В исследовании «Ключевые тренды на рынке мебельного ретейла 2020» выделены и подробно описаны основные тенденции на российском рынке мебели на 2020-2022 гг. Информация была получена путем комплексного анализа данных 320 мебельных сетей, работающих в России, мнений ведущих экспертов рынка, а также изучения потребительского поведения российских покупателей мебели. Обзор входит в серию исследований российского рынка мебели, выполненных командой аналитиков РБК. В отчете подробно рассмотрено влияние строительной отрасли на продажи мебели в России. Особое внимание уделено рынку жилищного кредитования, который испытывает бурный рост в связи с субсидированием ставок по ипотеке. В исследовании подробно рассмотрено влияние пандемии коронавируса COVID-19 и карантинных мер на потребительское поведение россиян, а также на розничную торговлю непродовольственными товарами, в частности, мебелью. Отдельный раздел посвящен тенденциям развития омниканальных продаж и бурному росту онлайн-торговли, драйвером которого стал коронавирус. Мебельная отрасль рассмотрена с точки зрения ее постепенной переориентации на экспорт, а также быстрого роста производства матрасов. Кроме того, в динамике изучается вопрос участия потребителей в программах лояльности ретейлеров. В отчете также приводятся мнения ведущих российских экспертов в мебельной отрасли, в роли которых в исследовании 2020 года выступили Евгений Аксёнов, член исполнительного комитета ГК «Орматек», Владимир Корчагов, вице-президент Askona Life Group, Алексей Голованов, операционный директор Е1, Александр Варанкин, генеральный директор Giulia Novars, Максим Киселёв, директор по маркетингу «МЦ5 Групп».
|
Краткое оглавление |
3 |
Полное оглавление |
4 |
Мнение экспертов |
5 |
Интервью с Евгением Аксёновым, членом исполнительного комитета ГК «Орматек» |
5 |
Интервью с Владимиром Корчаговым, вице-президентом Askona Life Group |
6 |
Интервью с Алексеем Головановым, операционным директором компании Е1 |
8 |
Интервью с Александром Варанкиным, генеральным директором компании Giulia Novars |
9 |
Интервью с Киселевым Максимом, директором по маркетингу «МЦ5 Групп» |
10 |
Тренды российского рынка мебели |
13 |
Государственное стимулирование строительной отрасли |
13 |
Государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» |
13 |
Национальный проект «Жилье и городская среда» |
14 |
Реформа долевого строительства – проектное финансирование |
15 |
Поддержка строительной отрасли в период пандемии коронавируса: субсидируемая ипотека |
16 |
Строительная отрасль в период COVID-19 |
16 |
Стойкость жилищного строительства |
16 |
Бум ипотечного кредитования |
23 |
Перспективы для рынка мебели в 2021-2025 гг. |
26 |
Запрет на продажу мебели в жилых домах |
27 |
Переориентация производства на экспорт |
28 |
Общая экономическая ситуация в стране |
28 |
Производство мебели и ориентация на экспорт |
34 |
Бум производства матрасов в России |
37 |
Производство |
37 |
Крупнейшие производители матрасов в России |
38 |
Импорт |
40 |
Экспорт |
45 |
Розница после COVID-19: новые форматы интернет-продаж |
50 |
Влияние пандемии COVID-19 на россиян |
56 |
Влияние на трудоустройство и доход россиян |
56 |
Влияние пандемии на покупку мебели |
58 |
Программы лояльности как способ выживания для бизнеса |
61 |
Список диаграмм |
64 |
Список таблиц |
67 |
Рис. 1. Динамика ввода в действие жилых домов в России, 2007 – 2020 гг., млн кв. м. общей площади, % |
17 |
Рис. 2. Обеспеченность строительных организаций заказами, сравнение IV квартал 2019 г. – IV квартал 2020 г., % от опрошенных строительных организаций |
18 |
Рис. 3. Динамика индекса предпринимательской уверенности в строительстве, 2012 – 2020 гг., %* |
18 |
Рис. 4. Факторы, ограничивающие производственную деятельность строительных организаций, IV квартал 2020 г., % от опрошенных строительных организаций |
19 |
Рис. 5. Динамика ввода в действие жилых домов населением, 2007 – 2020 гг., млн кв. м., % |
20 |
Рис. 6. Динамика доли ввода в действие жилых домов населением, 2007 – 2019 гг., % (от общей площади) |
20 |
Рис. 7. Динамика средней фактической стоимости строительства 1 кв. м. общей площади отдельно стоящих жилых домов без пристроек, надстроек и встроенных помещений в России, 2007 – 2020 гг., тыс. ₽, % |
21 |
Рис. 8. Динамика количества построенных квартир в России, 2007 – 2019 гг., тыс. шт., % |
21 |
Рис. 9. Динамика средней общей площади построенных квартир в России, 2007 – 2019 гг., кв. м., % |
22 |
Рис. 10. Средняя стоимость 1 кв. м. общей площади квартир на первичном и вторичном рынке жилья, IV квартал 2007 г. – III квартал 2020 г., ₽ |
23 |
Рис. 11. Динамика объема ипотечных жилищных кредитов, выданных в рублях и иностранной валюте, 2010 – 2020 гг., ₽ млрд, % |
25 |
Рис. 12. Динамика количества ипотечных жилищных кредитов, выданных в рублях и иностранной валюте, 2010 – 2020 гг., тыс. шт., % |
25 |
Рис. 13. Динамика средневзвешенных ставок по ипотечным жилищным кредитам, выданных кредитными организациями физическим лицам-резидентам в рублях, 2007 – 2020 гг., % |
26 |
Рис. 14. Доля сетевых мебельных магазинов, расположенных в ТЦ и стрит-ретейле, от общего количества рассмотренных магазинов мебели, декабрь 2020 г., %* |
28 |
Рис. 15. Ежеквартальная динамика ВВП России, I квартал 2011 г. – IV квартал 2020 г., ₽ млрд, % к соответствующему кварталу предыдущего года * |
29 |
Рис. 16. Динамика цен на нефть марки Brent, январь 2016 г. – октябрь 2020 г., прогноз на 2020 – II квартал 2021 гг., $ за баррель |
30 |
Рис. 17. Динамика курса доллара США и евро, январь 2015 г. – ноябрь 2020 г., ₽ |
32 |
Рис. 18. Помесячная динамика курса доллара США, январь 2016 г. – октябрь 2020 г., прогноз на 2020-2021 гг., ₽ |
32 |
Рис. 19. Индекс потребительских цен, I квартал 2010 г. – IV квартал 2020 г., прогноз на 2020-2021 гг., % к соответствующему кварталу предыдущего года |
33 |
Рис. 20. Динамика темпов прироста располагаемых доходов населения РФ, 2007-2021 гг., % |
34 |
Рис. 21. Объем производства мебели в России (в сопоставимых ценах 2019 г.), 2015 – 2020 гг., ₽ млрд, % |
35 |
Рис. 22. Динамика объема экспорта мебели, 2012 –2020 гг., тыс. тонн, % |
35 |
Рис. 23. Динамика объема экспорта мебели, 2012 –2020 гг., $ млн, % |
36 |
Рис. 24. Доля экспорта в производстве (в стоимостном выражении), 2012 –2020 гг., % |
36 |
Рис. 25. Объем производства матрасов в России, 2010 г. – III кв. 2020 г., тыс. шт., % |
37 |
Рис. 26. Объем производства матрасных основ в России, 2010 г. – III кв. 2020 г., тыс. шт., % |
37 |
Рис. 27. Динамика структуры производства матрасов по видам, 2017 – III кв. 2020 гг., % |
38 |
Рис. 28. Доля ТОП-10 отечественных производителей матрасов по выручке в 2019 году, % от суммарной выручки российских производителей матрасов |
39 |
Рис. 29. Динамика объема импорта матрасов, 2012 –2020 гг., тыс. шт., % |
41 |
Рис. 30. Динамика объема импорта матрасов, 2012 –2020 гг., тонн, % |
41 |
Рис. 31. Динамика объема импорта матрасов, 2012 –2020 гг., $ тыс., % |
41 |
Рис. 32. Динамика цены 1 импортируемого матраса, 2012 –2020 гг., $/шт, % |
42 |
Рис. 33. Динамика объема импорта матрасных основ, 2013 –2020 гг., тонн, % |
42 |
Рис. 34. Динамика объема импорта матрасных основ, 2013 –2020 гг., $ тыс., % |
42 |
Рис. 35. Структура российского импорта матрасов в разрезе крупнейших стран-импортеров, 2020 г. (январь-август), % от общего объема импорта матрасов в натуральном и стоимостном выражениях |
43 |
Рис. 36. Рейтинг стран-импортеров матрасов в России по стоимости 1 шт ввозимой продукции, 2020 г. (январь-август), $/шт * |
44 |
Рис. 37. Структура российского импорта матрасных основ в разрезе крупнейших стран-импортеров, 2020 г. (январь-август), % от общего объема импорта матрасных основ в натуральном и стоимостном выражениях |
44 |
Рис. 38. Рейтинг стран-импортеров матрасных основ в России по стоимости 1 кг ввозимой продукции, 2020 г. (январь-август), $/кг * |
45 |
Рис. 39. Динамика объема экспорта матрасов, 2012 –2020 гг., тыс. штук, % |
45 |
Рис. 40. Динамика объема экспорта матрасов, 2012 –2020 гг., тонн, % |
46 |
Рис. 41. Динамика объема экспорта матрасов, 2012 –2020 гг., $ тыс., % |
46 |
Рис. 42. Динамика цены 1 кг экспортируемых матрасов, 2012 –2020 гг., $/шт, % |
46 |
Рис. 43. Динамика объема экспорта матрасных основ, 2013 –2020 гг., тыс. тонн, % |
47 |
Рис. 44. Динамика объема экспорта матрасных основ, 2013 –2020 гг., $ тыс., % |
47 |
Рис. 45. Структура российского экспорта матрасов в разрезе крупнейших стран-экспортеров, 2020 г. (январь-август), % от общего объема экспорта матрасов в натуральном и стоимостном выражениях |
48 |
Рис. 46. Рейтинг стран-экспортеров матрасов в России по стоимости 1 шт вывозимой продукции, 2020 г. (январь-август), $/кг * |
49 |
Рис. 47. Структура российского экспорта матрасных основ в разрезе крупнейших стран-экспортеров, 2020 г. (январь-август), % от общего объема экспорта матрасных основ в натуральном и стоимостном выражениях |
49 |
Рис. 48. Рейтинг стран-экспортеров матрасных основ в России по стоимости 1 кг вывозимой продукции, 2020 г. (январь-август), $/кг * |
50 |
Рис. 49. Динамика оборота розничной торговли непродовольственными товарами, 2014-2019 гг., прогноз на 2020-2021 гг., ₽ млрд, % |
51 |
Рис. 50. Оценка доли ТОП-3 игроков на рынке e-commerce в различных странах, 2019 г., % |
53 |
Рис. 51. Прогноз структуры российского рынка e-commerce, 2020-2025 гг., % |
53 |
Рис. 52. Динамика объема российского рынка интернет-торговли мебелью и предметами интерьера в 2015 – 2020 гг., ₽ млрд, % |
55 |
Рис. 53. «Где Вы обычно покупаете мебель?», 2020 г., % от опрошенных покупателей мебели |
56 |
Рис. 54. «Укажите, пожалуйста, трудоустроены ли Вы», 2020 г., % от опрошенных покупателей мебели |
57 |
Рис. 55. «Как коронавирус COVID-19 повлиял на Ваше трудоустройство?», 2020 г., % от опрошенных покупателей мебели |
57 |
Рис. 56. «Вернулись ли Вы к форме трудоустройства как до пандемии COVID-19?», 2020 г., % от опрошенных покупателей мебели, изменивших форму трудоустройства за время пандемии коронавируса |
57 |
Рис. 57. «Как пандемия COVID-19 повлияла на Ваш доход?», 2020 г., % от опрошенных покупателей мебели |
58 |
Рис. 58. «Как коронавирус и карантин повлияли на Ваши покупки мебели?», 2020 г., % от опрошенных покупателей мебели |
58 |
Рис. 59. Обобщенный показатель влияния пандемии коронавируса на покупку мебели россиянами, 2020 г., % от опрошенных покупателей мебели, отметивших влияние коронавируса на покупку ими мебели |
59 |
Рис. 60. «Ваша последняя покупка мебели носила запланированный или спонтанный характер?», % от общего количества покупателей мебели |
59 |
Рис. 61. «Что побудило Вас совершить спонтанную покупку?», 2020 г., % от опрошенных покупателей мебели |
60 |
Рис. 62. «Что побудило Вас совершить спонтанную покупку?», 2018-2020 гг., % от опрошенных покупателей мебели |
60 |
Рис. 63. «Получили ли Вы скидку на последнюю совершенную покупку мебели?», 2018-2020 гг., % от опрошенных покупателей мебели |
61 |
Рис. 64. Получение скидки на последнюю совершенную покупку мебели, 2020 г., % от опрошенных покупателей мебели в зависимости от их пола |
61 |
Рис. 65. Предъявление карты лояльности во время совершения последней покупки мебели, 2018-2020 г., % от опрошенных покупателей мебели |
63 |
Рис. 66. Зависимость получения скидки на последнюю покупку мебели от факта предъявления карты лояльности, 2020 г., % от опрошенных покупателей мебели |
63 |
Табл. 1. Некоторые целевые показатели госпрограммы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» |
13 |
Табл. 2. Некоторые целевые показатели Национального проекта «Жилье и городская среда» |
15 |
Табл. 3. Некоторые показатели рынков жилищного и ипотечного кредитования, 2012 – 2020 гг. (в рублях и иностранной валюте) |
24 |
Табл. 4. Динамика объема и количества ИЖК в рублях и в валюте, 2008 – 2020 гг. |
25 |
Табл. 5. Крупнейшие производители матрасов в России по выручке в 2019 году |
39 |
Табл. 6. Получение скидки на последнюю совершенную покупку мебели, 2020 г., % от опрошенных покупателей мебели в зависимости от их возраста |
62 |
Табл. 7. Получение скидки на последнюю совершенную покупку мебели, 2020 г., % от опрошенных покупателей мебели в зависимости от их среднемесячного дохода, ₽ тыс. |
62 |
Табл. 8. Предъявление карты лояльности во время совершения последней покупки мебели, 2020 г., % от опрошенных покупателей мебели в зависимости от их среднемесячного дохода, ₽ тыс. |
63 |