Адаптация данного бизнес-плана возможна под любой проект на территории России, Украины и стран СНГ
***
Суть и идея: Идея проекта состоит в создании B2B-маркетплейса для производителей и поставщиков. На данном маркетплейсе производители и дистрибьюторы любой продукции получат возможность разместить свои предложения, а покупатели – преимущественно оптовые – найти и заказать ее. Услуги: Отдельный раздел портала имеет смысл посвятить услугам, предоставляя возможность размещать свои предложения компаниям, предлагающим B2B-услуги – бухгалтерские, юридические, клининг и т.д.
Бизнес-модель: B2B
Монетизация проекта: для покупателей услуги сервиса будут бесплатными на постоянной основе. Для продавцов предусмотрены следующие варианты оплаты:
Рыночная ситуация:
1. *** имеет очень высокий уровень ВВП, который значительно превышает аналогичный показатель во всех близких по населению регионах. Число ИП также превышает аналогичный показатель в близких по населению областях.
2. На фоне значительного числа компаний малого и среднего бизнеса, их активность в сети является крайне низкой. Если в близких по числу ИП Калужской и Калининградской областях, число предложений от компаний составляет *** и *** тыс. единиц соответственно, то в *** данный показатель составляет всего *** тыс. единиц.
3. Коэффициент «Число предложений на 1 ИП» в *** составляет всего *** против *** и *** у близких по числу ИП Калининградской и Калужской области соответственно, а также против *** и *** у близких по ВВП республики Коми и Томской области соответственно.
4. В сравнении с близкими по населению и числу субъектов малого и среднего бизнеса регионами, развитие сегмента e-commerce в *** отстает по крайней мере на ***%, что в итоге дает огромные перспективы для компаний-первопроходцев.
5. На сегодняшний день на долю маркетплейсов приходится ***% всех онлайн-покупок в мире, что делает данную модель ведения бизнеса фактически наиболее популярной в e-commerce. Кроме того, по прогнозам к 2023 году этот показатель вырастет до по крайней мере ***%.
6. До ***% сегмента маркетплейсов составляют площадки, которые реализуют технику и товары DIY (Do It Yourself), то есть товары для самостоятельного ремонта и изготовления чего-либо.
7. Продажа продуктов питания через маркетплейсы в России показала рост на ***% в 2019 г. по сравнению с 2018 г., обогнав такой крупный сегмент, как автозапчасти и автотовары.
8. В 2017 году по данным Statista общий объем транзакций в В2В-секторе электронной коммерции достиг *** трлн. долл., более чем втрое превысив аналогичный показатель в В2С-секторе (*** трлн. долл.). В России, напротив, объем транзакций в розничном секторе значительно выше. С одной стороны это говорит о недостаточном развитии данного рынка, с другой – обеспечивает неплохие перспективы развития именно оптового сегмента.
Конкурентная среда: Конкурентами компании являются оптовые и розничные маркетплейсы, при этом следует понимать, что существует вероятность того, что даже на своей географической территории компании придется столкнуться с конкуренцией со стороны всероссийских маркетплейсов.
Среди них:
Финансовые показатели проекта:
Показатель |
Ед. изм. |
Значение |
Необходимые инвестиции |
тыс. руб. |
3 818 |
NPV |
тыс. руб. |
*** |
IRR месячная |
% |
8 |
IRR годовая |
% |
*** |
Срок окупаемости |
мес. |
15 |
Дисконтированный срок окупаемости |
мес. |
*** |
Выдержки из исследования
Динамика и объем рынка
Для оценки возможностей рынка онлайн-торговли ***, следует рассмотреть показатели экономической активности региональных компаний как оффлайн, так и в интернете. Решение данной задачи требует как прямого, так и косвенного способа оценки. Для этого *** сравнивается с близкими по населению регионами по таким показателям как региональный внутренний продукт и количество ИП на душу населения, что позволяет оценить степень развития малого и среднего бизнеса в регионе. Оценить активность якутских компаний в сети позволяет такой косвенный показатель, как количество предложений от региональных компаний в сети. В качестве площадки для сравнения была выбрана всероссийская доска объявлений Авито, как сервис, максимально широко представленный и хорошо известный во всех регонах России. Также оценивается число таких объявлений в расчете на 1 ИП. Данные для сравнения представлены в Таблице 1. Субъекты РФ отсортированы по оценочному числу населения на 2020 г.
Таблица 1. Оценка экономической активности онлайн региональных компаний
***
*** имеет очень высокий уровень ВВП, который значительно превышает аналогичный показатель во всех близких по населению регионах. В первую очередь это связано тем, что значительную часть внутреннего регионального продукта дает горнодобывающая промышленность с очень высоким уровнем добавленной стоимости – в республике ведется добыча алмазов, золота, сурьмы, угля, нефти, природного газа, платины и других полезных ископаемых. При этом, несмотря на то, что в значительном числе случаев разработка ведется государственными компаниями и крупными фирмами, зарегистрированными как юридические лица, количество ИП в регионе также превышает аналогичный показатель в близких по населению областях, даже если брать в расчет таких лидеров по развитию мелкого предпринимательства, как Калужская и Калининградская области. Республика Саха, соответственно, имеет наиболее высокое значение показателя «Число ИП на душу населения», который определяет степень развития малого и среднего бизнеса в республике. При этом более значительное число ИП по сравнению с другими областями не сравнимо по масштабам с превышением объема ВВП. Это связано с тем, что наиболее значительная часть регионального продукта все же создается крупными компаниями, которые, как было указано выше, осуществляют деятельность в сфере добывающей промышленности.
На фоне значительного числа компаний малого и среднего бизнеса, их активность в сети является совершенно несущественной на фоне выбранных для сравнения регионов. Если в близких по числу ИП Калужской и Калининградской областях, число предложений от компаний составляет *** и *** тыс. единиц соответственно, то в *** данный показатель составляет всего *** тыс. единиц. Соответственно и коэффициент «Число предложений на 1 ИП» в *** составляет всего *** против *** и *** у близких по числу ИП Калининградской и Калужской области соответственно, а также против *** и *** у близких по ВВП республики Коми и Томской области соответственно.
Наглядно данная разница представлена на диаграммах ниже.
Диаграмма 1. Сравнение онлайн-активности компаний *** с областями , близкими по числу ИП
***
Диаграмма 2. Сравнение онлайн-активности компаний *** с областями , близкими по ВВП
***
Данная парадоксальная ситуация не связана, как можно было бы предположить, с низкой степенью проникновения интернета в республике. Так, *** населённых пунктов ***, в которых проживает *** процента населения, имеют доступ к Интернету. Такое же количество населения республики охвачено сотовой связью по состоянию на 2019 г.
Таким образом, как можно увидеть из результатов таблицы, онлайн-рынок в *** находится на очень низком уровне развития. Причины этого следующие:
- консервативный подход к ведению бизнеса местных компаний;
- консервативность потребителя;
- недостаточный интерес крупных участников рынка e-commerce к региону в силу его отдаленности, больших расстояний между населенными пунктами, выраженной сезонности и т.д.;
- товарная структура производства региона, ориентированная на товары B2B.
Вместе с тем, учитывая высокий уровень ВВП, в том числе и подушевого, а также большое число ИП, означающее значительный потенциал развития онлайн-продаж, регион является чрезвычайно интересным для реализации в нем проектов, связанных с электронной коммерцией. На данный момент можно сказать, что в сравнении с близкими по населению и числу субъектов малого и среднего бизнеса регионами, развитие сегмента e-commerce в *** отстает от других регионов России по крайней мере на ***%, что в итоге дает огромные перспективы для компаний-первопроходцев.
Далее следует оценить перспективы развития рынка маркетплейсов в России, как в B2C, так и в B2B сегменте.
На сегодняшний день на долю маркетплейсов приходится ***% всех онлайн-покупок в мире, что делает данную модель ведения бизнеса фактически наиболее популярной на рынке e-commerce. Кроме того, по прогнозам, к 2023 году этот показатель вырастет до по крайней мере ***%.
Учитывая постоянный рост электронного товарооборота в России, наглядно изображенный на Диаграмме ниже и рост доли маркетплейсов, данный сегмент является чрезвычайно привлекательным для появления в нем новых компаний.
Диаграмма 3. Прогноз объема роста электронного товарооборота в России, трлн. руб.
***
Наиболее продуктивными для рынка маркетплейсов стали 2017-2019 годы. На этот период пришелся запуск собственных площадок игроками, прежде далекими от электронной коммерции: «Яндекс» совместно со Сбербанком, Mail.Ru, «М.Видео», «СДЭК» и другие. Тем не менее, лидерами рынка пока являются другие компании, значительная часть из которых начинала деятельность именно как торговые площадки.
В Таблице 2 ниже представлен список крупнейших российских маркетплейсов.
Таблица 2. Крупнейшие российские маркетплейсы
***
В 2020 г. рост сектора усилился с началом пандемии коронавируса, что позволяет скорректировать прогнозы на 2020 год в сторону увеличения.
В разрезе товарной структуры, до ***% сегмента маркетплейсов составляют площадки, которые реализуют технику и товары DIY (Do It Yourself), то есть товары для самостоятельного ремонта и изготовления чего-либо. Детальный график представлен на Диаграмме ниже.
Диаграмма 4. Распределение магазинов по товарным категориям
***
Приведенная структура постоянно меняется, отвечая новым тенденциям рынка, которые, в свою очередь, тесно коррелируют с аналогичными мировыми трендами. Так, с 2019 г. наблюдается рост сегмента пищевых продуктов. Крупнейшие маркетплейсы, такие как «Ozon» и «Wildberries» начали активно осваивать новую для себя нишу продуктов питания, что привело к взрывному росту в секторе. Как правило, маркетплейсы предлагают поставщикам сконцентрироваться на ассортименте, беря на себя вопросы доставки. В частности, такую стратегию использует «Азбука вкуса» в сотрудничестве с «Ozon»: ритейлер управляет ценами и ассортиментом, а площадка обеспечивает логистику и трафик, взымая комиссию за каждый заказ. Другим аналогичным примером является «Вкусвилл», работающий через площадку «Wildberries». Последний отмечает, что благодаря приходу данного ритейлера на площадку, оборот продуктов питания на маркетплейсе в 2019 году вырос почти в одиннадцать раз в натуральном выражении и почти в восемь раз в денежном эквиваленте. В целом же продажа продуктов питания через маркетплейсы в России показала рост на ***% в 2019 г. по сравнению с 2018 г., обогнав такой крупный сегмент, как автозапчасти и автотовары.
Отдельно следует рассмотреть сегмент оптовых маркетплейсов. Число их в России на данный момент невелико и они известны в основном относительно узкому кругу поставщиков и покупателей. В качестве одного из примеров можно назвать площадку Агро24, ориентированную на продажу сельскохозяйственной продукции с мониторингом цен и сделок. Крупные маркетплейсы широкого профиля встречаются еще более редко и в представлены в Разделе 3.
Несмотря на малое число игроков, стоит заметить, что возможности для развития российского сектора оптовой онлайн-торговли даже выше, чем в случае B2C сектора. На это, как и в случае с розничными торговыми площадками, указывают общемировые тенденции. Так, в 2017 году по данным Statista, общий объем транзакций в В2В-секторе электронной коммерции достиг *** трлн. долл., более чем втрое превысив аналогичный показатель в В2С-секторе (*** трлн. долл.). В России, напротив, объем транзакций в розничном секторе опережает B2B сектор по некоторым данным почти в три раза (неточность в оценках связана с присутствием на рынке зарубежных торговых площадок, не дающим полной статистики).
Ситуация в секторе связана с существенным технологическим отставанием в сфере оптовых продаж, отсутствием на российском рынке таких масштабных национальных игроков, как, скажем, Alibaba в Китае, а также пассивностью оптовиков и производителей, предпочитающих работать по старым схемам.
При этом надо понимать, что ведение бизнеса «по старинке» в условиях отсутствия эффективных каналов продвижения и мощной аналитической базы, предоставляемых маркетплейсами, существенно снижает его эффективность – ситуация, когда продажи полностью зависят от менеджера, при недостаточной прозрачности, потенциально приводит к злоупотреблениям в виде откатов, отсутствию стимулов и возможностей для поиска новых клиентов и т.д., что негативно влияет на общую прибыльность в сегменте.
Внедрение оптовых маркетплейсов, к которым относится и текущий проект, является существенным шагом к развитию данного рынка, повышению эффективности и прибыльности действующих на нем предприятий.
Таким образом, можно сделать вывод, что рынок e-commerce, в частности такой его сегмент, как маркетплейсы, находится сейчас на подъеме, показывая взрывной рост. Это дает существенные шансы на успех текущего проекта в случае, если будут грамотно использованы все необходимые рыночные инструменты, такие как активный маркетинг, сотрудничество со службами доставки и т.д..
При этом уровень развития и насыщенности российского рынка позволяет рассчитывать на высокие темпы роста в средне- и долгосрочной перспективе (5-10 лет), обеспечивая тем самым стабильность развития проекта.
Если говорить о применимости модели маркетплейса на региональном рынке ***, то можно отметить что низкая степень развития рынка e-commerce в регионе может оказать существенную поддержку в продвижении проекта – если проект сможет предложить эффективные маркетинговые инструменты привлечения клиентов, то у предпринимателей в регионе появится возможность «пропустить» этап создания собственных интернет-страниц, начав работу на общей электронной площадке.
Анализ контрагентов
В ходе подготовки к запуску маркетплейса, была проведена обширная подготовительная работа по сбору информации об осуществляющих деятельность на региональном рынке компаниях – потенциальных контрагентах проекта. Всего было отобрано *** компаний, с которыми был осуществлен контакт тем или иным способом.
Среди контрагентов компании представлены следующие группы:
Две первых группы в рамках классификации маркетплейса представляют собой продавцов, последняя – покупателей. Рассмотрим по порядку данные группы контрагентов.
Производители. Данная группа ожидаемо является наиболее малочисленной. Среди производителей преобладают производители молочной продукции, хлеба и мучных продуктов, а также мяса и мясных продуктов.
Таблица 3. Распределение производителей по виду деятельности
***
В таблице ниже представлено географическое распределение производителей; приведены населенные пункты, в которых число производителей 2 и более.
Таблица 4. Распределение производителей по географическому принципу
***
Наглядное распределение производителей по географическому признаку представлено на диаграмме ниже. Как можно заметить, наибольшее число производителей находится в мелких селах и поселках, ближе к сырьевой базе, что, с учетом региональных особенностей *** (большие расстояния, выраженная сезонность), может стать существенной проблемой. Решением ее в рамках маркетплейса может стать сотрудничество с какими-либо из локальных перевозчиков для организации собственной брендированной аутсорсинговой службы доставки.
На втором месте по количеству производителей ожидаемо находится столица региона.
Диаграмма 5. Распределение производителей по географическому принципу
***
Поставщики и дистрибьюторы. Данная группа превышает по численности первую (производители). Как видно из названия группы, в ней представлены поставщики и дистрибьюторы товаров. Дистрибьюторы, в отличие от поставщиков, как правило, работают с производителями напрямую и в некоторых случаях могут выполнять роль покупателей по отношению к первой группе клиентов, в то время как поставщики, закупающие товары у дистрибьюторов, могут выполнять рол покупателей по отношению к подгруппе дистрибьюторов. Распределение группы клиентов по данному признаку представлено на диаграмме ниже. Как можно заметить, число поставщиков заметно больше – на их долю приходится ***%.
Диаграмма 6. Распределение поставщиков и дистрибьюторов по типу
***
По географическому признаку данная группа клиентов, в отличие от производителей, находящихся ближе к источникам сырья, тяготеет к крупным городам и поселкам – ***, ***, ***. На данные населенные пункты приходится более трех четвертей клиентов из данной группы.
Таблица 5. Распределение поставщиков и дистрибьюторов по географическому принципу
***
Диаграмма 7. Распределение поставщиков и дистрибьюторов по географическому принципу
***
По видам деятельности данная группа распределяется следующим образом. Первое место занимают поставщики и дистрибьюторы, торгующие пищевыми продуктами, не принадлежащими к основным группам. Немалую долю среди них занимают оптовые продавцы рыбной продукции. Незначительно уступают им по численности поставщики алкогольных и безалкогольных напитков. На третьем месте - группа поставщиков, торгующих мясом и мясопродуктами; поровну (по *** шт.) – поставщиков фруктов и овощей, а также молочных продуктов и яиц. Остальные виды деятельности представлены в меньшей степени.
Таблица 6. Распределение поставщиков и дистрибьюторов по видам деятельности
***
Покупатели. Покупатели являются наиболее многочисленной группой контрагентов проекта - в текущей выборке их почти 400. Данная группа разделяется на покупателей, работающих только внутри региона *** и на федеральных. Распределение их по региональному принципу представлено на диаграмме ниже.
Диаграмма 8. Распределение покупателей по региональному принципу
***
Если говорить о разделении по географическому признаку, то распределение в данной группе является наиболее равномерным между мелкими поселками и селами, однако все равно почти половина покупателей находится в *** и три четверти – в крупных городах и поселках.
В таблице ниже представлено географическое распределение покупателей, приведены населенные пункты, в которых число покупателей составляет 2 и более.
Таблица 7. Распределение покупателей по географическому принципу
***
Наглядно данное распределение представлено на диаграмме ниже.
Диаграмма 9. Распределение покупателей по географическому принципу
***
По виду деятельности большинство покупателей ожидаемо представляют сектор торговли преимущественно пищевыми продуктами в неспециализированных магазинах. Таких ***%. Еще почти ***% продают напитки в специализированных магазинах.
Таблица 8. Распределение покупателей по виду деятельности
***
При сравнении данных трех групп контрагентов, можно выделить следующие основные тенденции.
1. Наибольшее число представителей всех трех групп находится в ***. Это неудивительно, поскольку город является не только административным центром республики. но и центром ее деловой жизни. На втором месте по числу контрагентов находится ***. Вместе с тем, оставшаяся часть контрагентов распределена по карте республики достаточно хаотично, при этом целевые группы могут вообще не пересекаться географически. Учитывая значительные расстояния в регионе, логичным решением была бы организация собственного сервиса доставки товаров, что позволило бы существенно увеличить число сделок на маркетплейсе и тем самым расширить его оборот.
2. Существует определенный дисбаланс между видами деятельности производителей и поставщиков. Так, на *** производителей молочной продукции приходится всего *** поставщиков, занимающихся данным видом продукции; на *** производителя мясных изделий – *** поставщиков, в то время, как на *** производителей рыбной продукции приходится почти в два раза больше поставщиков – ***. Решение данной проблемы возможно в случае дальнейшего расширения деятельности маркетплейса на соседние регионы и появления на площадке производителей и дистрибьюторов из других областей.
Перечень таблиц, диаграмм, рисунков |
4 |
Резюме проекта |
7 |
Раздел 1. Описание проекта |
11 |
1.1. Суть и идея проекта |
11 |
1.2. Особенности бизнес-модели |
12 |
1.3. Обоснование эффективности проекта для покупателей |
15 |
1.4. Привлечение производителей и поставщиков |
16 |
Раздел 2. Анализ рынка |
18 |
2.1. Динамика и объем рынка |
18 |
2.2. Анализ контрагентов |
26 |
Выводы |
34 |
Раздел 3. Конкурентное окружение |
37 |
3.1. Отбор основных конкурентов |
37 |
3.2. Конкурентное преимущество проекта |
42 |
3.3. Стратегическая канва |
44 |
Раздел 4. Маркетинговый план |
47 |
4.1. Колл-центр. Холодные звонки |
47 |
4.2. SEO-оптимизация |
48 |
4.3. Публикации на местных порталах |
49 |
4.4. SMM-продвижение |
50 |
4.4. Рассылки |
55 |
4.5. Общий бюджет на продвижение проекта |
56 |
Раздел 5. Организационно-производственный план |
58 |
5.1. Планируемый объем инвестиций в проект |
58 |
5.2. Разработка веб-приложения и мобильного решения |
59 |
5.3. Персонал проекта |
60 |
5.4. Ценообразование/монетизация проекта |
62 |
Раздел 6. Финансовый план |
64 |
6.1. Допущения, принятые для расчетов |
64 |
6.2. Сезонность |
69 |
6.3. Цены |
70 |
6.4. Объемы реализации |
72 |
6.5. Выручка |
75 |
6.6. Персонал |
77 |
6.7. Затраты |
78 |
6.8. Налоги |
79 |
6.9. СОК |
80 |
6.10. Инвестиции |
81 |
6.11. Капитальные вложения |
82 |
6.12. Отчет о прибыли и убытках |
82 |
6.13. Отчет о движении денежных средств |
84 |
6.14. Баланс |
85 |
6.15. Расчет ставки дисконтирования по методу WACC |
87 |
6.16. Показатели экономической эффективности |
88 |
Раздел 7. Анализ рисков проекта |
93 |
7.1. Анализ чувствительности |
93 |
7.2. Анализ безубыточности |
101 |
ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИИ «VTSConsulting» |
105 |
Диаграммы |
|
Диаграмма 1. Сравнение онлайн-активности компаний *** с областями , близкими по числу ИП |
20 |
Диаграмма 2. Сравнение онлайн-активности компаний *** с областями , близкими по ВВП |
21 |
Диаграмма 3. Прогноз объема роста электронного товарооборота в России, трлн. руб. |
22 |
Диаграмма 4. Распределение магазинов по товарным категориям |
24 |
Диаграмма 5. Распределение производителей по географическому принципу |
28 |
Диаграмма 6. Распределение поставщиков и дистрибьюторов по типу |
29 |
Диаграмма 7. Распределение поставщиков и дистрибьюторов по географическому принципу |
30 |
Диаграмма 8. Распределение покупателей по региональному принципу |
31 |
Диаграмма 9. Распределение покупателей по географическому принципу |
33 |
|
|
Рисунки |
|
Рисунок 1. Бизнес-модель Остервальдера для проекта |
14 |
Рисунок 2. Стратегическая канва проекта и ближайших конкурентов |
45 |
Таблица 1. Оценка экономической активности онлайн региональных компаний |
18 |
Таблица 2. Крупнейшие российские маркетплейсы |
23 |
Таблица 3. Распределение производителей по виду деятельности |
27 |
Таблица 4. Распределение производителей по географическому принципу |
27 |
Таблица 5. Распределение поставщиков и дистрибьюторов по географическому принципу |
30 |
Таблица 6. Распределение поставщиков и дистрибьюторов по видам деятельности |
30 |
Таблица 7. Распределение покупателей по географическому принципу |
32 |
Таблица 8. Распределение покупателей по виду деятельности |
33 |
Таблица 9. Профиль конкурентной компании «***» |
40 |
Таблица 10. Профиль конкурентной компании «***» |
40 |
Таблица 11. Профиль конкурентной компании «***» |
41 |
Таблица 12. Конкурентные преимущества проекта в регионе. |
43 |
Таблица 13. Каналы продвижения по направлениям |
47 |
Таблица 14. Расчет числа клиентов, привлеченных с помощью колл-центра |
48 |
Таблица 15. Расчет бюджета на SEO-оптимизацию |
48 |
Таблица 16. Список СМИ ***, на которых предполагается размещение рекламы |
49 |
Таблица 17. Расчет числа клиентов, привлеченных с помощью рекламы в местных СМИ |
50 |
Таблица 18. Список блогеров для продвижения через Instagram |
51 |
Таблица 19. Паблики Вконтакте для размещения рекламы |
52 |
Таблица 20. Паблики Facebook для размещения рекламы |
53 |
Таблица 21. Паблики Telegram для размещения рекламы |
54 |
Таблица 22. Расчет общего рекламного бюджета по СММ |
54 |
Таблица 23. Расчет конверсии рекламного бюджета Youtube |
55 |
Таблица 24. Стоимость работ по организации e-mail рассылки |
55 |
Таблица 25. Стоимость работ по организации Whatsapp-рассылки |
55 |
Таблица 26. Ожидаемая конверсия по видам рассылки |
56 |
Таблица 27. Каналы продвижения *** |
56 |
Таблица 28. Необходимые инвестиции, 1 этап развития проекта |
58 |
Таблица 29. Постоянные расходы на ведение проекта |
58 |
Таблица 30. Штатный персонал проекта |
60 |
Таблица 31. Аутсорсинговый персонал проекта |
61 |
― Каким был 2023 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию?
✔️В частности, почти 38% опрошенных 18–54 лет просматривают сайт ресторана перед посещением, что намного больше значения предыдущего года (34,7%). Гости хотят заранее иметь подробную информацию о меню, атмосфере заведения и специальных предложениях.