Аналитическая записка включает обзор мер, принимаемых российскими банками и финансовыми организациями для сокращения негативного влияния, вызванного пандемией COVID-19.
В обзоре представлены события, факты и реализуемые меры поддержки, касающихся следующих продуктов для юридических лиц:
• Кредиты;
• Расчетно-кассовое и дистанционное банковское обслуживание ЮЛ;
• Эквайринг и онлайн-кассы;
• Прочие услуги (зарплатные проекты, услуги факторинга, лизинг, небанковские и информационные сервисы для бизнеса, благотворительные мероприятия);
• Изменения в работе фронт- и бэк-офисов в банках.
Анализируемые направления рассмотрены с точки зрения:
• Состояния рынка (экспресс-обзор динамики по ключевым показателям);
• Государственных мер поддержки;
• Мероприятий, проводимых банками (сроки и условия вводимых мер, их эффективность).
Методы исследования
• Анализ статистической информации ЦБ РФ;
• Сбор и анализ вторичной информации:
- мониторинг новостей и пресс-релизов на официальных сайтах кредитных организаций (топ-30 банков из рейтинга по объему чистых активов, период сбора данных – с 1 марта по 28 апреля 2020 года),
- мониторинг новостей и пресс-релизов электронных деловых и специализированных изданий.
Описание исследования
Резюме проекта
Кредитование
Динамика рынка
Меры поддержки в сегменте
• Реструктуризация кредитов
• Льготное кредитование
РКО
Динамика рынка
Меры поддержки в сегменте
• Открытие и обслуживание счета
• Дистанционное банковское обслуживание
Эквайринг и онлайн-кассы
Динамика рынка
Меры поддержки в сегменте
Прочие услуги
Меры поддержки в сегменте
• Зарплатный проект
• Факторинг
• Лизинг
• Сервисы для бизнеса
• Информационное обеспечение
• Благотворительность и поддержка социально значимых предприятий
• Работа фронт- и бэк-офисов банков
Приложение. Список диаграмм
Список диаграмм
Диаграмма 1. Динамика объема кредитов, предоставленных юридическим лицам, 01.01.2019—01.03.2020
Диаграмма 2. Динамика объема задолженности по кредитам, предоставленным юридическим лицам, 01.01.2019—01.03.2020
Диаграмма 3. Динамика объема просроченной задолженности по кредитам, предоставленным юридическим лицам, 01.01.2019—01.03.2020
Диаграмма 4. Динамика количества счетов, открытых юридическими лицами в банках России, 01.01.2008—01.01.2020
Диаграмма 5. Динамика количества счетов юридических лиц с доступом через интернет-банк, 01.01.2008—01.01.2020
Диаграмма 6. Динамика количества и объема операций юридических лиц, совершенных через интернет-банкинг, 2008—2019
Диаграмма 7. Динамика количества активных расчетных и кредитных карт юридических лиц, 2008—2019
Диаграмма 8. Динамика количества и объема операций по картам юридических лиц, 2008—2019
Диаграмма 9. Динамика количества активных расчетных и кредитных карт физических лиц, 2008—2019
Диаграмма 10. Динамика количества и объема операций по картам физических лиц, 2008—2019
Диаграмма 11. Динамика количества POS-терминалов в России, 01.01.2009—01.01.2020
На российском платежном рынке онлайн-транзакции продолжают удерживать лидирующие позиции как с точки зрения доступа клиентов к расчетным счетам, так и по проводимым платежам. Например, если по состоянию на начало 2008 года в России действовало лишь 1,3 млн. счетов юридических лиц с дистанционным доступом, а их доля в общем числе счетов составляла около 23%, то по состоянию на начало 2023 года таких счетов было уже 8,5 млн., а доля в общем количестве превышала 50%.
По данным «Анализа рынка замороженных блинчиков и оладий в России», подготовленного BusinesStat в 2024 г, в 2023 г их продажи в стране составили 115 тыс т, что на 17% больше, чем в 2019 г.
По данным «Анализа рынка замороженной пиццы в России», подготовленного BusinesStat в 2024 г, за 2019-2023 гг ее продажи в стране выросли на 31%: с 17,1 до 22,3 тыс т. Расширение продуктовой линейки, развитие розничных торговых сетей и онлайн-торговли, ускорение ритма жизни способствуют росту интереса к продуктам быстрого приготовления. В сегменте HoReCa также высокий спрос на замороженные полуфабрикаты для экономии времени и ресурсов заведений при отсутствии возможности осуществить полный цикл приготовления еды.