Рис. 1. Позиция России в рейтинге Всемирного Банка «Ведение бизнеса» по показателю «Получение разрешения на строительство», 2010 – 2018 гг. |
8 |
Рис. 2. Динамика ввода в действие жилых домов в России, 2007 – 2018 гг., млн кв. м. общей площади, % |
10 |
Рис. 3. Обеспеченность строительных организаций заказами, II квартал 2018 г., % от опрошенных строительных организаций |
10 |
Рис. 4. Динамика индекса предпринимательской уверенности в строительстве, 2012 – 2018 гг., %* |
11 |
Рис. 5. Факторы, ограничивающие производственную деятельность строительных организаций, II квартал 2018 г., % от опрошенных строительных организаций |
11 |
Рис. 6. Динамика доли ввода в действие жилых домов населением за счет собственных и кредитных средств, 2007 – 2017 гг., % (от общей площади) |
12 |
Рис. 7. Динамика ввода в действие жилых домов населением за счет собственных и кредитных средств, 2007 – 2018 гг., млн кв. м., % |
12 |
Рис. 8. Динамика средней фактической стоимости строительства 1 кв. м. общей площади отдельно стоящих жилых домов без пристроек, надстроек и встроенных помещений в России, 2007 – 2018 гг., тыс. руб., % |
13 |
Рис. 9. Динамика количества построенных квартир в России, 2007 – 2017 гг., тыс. шт., % |
13 |
Рис. 10. Динамика средней общей площади построенных квартир в России, 2007 – 2017 гг., кв. м., % |
14 |
Рис. 11. Средняя стоимость 1 кв. м. общей площади квартир на первичном и вторичном рынке жилья, IV квартал 2007 г. – I квартал 2018 г., руб. |
14 |
Рис. 12. Динамика объема ипотечных жилищных кредитов, выданных в рублях и иностранной валюте, 2007 – 2018 гг., млрд руб., % |
16 |
Рис. 13. Динамика количества ипотечных жилищных кредитов, выданных в рублях и иностранной валюте, 2008 – 2018 гг., тыс. шт., % |
16 |
Рис. 14. Динамика средневзвешенных ставок по ипотечным жилищным кредитам, выданным кредитными организациями физическим лицам-резидентам в рублях и в иностранной валюте с начала года, 2007 – 2018 гг., % |
17 |
Рис. 15. Структура рынка жилищного кредитования в зависимости количества кредитов, выданных в рублях и в иностранной валюте, 2017 г., шт. |
17 |
Рис. 16. «Заметили ли Вы повышение розничных цен на товары для ремонта в последнее время?», июль 2018 г., % от опрошенных покупателей товаров для ремонта |
25 |
Рис. 17. «Заметили ли Вы повышение розничных цен на товары для ремонта в последнее время?», ноябрь 2016 г. – июль 2018 г., % от опрошенных покупателей товаров для ремонта |
26 |
Рис. 18. «Стали ли Вы чаще покупать ТОВАРЫ ДЛЯ РЕМОНТА по акциям и спецпредложениям в 2018 г.?», июль 2018 г., % от опрошенных покупателей товаров для ремонта |
27 |
Рис. 19. «Стали ли Вы чаще покупать ТОВАРЫ ДЛЯ РЕМОНТА по акциям и спецпредложениям?», ноябрь 2016 г. – июль 2018 г., % от опрошенных покупателей товаров для ремонта |
27 |
Рис. 20. «Стали ли Вы чаще покупать ТОВАРЫ ДЛЯ РЕМОНТА по акциям и спецпредложениям в 2018 г.?», июль 2018 г., % от опрошенных покупателей товаров для ремонта в зависимости от их пола |
28 |
Рис. 21. «Получили ли Вы скидку на последнюю совершенную покупку ТОВАРОВ ДЛЯ РЕМОНТА», 2018 г., % от опрошенных покупателей товаров для ремонта |
30 |
Рис. 22. Получение скидки на последнюю совершенную покупку ТОВАРОВ ДЛЯ РЕМОНТА, 2018 г., % от опрошенных покупателей товаров для ремонта в зависимости от их пола |
31 |
Рис. 23. Предъявление карты лояльности во время совершения последней покупки ТОВАРОВ ДЛЯ РЕМОНТА, 2018 г., % от опрошенных покупателей товаров для ремонта |
32 |
Рис. 24. Зависимость получения скидки на последнюю покупку ТОВАРОВ ДЛЯ РЕМОНТА от факта предъявления карты лояльности, 2018 г., % от опрошенных покупателей товаров для ремонта |
32 |
Рис. 25. «Какие дополнительные услуги Вы хотели бы получать в магазинах ТОВАРОВ ДЛЯ РЕМОНТА?», июль 2018 г., % от опрошенных покупателей товаров для ремонта |
33 |
Рис. 26. «Какие дополнительные услуги Вы хотели бы получать в магазинах ТОВАРОВ ДЛЯ РЕМОНТА?», июль 2018 г., % от опрошенных покупателей товаров для ремонта в зависимости от их пола |
34 |
Рис. 27. Объем интернет-торговли строительными, отделочными материалами, товарами для дома и сада, 2017 г., млрд руб., % |
36 |
Рис. 28. «Где Вы ОБЫЧНО покупаете товары для ремонта?», 2018 г., % от опрошенных покупателей товаров для ремонта |
37 |
Рис. 29. «Где Вы ОБЫЧНО покупаете товары для ремонта?», 2016 – 2018 гг., % от опрошенных покупателей товаров для ремонта |
37 |
Рис. 30. «Покупка товаров для ремонта в ИНТЕРНЕТЕ для Вас это», 2018 г., % от опрошенных покупателей товаров для ремонта |
38 |
Рис. 31. «Покупка товаров для ремонта в ИНТЕРНЕТЕ для Вас это», 2016 – 2018 гг., % от опрошенных покупателей товаров для ремонта |
38 |
Рис. 32. Объем продаж DIY-товаров через интернет-магазины, 2017 г., млрд руб. |
39 |
Рис. 33. Динамика количества подписчиков корпоративных аккаунтов DIY-ретейлеров в социальной сети «Вконтакте», 2018 г., тыс. человек |
39 |
Рис. 34. Количества подписчиков сообществ и групп некоторых DIY-ретейлеров в сети «Вконтакте», июль 2018 г., тыс. человек |
40 |
Рис. 35. Динамика количества подписчиков корпоративных аккаунтов DIY-ретейлеров в социальной сети Facebook, 2018 г., тыс. человек |
41 |
Рис. 36. Динамика количества подписчиков корпоративных аккаунтов DIY-ретейлеров в социальной сети Youtube, тыс. человек |
42 |
Рис. 37. «Какие способы покупки и доставки товаров для ремонта Вы ОБЫЧНО выбираете?», июль 2018 г., % от опрошенных покупателей товаров для ремонта |
44 |
Рис. 38. «Какие способы покупки и доставки товаров для ремонта Вы ОБЫЧНО выбираете?», ноябрь 2016 г. – июль 2018 г., % от опрошенных покупателей товаров для ремонта |
45 |
Рис. 39. «Какие способы покупки и доставки товаров для ремонта Вы ОБЫЧНО выбираете?», июль 2018 г., % от опрошенных покупателей товаров для ремонта в зависимости от их пола |
45 |
Рис. 40. «Укажите, пожалуйста, для каких целей Вы приобретали товары для ремонта?», июль 2018 г., % от опрошенных покупателей товаров для ремонта |
47 |
Рис. 41. «Укажите, пожалуйста, для каких целей Вы приобретали товары для ремонта?», ноябрь 2016 г. – июль 2018 г., % от опрошенных покупателей товаров для ремонта |
48 |
Рис. 42. «Укажите, пожалуйста, для каких целей Вы приобретали товары для ремонта?», июль 2018 г., % от опрошенных покупателей товаров для ремонта в зависимости от их пола |
49 |
Рис. 43. Динамика объема продаж строительных, отделочных материалов и товаров для дома в 2012 – 2018 гг., млрд руб., % |
53 |
Рис. 44. Динамика ввода в действие жилых домов в России, 2007 – 2018 гг., млн кв. м. общей площади, % |
53 |
Рис. 45. Динамика количества построенных квартир в России, 2007 – 2017 гг., тыс. шт., % |
54 |
Рис. 46. Средние темпы прироста объема продаж крупнейших сетевых DIY-ретейлеров (с количеством розничных магазинов на территории России более 20), 2012 – 2017 гг., % (в номинальном выражении) |
54 |
Рис. 47. Средние темпы прироста розничных цен на строительные материалы, 2011 – 2018 гг., % |
55 |
Рис. 48. Динамика доли 53-ведущих DIY-ретейлеров в объеме рынка строительных, отделочных материалов и товаров для дома, 2012 – 2018 гг., % |
56 |
Рис. 49. Структура розничных продаж DIY-товаров в 2018 г., % |
56 |
Рис. 50. Объем продаж некоторых DIY-товаров в России, 2018 г., млрд руб. |
57 |
Рис. 51. Структура розничных продаж DIY-товаров, 2018 г., % |
57 |
Рис. 52. Прирост сетевых магазинов по продаже строительных товаров и товаров для дома по федеральным округам, ноябрь 2016 г. – июль 2018 г., шт., %* |
61 |
Рис. 53. Рейтинг субъектов РФ, лидирующих по уровню открытия сетевых магазинов по продаже строительных товаров и товаров для дома, ноябрь 2016 г. – июль 2018 г., шт. (абсолютный прирост) |
63 |
Рис. 54. Рейтинг субъектов, лидирующих по уровню закрытия сетевых магазинов по продаже строительных товаров и товаров для дома за ноябрь 2016 г. – июль 2018 г., шт. (абсолютный прирост) |
64 |
Рис. 55. Рейтинг городов, лидирующих по уровню открытия сетевых магазинов по продаже строительных товаров и товаров для дома, ноябрь 2016 г. – июль 2018 г., шт. (абсолютный прирост) |
65 |
Рис. 56. Рейтинг городов, лидирующих по уровню закрытию сетевых магазинов по продаже строительных товаров и товаров для дома, ноябрь 2016 г. – июль 2018 г., шт. (абсолютный прирост) |
66 |
Рис. 57. Распределение количества сетевых магазинов по продаже строительных материалов и товаров для дома по федеральным округам, июль 2018 г., шт., %* |
67 |
Рис. 58. Количество сетевых магазинов по продаже строительных материалов и товаров для дома в России, июль 2018 г., шт.* |
68 |
Рис. 59. География представленности сетевых магазинов по продаже строительных товаров и товаров для дома в субъектах РФ, июль 2018 г., шт.* |
69 |
Рис. 60. География представленности сетевых магазинов по продаже строительных материалов и товаров для дома в субъектах РФ, июль 2018 г., магазинов на 100 тыс. жителей* |
70 |
Рис. 61. Представленность сетевых DIY-ретейлеров в городах Южного, Дальневосточного, Северо-Кавказского, Сибирского, Уральского, Приволжского, Северо-Западного и Центрального федеральных округов, июль 2018 г., количество магазинов на 100 тыс. жителей* |
71 |
Рис. 62. Представленность сетевых DIY-ретейлеров в городах Южного, Дальневосточного, Северо-Кавказского, Сибирского, Уральского, Приволжского, Северо-Западного и Центрального федеральных округов, июль 2018 г., % от общего количества сетевых магазинов по продаже строительных материалов и товаров для дома соответствующего федерального округа* |
72 |
Рис. 63. География присутствия сетевых DIY-ретейлеров в России, июль 2018 г., % от общего количества магазинов* |
78 |
Рис. 64. Структура торговой площади по типу игроков рынка DIY-ретейла, июль 2018 г.*, тыс. кв. м |
87 |
Рис. 65. Структура торговой площади по типу игроков рынка DIY-ретейла, июль 2018 г.*, % |
87 |
Рис. 66. Средняя торговая площадь магазина по типу игроков рынка DIY-ретейла, июль 2018 г.*, кв. м |
88 |
Рис. 67. Структура российского сетевого DIY-ретейла в зависимости от типа сети, июль 2018 г., % от общего количества сетей соответствующего типа |
91 |
Рис. 68. Структура российского сетевого DIY-ретейла в зависимости от типа сети, июль 2018 г., % от общего количества сетевых магазинов по продаже строительных материалов и товаров для дома соответствующего типа |
92 |
Рис. 69. Среднее количества сетевых магазинов, открытых в России одним DIY-ретейлером соответствующего типа, июль 2018 г., шт. |
92 |
Рис. 70. Структура российского сетевого DIY-ретейла в зависимости от формата организации торговли, июль 2018 г., % от общего количества сетевых DIY-ретейлеров |
94 |
Рис. 71. Структура российского сетевого DIY-ретейла в зависимости от формата организации торговли, июль 2018 г., % от общего количества сетевых магазинов по продаже строительных, отделочных материалов и товаров для дома |
94 |
Рис. 72. Доли сетевых DIY-ретейлеров в зависимости от города их происхождения, июль 2018 г., % от общего количества сетевых магазинов по продаже строительных, отделочных материалов и товаров для дома |
97 |
Рис. 73. Представленность основных товарных категорий в сетевых DIY-магазинах в России, июль 2018 г., % от общего количества сетевых точек |
99 |
Рис. 74. Представленность основных товарных категорий в сетевых DIY-магазинах ЦФО, июль 2018 г., % от общего количества сетевых точек |
100 |
Рис. 75. Представленность основных товарных категорий в сетевых DIY-магазинах СЗФО, июль 2018 г., % от общего количества сетевых точек |
101 |
Рис. 76. Представленность основных товарных категорий в сетевых DIY-магазинах ЮФО, июль 2018 г., % от общего количества сетевых точек |
102 |
Рис. 77. Представленность основных товарных категорий в сетевых DIY-магазинах ПФО, июль 2018 г., % от общего количества сетевых точек |
103 |
Рис. 78. Представленность основных товарных категорий в сетевых DIY-магазинах СФО, июль 2018 г., % от общего количества сетевых точек |
104 |
Рис. 79. Представленность основных товарных категорий в сетевых DIY-магазинах УФО, июль 2018 г., % от общего количества сетевых точек |
105 |
Рис. 80. Представленность основных товарных категорий в сетевых DIY-магазинах СКФО, июль 2018 г., % от общего количества сетевых точек |
106 |
Рис. 81. Представленность основных товарных категорий в сетевых DIY-магазинах ДФО, июль 2018 г., % от общего количества сетевых точек |
107 |
Рис. 82. Крупнейшие иностранные DIY-ретейлеры по количеству фирменных магазинов, работающих в России, июль 2018 г., шт. |
109 |
Рис. 83. Количество иностранных DIY-ретейлеров, присутствующих на российском рынке, в зависимости от страны их происхождения, июль 2018 г. |
109 |
Рис. 84. Количество сетевых магазинов по продаже строительных материалов и товаров для дома, развиваемых иностранными ретейлерами, присутствующими на российском рынке, в зависимости от страны их происхождения, июль 2018 г. |
109 |
Рис. 85. Объем продаж некоторых DIY-ретейлеров в 2017 г., млн руб. |
115 |
Рис. 86. Объем продаж некоторых DIY-ретейлеров в 2016 г., млн руб. |
116 |
Рис. 87. Рейтинг DIY-ретейлеров по количеству городов присутствия по состоянию на июль 2018 г., шт.* |
129 |
Рис. 88. Рейтинг DIY-ретейлеров по количеству субъектов РФ присутствия по состоянию на июль 2018 г., шт. |
130 |
Рис. 89. Представленность DIY-ретейлеров в федеральных округах России, июль 2018 г., % от общего количества рассмотренных сетей* |
133 |
Рис. 90. Структура российского рынка DIY-товаров по каналам продаж, 2018 г., % от объема рынка строительных, отделочных материалов и товаров для дома (млрд руб.) |
135 |
Рис. 91. «Где Вы ОБЫЧНО покупаете товары для ремонта?», 2018 г., % от опрошенных покупателей товаров для ремонта |
137 |
Рис. 92. «Где Вы ОБЫЧНО покупаете товары для ремонта?», 2018 г., % от опрошенных покупателей товаров для ремонта |
142 |
Рис. 93. Рейтинг сетевых DIY-гипермаркетов по количеству фирменных магазинов, работающих в России, июль 2018 г., шт.* |
143 |
Рис. 94. Объем продаж DIY-гипермаркетов в обороте сетевой розничной торговли строительными, отделочными материалами и товарами для дома, 2016 г., млрд руб. |
143 |
Рис. 95. «Где Вы ОБЫЧНО покупаете товары для ремонта?», 2018 г., % от опрошенных покупателей товаров для ремонта |
144 |
Рис. 96. Объем продаж специализированных DIY-сетей в обороте сетевой розничной торговли строительными, отделочными материалами и товарами для дома, 2018 г., млрд руб. |
145 |
Рис. 97. Рейтинг специализированных DIY-сетей по количеству фирменных магазинов, работающих в России, июль 2018 г., шт.* |
147 |
Рис. 98. «Где Вы ОБЫЧНО покупаете товары для ремонта?», 2018 г., % от опрошенных покупателей товаров для ремонта |
151 |
Рис. 99. Динамика количества рынков специализированных строительных рынков в России, январь 2010 г. – июль 2018 г., шт. |
152 |
Рис. 100. География присутствия строительных рынков, июль 2018 г., %, шт. |
152 |
Рис. 101. Динамика доли фактически используемых торговых мест на строительных рынках, 2010 – 2018 гг., % |
153 |
Рис. 102. Динамика доли рынков в обороте российской розницы, 2003 – 2017 гг., % от оборота розничной торговли в России |
153 |
Рис. 103. Объем продаж строительных, отделочных материалов и товаров для дома в нецивилизованной рознице, 2018 г., млрд руб. |
154 |
Рис. 104. Динамика объема интернет-торговли строительными, отделочными материалами, товарами для дома и сада, 2014 – 2018 гг., млрд руб., % |
155 |
Рис. 105. «Где Вы ОБЫЧНО покупаете товары для ремонта?», 2018 г., % от опрошенных покупателей товаров для ремонта |
155 |
Рис. 106. «Покупка товаров для ремонта в ИНТЕРНЕТЕ для Вас это», 2018 г., % от опрошенных покупателей товаров для ремонта |
156 |
Рис. 107. «Покупка товаров для ремонта в ИНТЕРНЕТЕ для Вас это», 2016 – 2018 гг., % от опрошенных покупателей товаров для ремонта |
156 |
Рис. 108. Объем продаж DIY-товаров через интернет-магазины, 2018 г., млрд руб. |
157 |
Рис. 109. Устройства для выхода в интернет, июль 2018 г., % от россиян старше 18 лет |
157 |
Рис. 110. Доля сетей DIY, развивающихся путем продажи собственных франшиз, июль 2018 г., % от общего количества DIY сетей |
159 |
Рис. 111. Доля сетевых магазинов по продаже товаров DIY, открытых путем покупки франшиз, июль 2018 г., % от общего количества сетевых магазинов DIY сетей |
160 |
Рис. 112. Распределение респондентов в зависимости от их пола, 2018 г., % от общего количества опрошенных |
164 |
Рис. 113. Распределение респондентов в зависимости от их возраста, 2018 г., % от общего количества опрошенных |
165 |
Рис. 114. Распределение респондентов в зависимости от уровня их среднемесячного дохода, 2018 г., % от опрошенных |
165 |
Рис. 115. Распределение респондентов в зависимости от их семейного положения, 2018 г., % от общего количества опрошенных |
165 |
Рис. 116. Распределение респондентов в зависимости от их состава семьи, 2018 г., % от опрошенных |
166 |