Адаптация данного бизнес-плана возможна под любой проект на территории России, Украины и стран СНГ
***
Идея проекта: создание цифровой платформы для взаимной оптимизации порожнего пробега в железнодорожных перевозках. Сервис ориентирован на крупных железнодорожных операторов.
Рыночная ситуация:
1. Процент грузооборота с учетом порожнего пробега увеличился на ***% по сравнению с показателем предыдущего периода. За семь месяцев 2019 года грузооборот с учетом пробегов порожних вагонов составил ***% от тарифного грузооборота. Потери от пробега порожних вагонов за 7 месяцев 2019 г. оцениваются разработчиками бизнес-плана на уровне *** млрд. рублей или *** млрд. руб./мес.
2. Потенциальные клиенты цифровой платформы – это крупнейшие операторы в России с парком вагонов от 50 000 ед.: «***», «***», «***», «***», «***», «***» и «***».
3. В ходе анализа положения дел в отрасли определены следующие проблемы на рынке, которые можно решить с использование цифровой платформы:
4. Внедрение цифровой платформы решает перечисленные в пункте 5 проблемы и несёт следующие выгоды для участников рынка:
Конкурентное окружение: в России прямых конкурентов данному сервису не найдено, разве что сами операторы пытаются диджитализировать бизнес-процессы внутри компании. Аналогичный проект «***» реализован во Франции компанией «***».
Финансовые показатели проекта:
Показатель |
Ед. изм. |
Значение |
Необходимые инвестиции |
тыс. руб. |
41 564 |
NPV |
тыс. руб. |
*** |
IRR |
% |
1546% |
Срок окупаемости |
лет |
2 |
Дисконтированный срок окупаемости |
лет |
*** |
Выдержки из исследования
Рынок железнодорожных перевозок и положение дел в отрасли
По данным годового отчета (за 2018 год) Акционерного общества «Федеральная грузовая компания» (один из крупнейших грузовых железнодорожных операторов в России, специализируется на предоставлении вагонов под грузоперевозки, а также на оказании транспортно-экспедиционных услуг и услуг комплексного транспортного обслуживания) рост промышленного производства в Российской Федерации в 2018 году составил ***% по сравнению с 2017 годом: добыча полезных ископаемых выросла на ***%, обрабатывающее производство — на ***% (см. диаграмму ниже).
Диаграмма 1. Динамика темпов роста промышленного производства (ИПП) в 2016-2018 гг., % к предыдущему году
***
Структура грузооборота по видам транспорта в России представлена на диаграмме ниже. На железнодорожный транспорт приходится почти половина всех грузоперевозок по стране.
Динамика рынка грузовых железнодорожных перевозок в России в целом соответствует состоянию экономики страны – развитию промышленности, рынка розничной торговли, строительного комплекса и других ключевых составляющих ВВП. Благоприятная экономическая ситуация оказала положительное влияние на грузовые железнодорожные перевозки. По итогам 2018 года увеличение объема погрузки на сети российских железных дорог относительно 2017 года составило +***%, грузооборот вырос на ***% (см. диаграмму ниже).
Диаграмма 2. Структура грузоперевозок по России, %
***
Диаграмма 3. Динамика сетевого объема погрузки и грузооборота в 2016-2018 гг.
***
За 2018 год значительно вырос по сравнению с 2017 годом объем перевозок следующей номенклатуры грузов: каменный уголь, руда, черные металлы, минеральные удобрения.
КАМЕННЫЙ УГОЛЬ
Объем перевозок каменного угля увеличился на ***%. Основным драйвером роста являлся устойчивый спрос на российский уголь, прежде всего на рынке Азиатско-Тихоокеанского региона. Россия продолжает максимально использовать потенциал дополнительного спроса, сохранять и усиливать свои позиции в поставке угля на экспорт. Главные потребители – Китайская Народная Республика, Япония, Республика Корея и Республика Индия. На западном направлении российские поставки ограничены из-за политики стран Евросоюза по сокращению потребления угля.
РУДА
Рост перевозок руды составил ***% за счет обеспечения перевозок крупных металлургических холдингов для собственных нужд во внутреннем сообщении.
ЧЕРНЫЕ МЕТАЛЛЫ
В 2018 году наблюдалась положительная динамика грузовой работы в сегменте черных металлов: объем перевозок вырос на ***%. Основной рост грузовой работы в сегменте черных металлов достигнут во внутрироссийском сообщении на ***% за счет спроса со стороны основных секторов – потребителей продукции металлургического комплекса (строительная, машиностроительная отрасли). Рост экспортных перевозок черных металлов в 2018 году на ***% обусловлен расширением потребления стальной продукции. Основным драйвером мирового рынка стали является Китайская Народная Республика, что связано с ужесточением экологических норм, а также с активным развитием строительной отрасли в указанной стране.
МИНЕРАЛЬНЫЕ УДОБРЕНИЯ
Увеличение объема перевозок минеральных удобрений на 3% обусловлено ростом производства минеральных удобрений российскими предприятиями и повышением спроса на внутреннем рынке. При этом экспорт остался на уровне прошлого года.
Общий объем погрузки составил *** млн. тонн в 2018 году. Распределение грузов по номенклатуре представлено на диаграмме ниже.
Диаграмма 4. Структура перевозок грузов по сети российских железных дорог в 2018 году, %
***
За период январь-июль 2019 г. погрузка составила *** млн. тонн, что на ***% меньше значения за аналогичный период предыдущего года (*** млн. тонн). На диаграмме ниже показаны оперативные данные грузооборота тарифного и грузооборот с учетом пробегов вагонов в порожнем состоянии за указанный выше период времени.
Как видно с диаграммы процент грузооборота с учетом порожнего пробега увеличился на ***% по сравнению с показателем предыдущего периода. За семь месяцев 2019 года грузооборот с учетом пробегов порожних вагонов составил ***% от грузооборота с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии. При стоимости 1 тарифного тонно-км в *** руб. (данные 2018 г.) потери от пробега порожних вагонов за 7 месяцев 2019 г. оцениваются разработчиками бизнес-плана на уровне *** млрд. рублей или *** млрд. руб./мес.
Диаграмма 5. Грузооборот тарифный и с учетом пробега порожних вагонов за январь-июль 2018-2019 гг., млрд. тарифных тонно-км
***
Целевая аудитория сервиса – это крупнейшие операторы в России с парком вагонов от 50 000 ед. По данным информационно-аналитического агентства «Infoline» (обзор парк в управлении — вагоны в собственности, финансовом, операционном лизинге и аренде, без учета сданных в аренду) таких операторов в Российской Федерации пять. Рейтинг крупнейших операторов по парку в управлении и грузообороту по итогам 2018 г. см. на диаграммах ниже.
Лидером по количеству парка в управлении является «***» с показателем в *** ед., замыкает пятерку лидеров оператор «***» с показателем в *** ед. Следует отметить, что взаимосвязь между парком в управлении и грузооборотом компаний-операторов наблюдается в «***» и «***», поскольку количество вагонов в их управлении значительно больше, чем у конкурентов (на десятки тысяч). Взаимосвязь грузооборота и парка в управлении пропадает при разнице вагонов в несколько тысяч, так, исходя из анализа грузооборота, с пятерки лидеров выпали «***» и «***», их место заняли операторы «***» и «***».
Диаграмма 6. Рейтинг крупнейших российских операторов по парку в управлении по итогам 2018 года, тыс. ед.
***
Диаграмма 7. Рейтинг крупнейших российских операторов по грузообороту по итогам 2018 года, млрд. ткм
***
Таблица 1. Перечень потенциальных клиентов
***
Определение основных проблем на рынке
Исходя из положения дел в отрасли можно выделить следующие проблемы, существующие на рынке (см. таблицу ниже).
Таблица 2. Проблемы на рынке
***
Перечисленные выше проблемы можно решить с помощью внедрения цифровой платформы по оптимизации порожнего пробега. Выгоды внедрения платформы между операторами представлены в таблице ниже.
Таблица 3. Решение проблем с помощью цифровой платформы
***
Перечень таблиц, диаграмм, рисунков |
3 |
Резюме проекта |
5 |
Раздел 1. Описание проекта |
7 |
1.1. Идея проекта |
7 |
1.2. Бизнес-модель |
7 |
Раздел 2. Анализ рынка |
11 |
2.1. Тренд цифровизации |
11 |
2.2. Рынок железнодорожных перевозок и положение дел в отрасли |
14 |
2.3. Определение основных проблем на рынке |
26 |
2.4. Выводы по разделу |
27 |
Раздел 3. Аналогичный проект |
30 |
3.1. Аналог данного проекта |
30 |
Раздел 4. Организационно-производственный план |
34 |
4.1. Офис, оборудование для офиса |
34 |
Раздел 5. Финансовый план |
36 |
5.1. Допущения, принятые для расчетов |
36 |
5.2. Цены |
38 |
5.3. Объемы реализации |
38 |
5.4. Выручка |
38 |
5.5. Затраты |
39 |
5.6. Налоги |
39 |
5.7. Инвестиции |
40 |
5.8. Капитальные вложения |
41 |
5.9. Амортизация |
41 |
5.10. Отчет о прибыли и убытках |
42 |
5.11. Расчет ставки дисконтирования по методу WACC |
43 |
5.12. Отчет о движении денежных средств |
45 |
5.13. Показатели экономической эффективности |
47 |
Раздел 6. Анализ рисков проекта |
50 |
6.1. Анализ чувствительности |
50 |
6.2. Анализ безубыточности |
58 |
ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИИ «VTSConsulting» |
62 |
Диаграмма 1. Адаптация компаний к ключевым инновациям в «цифровых производствах» |
13 |
Диаграмма 2. Динамика темпов роста промышленного производства (ИПП) в 2016-2018 гг., % к предыдущему году |
15 |
Диаграмма 3. Структура грузоперевозок по России, % |
16 |
Диаграмма 4. Динамика сетевого объема погрузки и грузооборота в 2016-2018 гг. |
16 |
Диаграмма 5. Структура перевозок грузов по сети российских железных дорог в 2018 году, % |
18 |
Диаграмма 6. Грузооборот тарифный и с учетом пробега порожних вагонов за январь-июль 2018-2019 гг., млрд. тарифных тонно-км |
19 |
Диаграмма 7. Рейтинг крупнейших российских операторов по парку в управлении по итогам 2018 года, тыс. ед. |
20 |
Диаграмма 8. Рейтинг крупнейших российских операторов по грузообороту по итогам 2018 года, млрд. ткм |
20 |
Таблица 1. Бизнес-модель цифровой платформы |
9 |
Таблица 2. Перечень потенциальных клиентов |
21 |
Таблица 3. Проблемы на рынке |
26 |
Таблица 4. Решение проблем с помощью цифровой платформы |
27 |
Таблица 5. Описание функционала ПО «***» |
31 |
Таблица 6. Возможности временного планирования с помощью «***» |
33 |
Таблица 7. Необходимое оборудование проекта на одно рабочее место |
35 |
Таблица 8. Необходимое оборудование проекта на офис |
35 |
По данным исследования ГидМаркет в структуре рынка автомобильных грузоперевозок по федеральным округам абсолютным лидером является Центральный федеральный округ, его доля составляет 22,5%. Стоит отметить, что вплоть до 2022 г. основной поток грузов, перевозимых автомобильным транспортом, проходил через данный федеральный округ, поскольку именно в Центральном федеральном округе расположены складские и логистические центры крупных операторов рынка транспортно-логистических услуг. Далее следуют Приволжский (19,2%), Сибирский (14,4%) и Уральский (13,5%) федеральные округа, которые территориально расположены таким образом, что большинство дорог, ведущих с Востока в Центральный и Южный федеральные округа, проходит по территории именно данных федеральных округов, также существенную роль играет граница с Казахстаном, проходящая в данных федеральных округах. Далее следует Южный федеральный округ (10,6%), Северо-Западный федеральный округ (9,2%), Дальневосточный федеральный округ (8,2%). Наименьшая доля в структуре автомобильных перевозок приходится на Северо-Кавказский федеральный округ и составляет 2,4%.
По данным «Анализа рынка железнодорожных грузовых перевозок в Казахстане», подготовленного BusinesStat в 2020 г, в 2019 г грузооборот железнодорожного транспорта Казахстана составил 289 млн тонно-км, превысив значение 2015 г на 23%. Основной причиной роста показателя стало увеличение объема перевезенных грузов.