, 2020 г. (январь-август), $/кг * |
49 |
|
Рис. 47. Структура российского экспорта матрасных основ в разрезе крупнейших стран-экспортеров, 2020 г. (январь-август), % от общего объема экспорта матрасных основ в натуральном и стоимостном выражениях |
49 |
|
Рис. 48. Рейтинг стран-экспортеров матрасных основ в России по стоимости 1 кг вывозимой продукции, 2020 г. (январь-август), $/кг * |
50 |
|
Рис. 49. Динамика оборота розничной торговли непродовольственными товарами, 2014-2019 гг., прогноз на 2020-2021 гг., ₽ млрд, % |
51 |
|
Рис. 50. Оценка доли ТОП-3 игроков на рынке e-commerce в различных странах, 2019 г., % |
53 |
|
Рис. 51. Прогноз структуры российского рынка e-commerce, 2020-2025 гг., % |
53 |
|
Рис. 52. Динамика объема российского рынка интернет-торговли мебелью и предметами интерьера в 2015 – 2020 гг., ₽ млрд, % |
55 |
|
Рис. 53. «Где Вы обычно покупаете мебель?», 2020 г., % от опрошенных покупателей мебели |
56 |
|
Рис. 54. «Укажите, пожалуйста, трудоустроены ли Вы», 2020 г., % от опрошенных покупателей мебели |
57 |
|
Рис. 55. «Как коронавирус COVID-19 повлиял на Ваше трудоустройство?», 2020 г., % от опрошенных покупателей мебели |
57 |
|
Рис. 56. «Вернулись ли Вы к форме трудоустройства как до пандемии COVID-19?», 2020 г., % от опрошенных покупателей мебели, изменивших форму трудоустройства за время пандемии коронавируса |
57 |
|
Рис. 57. «Как пандемия COVID-19 повлияла на Ваш доход?», 2020 г., % от опрошенных покупателей мебели |
58 |
|
Рис. 58. «Как коронавирус и карантин повлияли на Ваши покупки мебели?», 2020 г., % от опрошенных покупателей мебели |
58 |
|
Рис. 59. Обобщенный показатель влияния пандемии коронавируса на покупку мебели россиянами, 2020 г., % от опрошенных покупателей мебели, отметивших влияние коронавируса на покупку ими мебели |
59 |
|
Рис. 60. «Ваша последняя покупка мебели носила запланированный или спонтанный характер?», % от общего количества покупателей мебели |
59 |
|
Рис. 61. «Что побудило Вас совершить спонтанную покупку?», 2020 г., % от опрошенных покупателей мебели |
60 |
|
Рис. 62. «Что побудило Вас совершить спонтанную покупку?», 2018-2020 гг., % от опрошенных покупателей мебели |
60 |
|
Рис. 63. «Получили ли Вы скидку на последнюю совершенную покупку мебели?», 2018-2020 гг., % от опрошенных покупателей мебели |
61 |
|
Рис. 64. Получение скидки на последнюю совершенную покупку мебели, 2020 г., % от опрошенных покупателей мебели в зависимости от их пола |
61 |
|
Рис. 65. Предъявление карты лояльности во время совершения последней покупки мебели, 2018-2020 г., % от опрошенных покупателей мебели |
63 |
|
Рис. 66. Зависимость получения скидки на последнюю покупку мебели от факта предъявления карты лояльности, 2020 г., % от опрошенных покупателей мебели |
63 |
|
Табл. 1. Некоторые целевые показатели госпрограммы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» |
13 |
|
Табл. 2. Некоторые целевые показатели Национального проекта «Жилье и городская среда» |
15 |
|
Табл. 3. Некоторые показатели рынков жилищного и ипотечного кредитования, 2012 – 2020 гг. (в рублях и иностранной валюте) |
24 |
|
Табл. 4. Динамика объема и количества ИЖК в рублях и в валюте, 2008 – 2020 гг. |
25 |
|
Табл. 5. Крупнейшие производители матрасов в России по выручке в 2019 году |
39 |
|
Табл. 6. Получение скидки на последнюю совершенную покупку мебели, 2020 г., % от опрошенных покупателей мебели в зависимости от их возраста |
62 |
|
Табл. 7. Получение скидки на последнюю совершенную покупку мебели, 2020 г., % от опрошенных покупателей мебели в зависимости от их среднемесячного дохода, ₽ тыс. |
62 |
|
Табл. 8. Предъявление карты лояльности во время совершения последней покупки мебели, 2020 г., % от опрошенных покупателей мебели в зависимости от их среднемесячного дохода, ₽ тыс. |
63 |
Ключевые тренды на рынке мебельного ретейла 2025
27 марта 2025
27 марта 2025
90 000
Ключевые тренды на рынке мебельного ретейла 2023
10 марта 2024
10 марта 2024
80 000
Ключевые тренды на рынке мебельного ретейла 2022
31 января 2023
31 января 2023
65 000
Ключевые тренды на рынке мебельного ретейла 2021
10 января 2022
10 января 2022
50 000
Ключевые тренды на рынке мебельного ретейла 2019
30 декабря 2019
30 декабря 2019
40 000
Ключевые тренды на рынке мебельного ретейла 2018
27 декабря 2018
27 декабря 2018
40 000