Документ является экономическим обоснованием целесообразности открытия аптеки. По всем ключевым вопросам настоящий бизнес-план является типовым – его реализация возможна в любом субъекте Российской Федерации. При составлении финансового плана значения параметров, определяющих региональную специфику (арендные ставки, заработные платы, уровень платежеспособного спроса), были приняты в привязке к Москве.
Основным источником данных для финансовых расчетов стали интервью с владельцами аптечного бизнеса, комплексный анализ опыта функционирования успешных аптечных заведений, результаты проведенного маркетингового исследования, оценки отраслевых экспертов, интервью с представителями Роспотребнадзора, анализ нормативно-правовой базы рынка и другой первичной и вторичной информации.
Финансовые отчеты сформированы на основе разработанной компанией Inventica модели. Для оценки эффективности инвестиций применялся метод дисконтированных денежных потоков (FCF).
Бизнес-план составлен с учетом требований UNIDO, многократно прошел процедуру согласований в кредитных учреждениях России.
При необходимости концепция может быть легко скорректирована, при этом все финансовые показатели проекта могут быть автоматически пересчитаны при помощи прилагающейся модели (см. далее «Особенности»).
КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА
Форма торговли: закрытая выкладка
Основные услуги: реализация готовых лекарственных препаратов (в том числе гомеопатических) по рецептам и без рецептов врача без права изготовления лекарственных средств; продажа предметов личной гигиены (в частности, средств ухода за кожей, волосами, ароматических масел и других), лечебного, детского и диетического питания (в частности, пищевых добавок лечебного и профилактического назначения и других), косметической и парфюмерной продукции и прочих средств парафармацевтики.
Дополнительные услуги: телефонная справочная, заказ отсутствующей продукции, выдача заказов www.apteka.ru.
Площадь аптеки: всего 52 м2, в том числе площадь торгового зала – ... м2, складских и подсобных помещений – ... м2, административно-бытовых помещений – ... м2.
Стоимостная структура продаж: Парафармацевтика – 20,4% (в т.ч. БАД – 4,9%, косметические средства – 3,7%, прочие парафармацевтические товары – 11,8%); ЖВиНЛС – 28,4%, не-ЖВиНЛС – 51,2%.
Среднее число покупателей: 160 чел./день
Средний чек: .. руб.
Средняя торговая наценка: Парафармацевтика: БАД – 36,5%, лечебные косметические средства – 39,5%, селективная косметика ...%, косметика mass-market – ...%, прочие товары –40%; не-ЖВиНЛС - ...%, ... .
Штат: 5 чел.
ОСОБЕННОСТИ БИЗНЕС-ПЛАНА
1) Бизнес план аптеки разработан в тесном сотрудничестве с действующими руководителями и отраслевыми экспертами аптечного бизнеса.
2) Финансовые расчеты проведены с использованием Excel-модели, являющейся собственной разработкой компании Inventica.
3) Финансовая модель 100% автоматизирована
• Значения параметров могут быть изменены.
• Общее количество внесенных в финансовую модель параметров - более 500 (месяц начала проекта, перечень и стоимость получения разрешительных документов, площадь помещений, оборудование и его стоимость, штатное расписание, арендная ставка, количество клиентов, средний чек, наценка, условия кредитования и пр.).
• Изменение любого из параметров проекта приводит к автоматическому пересчету модели.
• Возможность быстрого пересчета позволяет Вам самостоятельно просчитать различные стратегии и сценарии развития Вашего бизнеса, даже если Вы не владеете основами финансового моделирования и инвестиционного менеджмента.
Таким образом, Вы получаете универсальный инструмент для принятия решений, который позволит подобрать оптимальные значения параметров функционирования Вашего будущего аптечного учреждения:
• площадь и арендная ставка;
• объем продаж и наценка;
• налоговый режим;
• расположение аптеки: центр, ТТК, окраины и пр. (можно изменить арендную ставку);
• штатное расписание, сетка заработных плат, система оплаты (белая / серая);
• оборудование: ценовой сегмент, количество, стоимость (в соответствии с предполагаемой Вами концепцией проекта);
• месяц начала реализации проекта;
• регион: любой (возможна корректировка значений параметров, зависящих от места реализации проекта);
• условия франшизы;
• и т.д. (возможно изменение всех параметров).
Кроме того, Вы можете проанализировать устойчивость проекта к внешним и внутренним изменениям. Например, как изменяется прибыль в случае увеличения или уменьшения:
• площади помещения на __ кв.м.,
• арендной ставки на __%,
• зарплаты персонала на __%,
• количества клиентов на __ чел.,
• среднего чека на __ руб. или наценки на __%,
• и т.д.
Процесс работы с финансовой моделью максимально упрощен, что позволяет Вам самостоятельно рассчитать экономическую эффективность проекта, даже если Вы не владеете основами финансового моделирования и инвестиционного менеджмента.
Финансовая модель прилагается к бизнес плану
|
Список графиков
График 1. Динамика количества аптечных учреждений в России (тыс. шт), 2011-2019 гг. 47
График 2. Количество жителей, обслуживаемых одной аптекой, 2018 г. 48
График 3. Динамика ввода в действие нового жилья в РФ, 2011-2019 гг. 48
График 4. Уровень концентрации участников рынка, 2017-2019 гг. 50
График 5. Динамика ежемесячной выручки аптек в РФ, 2016-2019 гг. 52
График 6. Динамика среднемесячной выручки по типам аптек 52
График 7. Динамика среднего чека в аптеках РФ 54
График 8. Динамика среднего чека по сетевой принадлежности аптек 54
График 9. Средний чек по типам аптек 55
График 10. Количество чеков в день в аптеках в зависимости от типа аптеки 55
График 11. Динамика средней площади торгового зала в аптеках РФ (кв.м.), 2011-2019 гг. 56
График 12. Динамика объема коммерческого рынка лекарственных средств в стоимостном выражении, 2015-2019 гг. 57
График 13. Динамика объема коммерческого рынка лекарственных средств в количественном выражении, 2015-2019 гг. 57
График 14. Динамика стоимостного объема продаж парафармацевтики в аптеках, 2013-2019 гг. 63
График 15. Динамика объема продаж БАД в стоимостном и количественном выражениях, 2015-2019 гг. 64
График 16. Динамика объема продаж косметики в аптеках в стоимостном и количественном выражениях, 2015-2019 гг. 66
График 17. Сезонность продаж аптеки 128
График 18. Доходы, расходы и чистая прибыль по проекту 137
График 19. Чистая прибыль по проекту нарастающим итогом 137
График 20. Денежный поток и NPV нарастающим итогом 140
График 21. Чувствительность NPV к изменению объема продаж 141
График 22. Чувствительность чистой прибыли к изменению объема продаж 141
Список диаграмм
Диаграмма 1. Структура рынка по типам аптечных учреждений, 2011-2019 гг. 49
Диаграмма 2. Структура аптек по сетевому признаку. 2016-2018 гг. 49
Диаграмма 3. Доля несетевой аптечной розницы в выручке в зависимости от региона, 2018 г. 50
Диаграмма 4. Структура аптек по размеру дохода 53
Диаграмма 5. Структура продаж лекарственных средств (российские / импортные) в стоимостном и количественном выражениях, 2018-2019 гг. 58
Диаграмма 6. Структура продаж лекарственных средств (рецептурные / безрецептурные) в стоимостном и количественном выражениях, 2018-2019 гг. 59
Диаграмма 7. Структура продаж лекарственных средств (ЖНВЛП / не-ЖНВЛП) в стоимостном и количественном выражениях, 2018-2019 гг. 59
Диаграмма 8. Структура розничных продаж лекарственных средств по стоимости упаковки, 2018-2019 гг. 62
Диаграмма 9. Структура продаж БАД в аптеках по цене упаковки, 2019 г. 64
Диаграмма 10. Структура продаж косметики в аптеке по продуктовым сегментам, 2018-2019 гг. 67
Диаграмма 11. Структура продаж косметики в аптеках по целевому назначению продукта, 2019 г. 67
Диаграмма 12. Структура продаж нелекарственного ассортимента в аптеках, 2019 г. 68
Диаграмма 13. Структура инвестиционных расходов 115
Диаграмма 14. Структура операционных расходов 136
Список рисунков
Рисунок 1. Порядок получения заключения СЭС 37
Рисунок 2. План-график инвестиционного этапа 97
Рисунок 3. Схематичное расположение торгового оборудования в аптеке с закрытой выкладкой товара 103
Рисунок 4. Определение оптимального расположения товара в витринах аптеки 103
Рисунок 5. Схема автоматизации работы аптеки 109
Рисунок 6. Организационная структура аптеки 117
Список таблиц
Таблица 1. График расходов инвестиционного этапа (в тыс. RUR) 14
Таблица 2. Основные инвестиционно-финансовые показатели проекта 14
Таблица 3. Сравнение форм собственности (ИП и ООО) 19
Таблица 4. Инвестиционный бюджет на оформление разрешительных документов и лицензий по проекту, тыс. RUR 45
Таблица 5. ТОП-30 аптечных сетей по объему продаж, 2019 г. 51
Таблица 6. Продажи лекарственных средств в аптеках по АТС-группам, 2019 г. 60
Таблица 7. ТОП-20 препаратов по объему розничных Продаж в аптеках, 2019 г. 61
Таблица 8. ТОП-10 типов БАД по объему розничных Продаж в аптеках, 2019 г. 65
Таблица 9. Выручка крупнейших online-аптек, 2019 г. 70
Таблица 10. Сравнение маркетинговой стратегии позиционирования аптек с большй проходимостью и расположенных в «спальных» районах 80
Таблица 11. Принцип формирования ассортимента аптеки 86
Таблица 12. Рекламные мероприятия и бюджет маркетинга инвестиционного этапа 91
Таблица 13. Рекламные мероприятия и бюджет маркетинга операционного этапа 92
Таблица 14. Зависимость комиссии риэлторского агентства от месячной арендной платы за помещение 98
Таблица 15. Площадь помещений аптеки 98
Таблица 16. Стоимость проведения ремонтно-строительных работ 102
Таблица 17. Оборудование для торгового зала аптеки 104
Таблица 18. Выставочное борудование 105
Таблица 19. Оборудование материальных комнат 106
Таблица 20. Оборудование и мебель для заведующего аптеки 107
Таблица 21. Оборудование и мебель для заведующего аптеки 108
Таблица 22. Оборудование и мебель для персонала, гардеробной зоны 108
Таблица 23. Оборудование и мебель для заведующего аптеки 110
Таблица 24. Оборудование охранно-пожарной сигнализации 111
Таблица 25. Оборудование системы видеонаблюдения 112
Таблица 26. Сантехническое оборудование 112
Таблица 27. Расходы на первоначальную закупку продукции 114
Таблица 28. Бюджет расходов инвестиционного этапа (тыс. RUR) 115
Таблица 29. Финансирование инвестиционного этапа проекта (в тыс. RUR) 116
Таблица 30. Расходы на закупку аптечной продукции (тыс. RUR) 118
Таблица 31. Штатное расписание 118
Таблица 32. Расчет потребляемой воды 120
Таблица 33. Стоимость основных видов ресурсов (тыс. RUR) 120
Таблица 34. Стоимость уборки территории (тыс. RUR) 121
Таблица 35. Расходы на рекламу и стимулирование продаж (тыс. RUR) 121
Таблица 36. Параметры для расчета затрат на обслуживание систем телекоммуникации 122
Таблица 37. Текущие расходы на телекоммуникацию (тыс. RUR) 122
Таблица 38. Параметры для расчета затрат на ремонт техники и динамика общехозяйственных расходов и расходов на ремонт техники (тыс. RUR) 123
Таблица 39. Затраты на покупку расходных материалов (тыс. RUR) 124
Таблица 40. Операционный бюджет расходов 125
Таблица 41. Структура продаж аптеки в стоимостном выражении 126
Таблица 42. Наценки (в % от закупочной цены) 127
Таблица 43. Операционный бюджет доходов (с НДС) 128
Таблица 44. Темпы инфляции 130
Таблица 45. Ставки основных налогов 131
Таблица 46. Ставки взносов в государственные внебюджетные фонды 132
Таблица 47. Прогноз изменения предельной заработной платы, используемой при расчете суммы страховых выплат на период 2020-2025 гг., тыс. RUR 132
Таблица 48. Отчет о прибылях и убытках (в тыс. RUR) 133
Таблица 49. Отчет о движении денежных средств (в тыс. RUR) 134
Таблица 50. Балансовый отчет, тыс. RUR (на конец года) 135
Таблица 51. Бюджет налоговых платежей (в тыс. руб.) 135
Таблица 52. Показатели рентабельности 136
Таблица 53. Исходные данные для расчета стоимости собственного капитала 138
Таблица 54. Расчет WACC 139
Таблица 55. Расчет NPV 139
Таблица 56. Расчет NPV+TV 140
Таблица 57. Основные инвестиционно-финансовые показатели проекта 142
Таблица 58. Изменение ключевых показателей при увеличении сроков инвестиционного этапа на 1 месяц 143
Таблица 59. Изменение ключевых показателей при несоблюдении санитарно-эпидемиологических и пожарных условий работы аптеки 144
Таблица 60. Изменение ключевых показателей при снижении стоимости услуг на 1% 151
Таблица 61. Изменение ключевых показателей при превышении инвестиционного бюджета на 1% 155
Таблица 62. Изменение ключевых показателей при уменьшении планового объема продаж 157.
― Каким был 2023 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию?
По данным «Анализа рынка обуви в России», подготовленного BusinesStat в 2024 г, в 2020-2023 гг ее импорт в страну увеличился более чем в 1,5 раза: с 309 до 474 млн пар.
Российский рынок цикория показывает устойчивую положительную тенденцию роста своей объемности, рост средних контрактных цен при экспорте продукции за рубеж и контрактных цен на импортируемую продукцию. В то же время средние цены производителей цикория характеризуются относительной стабильностью.