Исследование «Языковые центры России 2017» подготовлено аналитиками РБК в рамках изучения российского рынка образования для детей, а также бизнес-образования. Подготовленная работа состоит из 6 основных разделов: экспертных интервью, макроэкономического обзора, результатов анализа потребительского опроса, анализа франчайзинга на рынке языковых центров, обзора ведущих игроков на рынке онлайн-обучения языкам и профилей крупнейших игроков.
Экспертные интервью представителей EF, Language Link и Wall Street English позволяют понять мнение ведущих игроков о состоянии рынка, а также планы сетей по дальнейшему развитию в России.
Макроэкономический обзор содержит информацию, необходимую для принятия решений на самом высоком уровне, поскольку содержит прогнозы развития российской экономики, прогнозы реальных доходов населения и основных макроэкономических индикаторов на 2018 год.
Потребительский опрос, с общим числом респондентов более 3000 человек, позволил проанализировать отношение к обучению за рубежом, проанализировать потенциальный объем оплаты за зарубежные курсы, уровень затрат и долю занимающихся языком среди детей в возрасте до 7 лет и старше 7 лет.
Обзор франчайзинга на рынке позволяет сравнить предложения ведущих компаний, развивающихся по франшизе.
Краткий анализ онлайн-сегмента позволяет проанализировать ведущих игроков, работающих на рынке онлайн-обучения языкам.
Наконец, профили ведущих игроков рынка (2 профиля) позволяют проанализировать финансовые показатели крупнейших компаний, географию их работы и специфические особенности.
Краткое оглавление | 3 |
Полное оглавление | 4 |
Экспертные интервью | 6 |
Макроэкономический обзор | 12 |
Прогноз развития российской экономики на 2017-2018 гг. | 16 |
Уровень владения иностранными языками в России | 18 |
Законодательство | 24 |
Объем рынка и конкуренция | 26 |
Объем рынка | 26 |
Конкуренты второго уровня – репетиторы | 26 |
Региональный анализ | 28 |
Столичный рынок языковых центров | 28 |
Санкт-Петербург | 30 |
Потребительское поведение на рынке языковых центров | 31 |
Потребительское поведение на рынке языковых центров для детей младше 7 лет | 31 |
Посещение дополнительных образовательных курсов | 31 |
Виды дополнительных образовательных курсов, посещаемых детьми | 34 |
Потребительское поведение на рынке языковых центров для детей старше 7 лет | 37 |
Посещение дополнительных образовательных курсов | 37 |
Виды дополнительных образовательных курсов | 41 |
Уровень затрат на языковые курсы для детей старше 7 лет | 45 |
Факторы выбора языковых школ | 49 |
Языковые курсы за рубежом | 53 |
Изучение языков в зарубежных странах | 53 |
Предполагаемый (оптимальный) уровень затрат на языковые курсы в зарубежных странах | 55 |
Онлайн-сегмент изучения языков | 59 |
Онлайн-площадки для изучения иностранных языков | 59 |
Duolingo | 59 |
FluentU | 59 |
Memrise | 60 |
Busuu | 60 |
LinguaLeo | 61 |
Крупнейшие группы ВКонтакте для изучения языков | 61 |
Франчайзинг на российском рынке языковых центров | 64 |
Рейтинги ведущих игроков по узнаваемости | 72 |
Профили ведущих игроков | 73 |
English First | 73 |
Описание компании | 73 |
Регионы работы | 73 |
Финансовые показатели компании | 74 |
Руководитель компании | 75 |
Контактная информация | 75 |
Alibra School | 76 |
Описание компании | 76 |
Регионы работы | 76 |
Финансовые показатели компании | 77 |
Руководитель компании | 78 |
Контактная информация | 78 |
Список рисунков | 79 |
Список таблиц | 81 |
Рис. 1. Ежеквартальная динамика ВВП России, I квартал 2011 г. – I квартал 2017 гг., млрд. руб., % к соответствующему кварталу предыдущего года | 12 |
Рис. 2. Динамика курса доллара США и евро, январь 2014 г. – август 2017 г., руб. | 13 |
Рис. 3. Индекс потребительских цен, I квартал 2008 г. – I квартал 2017 г., % к соответствующему кварталу предыдущего года | 14 |
Рис. 4. Динамика темпов прироста реальных доходов населения РФ, 2007-2019 гг.,% | 15 |
Рис. 5. Динамика задолженности по кредитам, выданным физическим лицам, РФ, 2009 – 2016 гг., млрд. руб., % | 16 |
Рис. 6. Среднесрочный прогноз изменения экономической ситуации в РФ, 2012 – 2018 гг., трлн руб., % | 16 |
Рис. 7. Уровень владения английским языком в отдельных городах России, 2016 г., % | 23 |
Рис. 8. Численность дошкольников по федеральным округам РФ, 2017 г., % | 23 |
Рис. 9. Цены на услуги репетиторов в крупнейших городах РФ, руб. | 27 |
Рис. 10. Распределение языковых школ Москвы по сетевому признаку, % | 28 |
Рис. 11. Распределение количества точек языковых центров по сетевому признаку | 28 |
Рис. 12. Наиболее крупные языковые центры Москвы и МО по количеству точек | 29 |
Рис. 13. Посещает ли Ваш ребенок (дети) дополнительные образовательные курсы, % от общего числа респондентов, у которых есть дети в возрасте менее 7 лет | 31 |
Рис. 14. Посещает ли Ваш ребенок (дети) дополнительные образовательные курсы по ПОЛУ респондентов, % от общего числа респондентов, указанного пола | 32 |
Рис. 15. Посещает ли Ваш ребенок (дети) дополнительные образовательные курсы по КОЛИЧЕСТВУ ДЕТЕЙ, % от общего числа респондентов, указавших, что у них есть то или иное количество детей | 32 |
Рис. 16. Какие виды образовательных курсов, посещает Ваш ребенок (дети)*, % от общего числа респондентов, у которых есть дети в возрасте менее 7 лет, посещающие образовательные курсы | 34 |
Рис. 17. Какие виды образовательных курсов, посещает Ваш ребенок (дети) по ПОЛУ респондентов*, % от общего числа респондентов, указанного пола, у которых есть дети младше 7 лет, посещающие образовательные курсы | 35 |
Рис. 18. Какие виды образовательных курсов, посещает Ваш ребенок (дети) по КОЛИЧЕСТВУ ДЕТЕЙ*, % от общего числа респондентов, указавших, что у них есть то или иное количество детей младше 7 лет, посещающие образовательные курсы | 35 |
Рис. 19. Посещает ли Ваш ребенок (дети) дополнительные образовательные курсы, % от общего числа респондентов, у которых есть дети в возрасте старше 7 лет | 38 |
Рис. 20. Посещает ли Ваш ребенок (дети) дополнительные образовательные курсы по ПОЛУ респондентов, % от общего числа респондентов, указанного пола, имеющий детей старше 7 лет | 38 |
Рис. 21. Посещает ли Ваш ребенок (дети) дополнительные образовательные курсы по КОЛИЧЕСТВУ ДЕТЕЙ, % от общего числа респондентов, указавших, что у них есть то или иное количество детей старше 7 лет | 39 |
Рис. 22. Какие виды образовательных курсов, посещает Ваш ребенок (дети)*, % от общего числа респондентов, у которых есть дети в возрасте старше 7 лет, посещающие образовательные курсы | 41 |
Рис. 23. Какие виды образовательных курсов, посещает Ваш ребенок (дети) по ПОЛУ респондентов*, % от общего числа респондентов, указанного пола, у которых есть дети старше 7 лет, посещающие образовательные курсы | 42 |
Рис. 24. Какие виды образовательных курсов, посещает Ваш ребенок (дети) по КОЛИЧЕСТВУ ДЕТЕЙ*, % от общего числа респондентов, указавших, что у них есть то или иное количество детей старше 7 лет, посещающие образовательные курсы | 43 |
Рис. 25. Уровень затрат на языковые курсы в месяц для детей старше 7 лет, % от общего числа респондентов, у которых есть дети в возрасте старше 7 лет | 45 |
Рис. 26. Уровень затрат на языковые курсы для детей старше 7 лет по ПОЛУ респондентов, % от общего числа респондентов, указанного пола, имеющий детей старше 7 лет | 46 |
Рис. 27. Уровень затрат на языковые курсы для детей старше 7 лет по КОЛИЧЕСТВУ ДЕТЕЙ, % от общего числа респондентов, указавших, что у них есть то или иное количество детей старше 7 лет | 47 |
Рис. 28. Укажите факторы выбора языковой школы, которую посещает Ваш ребенок*, % от общего числа респондентов, у которых есть дети в возрасте старше 7 лет, посещающие языковые курсы | 49 |
Рис. 29. Укажите факторы выбора языковой школы, которую посещает Ваш ребенок ПОЛУ респондентов*, % от общего числа респондентов, указанного пола, у которых есть дети старше 7 лет, посещающие языковые курсы | 50 |
Рис. 30. Укажите факторы выбора языковой школы, которую посещает Ваш ребенок по КОЛИЧЕСТВУ ДЕТЕЙ*, % от общего числа респондентов, указавших, что у них есть то или иное количество детей старше 7 лет, посещающие языковые курсы | 51 |
Рис. 31. Интересны ли Вам языковые курсы для детей в зарубежных странах, % от общего числа респондентов, у которых есть дети в возрасте старше 7 лет | 53 |
Рис. 32. Интересны ли Вам языковые курсы для детей в зарубежных странах по ПОЛУ респондентов, % от общего числа респондентов, указанного пола, имеющий детей старше 7 лет | 54 |
Рис. 33. Интересны ли Вам языковые курсы для детей в зарубежных странах по КОЛИЧЕСТВУ ДЕТЕЙ, % от общего числа респондентов, указавших, что у них есть то или иное количество детей старше 7 лет | 54 |
Рис. 34. Уровень затрат на языковые курсы для детей старше 7 лет в зарубежных странах (из расчета длительности программы в 1 месяц), % от общего числа респондентов, у которых есть дети в возрасте старше 7 лет, заинтересованные в зарубежных языковых программах | 56 |
Рис. 35. Уровень затрат на языковые курсы для детей старше 7 лет в зарубежных странах (из расчета длительности программы в 1 месяц) по ПОЛУ респондентов, % от общего числа респондентов, указанного пола, имеющий детей старше 7 лет, заинтересованные в зарубежных языковых программах | 56 |
Рис. 36. Уровень затрат на языковые курсы для детей старше 7 лет в зарубежных странах (из расчета длительности программы в 1 месяц) по КОЛИЧЕСТВУ ДЕТЕЙ, % от общего числа респондентов, указавших, что у них есть то или иное количество детей старше 7 лет, заинтересованные в зарубежных языковых программах | 57 |
Рис. 37. Крупнейшие группы социальной сети ВКонтакте по количеству подписчиков, млн чел. | 62 |
Рис. 38. Крупнейшие группы социальной сети ВКонтакте по количеству подписчиков по ПОЛУ, % | 63 |
Рис. 39. Рейтинг узнаваемости компаний, оказывающих услуги в области изучения языков, % от общего числа респондентов | 72 |
Рис. 40. Годовой оборот ОЦ "ИФ ИНГЛИШ ФЕСТ СНГ", млрд руб. | 74 |
Рис. 41. Годовой оборот НОЧУ ДПО "АЛИБРА", млн руб. | 77 |
Табл. 1. Квартальный прогноз цен на нефть марки Brent за II квартал 2017 г. – IV квартал 2018 г., долл. за баррель | 15 |
Табл. 2. Консенсус прогноз основных макроэкономических показателей России в 2017-2018 гг. | 17 |
Табл. 3. Владение языками населением Российской Федерации | 18 |
Табл. 4. Владение языками населением Российской Федерации | 19 |
Табл. 5. Результаты ответа на вопрос «Говорите ли вы более-менее свободно на каких-либо иностранных языках, и если да, то на каких?» | 19 |
Табл. 6. Распределение результатов по возрастным группам | 20 |
Табл. 7. Распределение результатов по уровню образования респондентов | 21 |
Табл. 8. Распределение результатов по величине населенного пункта | 21 |
Табл. 9. Распределение результатов по потребительскому статусу респондентов | 21 |
Табл. 10. Уровень владения английским языком в разрезе по регионам | 22 |
Табл. 11. Наиболее популярные языки для изучения в столичном регионе | 28 |
Табл. 12. Посещает ли Ваш ребенок (дети) дополнительные образовательные курсы по ВОЗРАСТУ респондентов, % от общего числа респондентов, указанного возраста, имеющих детей младше 7 лет | 33 |
Табл. 13. Посещает ли Ваш ребенок (дети) дополнительные образовательные курсы по РЕГИОНУ ПРОЖИВАНИЯ респондентов, % от общего числа респондентов, проживающего в том или ином месте | 33 |
Табл. 14. Посещает ли Ваш ребенок (дети) дополнительные образовательные курсы по УРОВНЮ ДОХОДОВ респондентов, % от общего числа респондентов, с определенным уровнем доходов | 34 |
Табл. 15. Какие виды образовательных курсов, посещает Ваш ребенок (дети) по ВОЗРАСТУ респондентов*, % от общего числа респондентов, указанного возраста, у которых есть дети младше 7 лет, посещающие образовательные курсы | 36 |
Табл. 16. Какие виды образовательных курсов, посещает Ваш ребенок (дети) по РЕГИОНУ ПРОЖИВАНИЯ респондентов*, % от общего числа респондентов, проживающего в том или ином месте, у которых есть дети младше 7 лет, посещающие образовательные курсы | 36 |
Табл. 17. Какие виды образовательных курсов, посещает Ваш ребенок (дети) по УРОВНЮ ДОХОДОВ респондентов*, % от общего числа респондентов, с определенным уровнем доходов, у которых есть дети младше 7 лет, посещающие образовательные курсы | 37 |
Табл. 18. Посещает ли Ваш ребенок (дети) дополнительные образовательные курсы по ВОЗРАСТУ респондентов, % от общего числа респондентов, указанного возраста, имеющих детей старше 7 лет | 39 |
Табл. 19. Посещает ли Ваш ребенок (дети) дополнительные образовательные курсы по РЕГИОНУ ПРОЖИВАНИЯ респондентов, % от общего числа респондентов, проживающего в том или ином месте, имеющих детей старше 7 лет | 39 |
Табл. 20. Посещает ли Ваш ребенок (дети) дополнительные образовательные курсы по УРОВНЮ ДОХОДОВ респондентов, % от общего числа респондентов, с определенным уровнем доходов, имеющих детей старше 7 лет | 40 |
Табл. 21. Какие виды образовательных курсов, посещает Ваш ребенок (дети) по ВОЗРАСТУ респондентов*, % от общего числа респондентов, указанного возраста, у которых есть дети старше 7 лет, посещающие образовательные курсы | 43 |
Табл. 22. Какие виды образовательных курсов, посещает Ваш ребенок (дети) по РЕГИОНУ ПРОЖИВАНИЯ респондентов*, % от общего числа респондентов, проживающего в том или ином месте, у которых есть дети старше 7 лет, посещающие образовательные курсы | 44 |
Табл. 23. Какие виды образовательных курсов, посещает Ваш ребенок (дети) по УРОВНЮ ДОХОДОВ респондентов*, % от общего числа респондентов, с определенным уровнем доходов, у которых есть дети старше 7 лет, посещающие образовательные курсы | 45 |
Табл. 24. Уровень затрат на языковые курсы для детей старше 7 лет по ВОЗРАСТУ респондентов, % от общего числа респондентов, указанного возраста, имеющих детей старше 7 лет | 47 |
Табл. 25. Уровень затрат на языковые курсы для детей старше 7 лет по РЕГИОНУ ПРОЖИВАНИЯ респондентов, % от общего числа респондентов, проживающего в том или ином месте, имеющих детей старше 7 лет | 48 |
Табл. 26. Уровень затрат на языковые курсы для детей старше 7 лет по УРОВНЮ ДОХОДОВ респондентов, % от общего числа респондентов, с определенным уровнем доходов, имеющих детей старше 7 лет | 48 |
Табл. 27. Укажите факторы выбор языковой школы, которую посещает Ваш ребенок по ВОЗРАСТУ респондентов*, % от общего числа респондентов, указанного возраста, у которых есть дети старше 7 лет, посещающие языковые курсы | 51 |
Табл. 28. Укажите факторы выбора языковой школы, которую посещает Ваш ребенок по РЕГИОНУ ПРОЖИВАНИЯ респондентов*, % от общего числа респондентов, проживающего в том или ином месте, у которых есть дети старше 7 лет, посещающие языковые курсы | 52 |
Табл. 29. Укажите факторы выбор языковой школы, которую посещает Ваш ребенок по УРОВНЮ ДОХОДОВ респондентов*, % от общего числа респондентов, с определенным уровнем доходов, у которых есть дети старше 7 лет, посещающие языковые курсы | 52 |
Табл. 30. Интересны ли Вам языковые курсы для детей в зарубежных странах по ВОЗРАСТУ респондентов, % от общего числа респондентов, указанного возраста, имеющих детей старше 7 лет | 54 |
Табл. 31. Интересны ли Вам языковые курсы для детей в зарубежных странах по РЕГИОНУ ПРОЖИВАНИЯ респондентов, % от общего числа респондентов, проживающего в том или ином месте, имеющих детей старше 7 лет | 55 |
Табл. 32. Интересны ли Вам языковые курсы для детей в зарубежных странах по УРОВНЮ ДОХОДОВ респондентов, % от общего числа респондентов, с определенным уровнем доходов, имеющих детей старше 7 лет | 55 |
Табл. 33. Уровень затрат на языковые курсы для детей старше 7 лет в зарубежных странах (из расчета длительности программы в 1 месяц) по ВОЗРАСТУ респондентов, % от общего числа респондентов, указанного возраста, имеющих детей старше 7 лет, заинтересованные в зарубежных языковых программах | 57 |
Табл. 34. Уровень затрат на языковые курсы для детей старше 7 лет в зарубежных странах (из расчета длительности программы в 1 месяц) по РЕГИОНУ ПРОЖИВАНИЯ респондентов, % от общего числа респондентов, проживающего в том или ином месте, имеющих детей старше 7 лет, заинтересованные в зарубежных языковых программах | 58 |
Табл. 35. Уровень затрат на языковые курсы для детей старше 7 лет в зарубежных странах (из расчета длительности программы в 1 месяц) по УРОВНЮ ДОХОДОВ респондентов, % от общего числа респондентов, с определенным уровнем доходов, имеющих детей старше 7 лет, заинтересованные в зарубежных языковых программах | 58 |
Табл. 36. Франчайзинговые предложения на рынке языковых центров | 66 |
Табл. 37. Регионы работы EF English First | 73 |
Табл. 38. Предоставляемые программы обучения EF | 74 |
Табл. 39. Финансовые показатели ОЦ "ИФ ИНГЛИШ ФЕСТ СНГ" | 74 |
Табл. 40. Регионы работы ALIBRA SCHOOL | 76 |
Табл. 41. Цены на предоставляемые программы обучения ALIBRA SCHOOL | 76 |
Табл. 42. Финансовые показатели НОЧУ ДПО "АЛИБРА" | 77 |
После взрывного роста, наблюдавшегося в 2023 году, в 2024 году темпы открытий новых заведений в России заметно снизились. Влияние на количественный рост рынка оказывает более сложная макроэкономическая ситуация, в том числе: высокая ставка ЦБ, дефицит кадров, снижение маржинальности на фоне инфляции, рост ставок по аренде и другие факторы.
Российский рынок битумов показывает положительную тенденцию роста своей объемности, рост средних контрактных цен при экспорте продукции за рубеж и корректировку контрактных цен на импортируемую продукцию.
― Каким был 2023 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию?