Адаптация данного бизнес-плана возможна под любой проект на территории России, Украины и стран СНГ
***
Идея проекта: разработка и запуск обучающего шахматного сайта.
5 курсов различной сложности:
3 вида турниров:
География: Россия.
Рынок и отрасль:
1. Среди сайтов шахматной тематики присутствуют как профессиональные международные порталы, на которых происходит до миллиона партий в день, так и небольшие любительские сайты с низким уровнем дизайна и разработки.
2. В целом, схема онлайн-обучения, используемая любой из обучающих программ, в целом сводится к трем основным позициям: решение шахматных задач, обучающая игра с компьютером, обучающая игра с живым противником.
3. Мобильные приложения, посвященные обучению шахматам, как правило, имеют очень простой интерфейс. Среди данного направления представлено несколько крупных российских проектов, являющихся важными конкурентами проекта.
4. Мобильные симуляторы шахмат – это очень популярный среди разработчиков вид приложений, который позволяет собрать достаточно большую аудиторию за счет того, что нет необходимости продвигать и раскручивать собственную игровую концепцию. При этом рынок настолько насыщен, что для входа на него требуются значительные вложения в рекламу.
5. Десктопные решения для обучения игры в шахматы еще используются некоторыми онлайн-школами, однако значительно устарели и зачастую могут быть заменены более современными мобильными решениями. Основным поставщиком десктопных решений в России является компания ChessOK.
Конкурентная среда:
Финансовые показатели проекта:
Показатели для компании |
Ед. изм. |
Значение |
Необходимые инвестиции |
тыс. руб. |
3 836 |
NPV |
тыс. руб. |
*** |
Индекс прибыльности (PI) |
раз |
*** |
IRR |
% |
46% |
Срок окупаемости |
мес. |
30 |
Дисконтированный срок окупаемости |
мес. |
*** |
Условия инвестирования |
Значение |
Деньги инвестора в общей сумме инвестиций |
100% |
Доля инвестора |
75% |
Показатели для инвестора |
Ед. изм. |
Значение |
Необходимые инвестиции |
тыс. руб. |
3 836 |
NPV |
тыс. руб. |
*** |
Индекс прибыльности (PI) |
раз |
** |
IRR |
% |
22% |
Срок окупаемости |
мес. |
41 |
Дисконтированный срок окупаемости |
мес. |
*** |
Выдержки из исследования
Анализ состояния шахмат в России
Согласно отчету 5-ФК (сводный) «Сведения по организациям, осуществляющих спортивную подготовку» по состоянию на 01.01.2020 года, численность занимающихся шахматами в России составила *** чел.
***% занимающихся шахматами находятся на этапе начальной подготовки, а ***% на тренировочном этапе.
Диаграмма 1. Численность занимающихся шахматами по этапам спортивной подготовки, %
***
В возрастной структуре преобладают дети в возрасте от 6 до 15 лет – ***%.
Диаграмма 2. Численность занимающихся шахматами по возрасту, %
***
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел исследование о том, какое представление россияне имеют о шахматах.
Россияне практически поровну разделились на тех, кто умеет играть в шахматы (***%), и на тех, кто с этой игрой не знаком (***%). Больше всего поклонников шахмат среди высокообразованных (*** против ***% малообразованных), обеспеченных (*** против ***% малообеспеченных), жителей двух столиц (*** против ***% селян).
Те, кто шахматы освоил, как правило, сегодня в них практически не играет. Так, не смогли вспомнить, когда последний раз играли в эту игру ***%, еще ***% делают это очень редко (несколько раз в год). Регулярно к шахматам обращаются только ***% игроков. В первую очередь это жители Северо-Кавказского округа (***%), малых городов (***%), респонденты 25-34 лет (***%). А вот забросили шахматы в основном пожилые игроки (***%), селяне и жители средних городов (***%).
Две трети опрошенных (***%) позитивно относятся к идее обучения игре в шахматы подрастающего поколения в семье. Еще ***% сообщили, что их дети/внуки уже освоили эту игру. Не считают нужным обучать молодежь шахматам ***% россиян. Те, кто умеет играть в шахматы, чаще выступают за обучение им подрастающего поколения (*** против ***% не играющих) или же сообщают, что их дети уже освоили эту игру (*** против ***% соответственно). А вот те, кто не увлечен этой игрой, чаще не видят смысла привлекать к ней молодежь (*** против ***%). Также менее заинтересованы в освоении шахмат подрастающим поколением и те, кто считает их просто увлечением, а не видом спорта (*** против ***%), молодежь (***%), женщины (***%).
Исходя из портрета целевой аудитории, в таблице ниже рассчитаем целевую аудиторию проекта. Согласно сегментации потенциальных потребителей Ryan и Gross, проект при эффективной политике продвижения имеет возможность привлечь 2,5% потребителей от общей целевой аудитории.
Таким образом потенциальная целевая аудитория проекта составит *** клиентов/месяц (*** чел.*0,025/12 мес.).
Данные о рынке сайтов и приложений, обучающих игре в шахматы
На сегодняшний день сегмент онлайн-обучения шахматам представлен несколькими направлениями.
Во-первых, это сайты, предлагающие определенный набор способов обучения, рассмотренных ниже – от решения задач до игры с живым противником или с компьютерным алгоритмом.
Во-вторых, это приложения для смартфонов, являющиеся дополнениями обучающих сайтов (chess.com, lichess и т.д.).
В-третьих, это симуляторы игры в шахматы, не предоставляющие специальных возможностей в плане обучения, но дающие возможность сыграть как с компьютером (с разными уровнями сложности), так и с живым игроком.
Если говорить о платформах, на которых реализованы данные обучающие программы, то большинстве случаев это мобильные приложения и сайты (веб-приложения), доля десктопных решений на сегодняшний день стремительно сокращается и особого влияния на рынке они уже не имеют.
Схема онлайн-обучения, используемая любой из обучающих программ, в целом сводится к трем основным позициям:
В отдельных случаях возможны некоторые изменения в общей схеме, так портал online-chess-school.ru предлагает обучение в онлайн-режиме по Skype. Однако в целом, процесс обучения сводится к указанным выше трем пунктам. Рассмотрим их подробнее.
1. Решение шахматных задач.
Данный пункт является неотъемлемым этапом обучения игре в шахматы, однако реализован он может быть по-разному. В простейшем варианте, встречающемся на наиболее старых сайтах, шахматная задача представляет собой картинку с расположением фигур, необходимые ходы обучающийся должен просчитать умозрительно или на бумаге, сверившись затем с правильным ответом ниже. По сути такой вариант реализации ничем не отличается от шахматных задач, публикуемых в печатных изданиях.
Более продвинутый вариант реализации представляет собой интерактивный симулятор шахматной доски, где игрок сам двигает фигуры. Тут ключевая разница между представленными вариантами заключается в используемой технологии. Значительная часть таких обучающих симуляторов реализована на Flash, что ограничивает срок их использования, поскольку жизненный цикл технологии будет завершён в конце 2020 года, когда Adobe прекратит поддержку данной технологии. При этом уже сейчас большинство современных браузеров по умолчанию блокирует flash-приложения, что у начинающего пользователя может создать впечатление, будто раздел сайта не работает. Наиболее современные веб-симуляторы шахматных задач реализованы на платформе HTML5.
В случае мобильных приложений симулятор шахматных задач как правило реализуется в виде портированного веб-приложения. С точки зрения UI такой способ реализации существенно отличается в худшую сторону от нативных приложений для смартфонов (т.е. разработанных изначально для мобильных платформ) и выглядит как мобильная версия сайта, «упакованная» в приложение. Так, в частности, реализована серия Chess King.
2. Обучающая игра с компьютером.
Наиболее широкий ряд обучающих программ представлен именно этим пунктом. Сама концепция игры с компьютером предполагает мультиплатформенную реализацию – от браузерных игр до мобильных приложений под любые виды платформ. К игре с живым противником это также относится, однако в меньшей степени, поскольку последняя требует достаточно широкой аудитории приложения.
Любые программы, используемые для обучающей игры, основаны на одном из перечисленных ниже алгоритмов («движков»). Они не имеют собственного интерфейса и интегрируются с любыми графическими оболочками. Их рейтинг представлен в Таблице ниже.
Таблица 1. Рейтинг шахматных алгоритмов, 2016 г.
***
Лучшие шахматные движки имеют рейтинг ЭЛО (ФИДЕ) на уровне около 3 300 пунктов, при том, что рейтинг сильнейших шахматистов мира не достигает 3 000 пунктов.
В процессе обучения имеет значение процент альтернативных (ошибочных) действий, выполняемых движком для того, чтобы ученик мог выиграть, поскольку в противном случае обучающий эффект резко снижается.
3. Обучающая игра с живым противником.
Как было отмечено выше, для реализации обучения путем игры с живым противником, необходима достаточно большая и активная аудитория соответствующего сайта либо приложения.
Относительно небольшое число браузерных шахматных симуляторов может похвастаться достаточно широкой и стабильной аудиторией, позволяющей обеспечить быстрый поиск противника и адекватное число комбинаций игроков разного уровня.
Разумеется, в некоторых случаях живой противник может незаметно для игрока подменяться алгоритмом, который достаточно достоверно имитирует действия реального человека («раздумывает» перед сложным ходом и т.д.).
В случае мобильных приложений число программ, имеющих достаточно широкую аудиторию, значительно больше, поскольку, как будет показано в следующем разделе, только лишь число скачиваний этих приложений может достигать десятков миллионов.
Плюсом данного метода обучения является максимальная приближенность симуляции к реальному шахматному турниру – рейтинги лучших игроков и т.д., что стимулирует игровой азарт пользователя.
Помимо этих трех направлений, как было указано выше, отдельными сайтами проводится платное обучение по Skype с тренерами, в некоторых случаях – вебинары.
В условиях, когда функционал сайтов почти идентичен, важным фактором различия между обучающими порталами является их пользовательский интерфейс.
Если говорить о качестве интерфейса, то немаловажное значение имеет внешний вид обучающего портала. На сегодняшний день некоторые сайты, посвященные шахматам, как российские, так и международные, например chessgames.com, до сих пор выполнены на HTML версии 3 или 4, что соответствует веб-стандартам до 2000 года. В глазах пользователя такая реализация умаляет значимость не только сайта, но и тематики в целом, делая ее «немодной».
В отличие от сайтов, большинство мобильных приложений в силу высокой конкуренции стараются сделать дизайн интерфейса как можно более привлекательным чтобы выделить свой продукт на фоне прочих при практически идентичном функционале. При этом следует отметить, что шахматные мобильные приложения – пример продукта, где в дизайн и рекламу вкладываются значительно большие средства, чем в разработку, поскольку, как было отмечено выше, модифицировать функционал шахматного симулятора практически невозможно.
В плане монетизации сегмента основная доля выручки приходится на рекламу в мобильных приложениях. Большинство обучающих сайтов – полностью бесплатны. Исключение составляют сайты, предлагающие платную подписку на индивидуальное обучение, а также имеющие собственный интернет-магазин.
Перечень таблиц, диаграмм, рисунков |
4 |
Резюме проекта |
6 |
Раздел 1. Описание проекта |
8 |
1.1. Идея проекта |
8 |
1.2. Компоненты проекта |
8 |
1.3. Бизнес-модель проекта |
9 |
Раздел 2. Анализ рынка |
11 |
2.1. Анализ состояния шахмат в России |
11 |
2.2. Данные о рынке сайтов и приложений, обучающих игре в шахматы |
13 |
Раздел 3. Конкурентное окружение |
18 |
3.1. Обучающие сайты |
18 |
3.2. Обучающие приложения |
25 |
3.3. Шахматные симуляторы |
27 |
3.4. Стратегическая канва |
30 |
Раздел 4. Маркетинговый план |
33 |
4.1. Анализ маркетинговых инструментов конкурентных проектов |
33 |
4.2. Стратегия продвижения проекта |
35 |
Раздел 5. Организационный план |
38 |
5.1. Этапы реализации проекта |
38 |
5.2. Персонал |
40 |
Раздел 6. Финансовый план |
41 |
6.1. Допущения, принятые для расчетов |
41 |
6.2. Сезонность |
43 |
6.3. Цены |
44 |
6.4. Объемы реализации |
44 |
6.5. Выручка |
45 |
6.6. Персонал |
46 |
6.7. Затраты |
47 |
6.8. Налоги |
48 |
6.9. СОК |
48 |
6.10. Инвестиции |
49 |
6.11. Капитальные вложения |
50 |
6.12. Отчет о прибыли и убытках |
50 |
6.13. Отчет о движении денежных средств |
53 |
6.14. Баланс |
54 |
6.15. Расчет ставки дисконтирования по методу WACC |
56 |
6.16. Показатели экономической эффективности |
57 |
Раздел 7. Анализ рисков проекта |
62 |
7.1. Анализ чувствительности |
62 |
7.2. Анализ безубыточности |
70 |
ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИИ «VTSConsulting» |
74 |
Диаграммы |
|
Диаграмма 1. Численность занимающихся шахматами по этапам спортивной подготовки, % |
11 |
Диаграмма 2. Численность занимающихся шахматами по возрасту, % |
12 |
Диаграмма 3. Стратегическая канва проекта и ближайших конкурентов |
32 |
Диаграмма 4. Эффективность маркетинговых инструментов конкурентных проектов, % |
33 |
Диаграмма 5. Структура маркетинговых инструментов для онлайн-продвижения с учетом их эффективности, % |
34 |
Диаграмма 6. Маркетинговые инструменты конкурентных проектов |
34 |
Рисунки |
|
Рисунок 1. Структура «Подготовительного» этапа |
38 |
Рисунок 2. Структура этапа «Запуск» |
39 |
Таблица 1. Бизнес-модель Canvas проекта |
10 |
Таблица 2. Рейтинг шахматных алгоритмов, 2016 г. |
15 |
Таблица 3. Профиль конкурентного сайта Chess.com |
18 |
Таблица 4. Профиль конкурентного сайта Lichess |
18 |
Таблица 5. Профиль конкурентного сайта Шахматная Планета |
19 |
Таблица 6. Профиль конкурентного сайта Chess King |
20 |
Таблица 7. Профиль конкурентного сайта Chesswood |
21 |
Таблица 8. Профиль конкурентного сайта Chessok.net |
22 |
Таблица 9. Профиль конкурентного сайта Chess Games |
23 |
Таблица 10. Профиль конкурентного сайта Woochess |
23 |
Таблица 11. Профиль конкурентного сайта Шахматы с Жориком (Chessmatenok) |
24 |
Таблица 12. Профиль конкурентного сайта Шахматная Школа Онлайн |
24 |
Таблица 13. Профиль приложения Шахматы – Играй и Учись |
25 |
Таблица 14. Профиль приложения Chess for Kids - Play & Learn |
26 |
Таблица 15. Профиль приложения Lichess |
26 |
Таблица 16. Профиль приложения Chess King |
26 |
Таблица 17. Профиль приложения Шахматный тренер (Chess Couch) от KemigoGames |
27 |
Таблица 18. Профиль приложения Chess Free (AI Factory Limited) |
28 |
Таблица 19. Профиль приложения Шахматы (Chess Prince) |
28 |
Таблица 20. Профиль приложения Шахматы (Chess and Checkers Games) |
28 |
Таблица 21. Деление конкурентов по конкурентным преимуществам |
29 |
Таблица 22. Этапы продвижения проекта |
36 |
Таблица 23. Инструменты маркетинговой стратегии |
36 |
Таблица 24. Пример курса «Учимся играть в шахматы» |
39 |
Таблица 25. Виды турниров |
39 |
Таблица 26. Штат персонала |
40 |
Согласно результатам онлайн-опроса потребителей услуг логопедов, проведенного ГидМаркет, наиболее распространенным источником получения информации на исследуемом рынке выступают рекомендации друзей, коллег или семьи. Так ответили 37,6% респондентов. Таким образом, наиболее эффективным способом продвижения услуг логопеда остается так называемое «сарафанное радио», когда уже прошедшие курс обучения потребители делятся своими положительными отзывами и впечатлениями о конкретном специалисте со своими знакомыми или родственниками.
После взрывного роста, наблюдавшегося в 2023 году, в 2024 году темпы открытий новых заведений в России заметно снизились. Влияние на количественный рост рынка оказывает более сложная макроэкономическая ситуация, в том числе: высокая ставка ЦБ, дефицит кадров, снижение маржинальности на фоне инфляции, рост ставок по аренде и другие факторы.