Исследование «Рынок частных школ России 2017» выпускается в рамках изучения аналитиками РБК рынка детского образования в России в 2017 году. Исследование состоит из 6 основных частей: анализа основных тенденций на рынке школьного образования, анализа специфики систем образования в России, на Западе и в Азии, краткую аналитику по российскому школьному образованию, результаты социологических опросов респондентов с детьми старше 7 лет, а также анализ российского рынка частных школ с подробным рассмотрением ситуации на столичном рынке и профили игроков.
Основные тенденции на рынке школьного образования были изучены по результатам анализа 420 материалов (научных статей, препринтов, материалов образовательных журналов и т.п.), посвященных проблемам современного образования и формирования мышления у детей.
Анализ страновых различий в школьном образовании был также произведен на основе изученных материалов по школьному образованию и содержит информацию о специфике школьного образования в России, странах ЕС, США, Канаде и наиболее успешных азиатских странах – Китае, Японии и Южной Кореи.
Аналитика по школьному образованию в России включает показатели количества обучающихся в школах, нагрузку на педагогов, а также динамические ряды количества государственных школ, работающих в России.
Опрос, проведенный аналитиками РБК, включает следующие вопросы – оценка удовлетворенности государственным школьным образованием в России, дополнительные виды активности для детей – как образовательные, так и творческо-спортивные.
Анализ российского рынка частных школ был произведен на основе взаимодействия с ведущими частными школами России – в ходе исследования были выяснены средние цены на услуги частных школ, дополнительные услуги, предлагаемые школами, было изучено географическое распространение школ в столичном регионе и др.
Профили игроков содержат информацию о ценах, специфике работы, а также финансовые показатели российских частных школ.
Краткое оглавление | 3 |
Полное оглавление | 4 |
Ключевые тенденции на рынке образования | 7 |
Мышление как социальный фактор? | 7 |
Диджитализация как фактор, влияющий на образование | 7 |
Онлайн-обучение | 8 |
Геймификация | 8 |
Перевернутая классная комната | 8 |
Персонализация образования | 9 |
Problem-based learning | 9 |
Информационная перегрузка и намеренные ограничения потребления информации | 9 |
Страновые различия между школьным образованием | 10 |
Западный подход к школьному образованию | 10 |
Российский подход к школьному образованию | 11 |
Азиатский подход к школьному образованию | 12 |
Школьное образование в России | 15 |
Результаты социологического опроса родителей, имеющих детей старше 7 лет | 18 |
Удовлетворенность государственными школами | 18 |
Посещение дополнительных образовательных курсов | 20 |
Виды дополнительных образовательных курсов | 23 |
Факторы выбора курсов по дополнительному образованию для детей | 28 |
Виды посещаемых дополнительных кружков и секций | 33 |
Рынок частных школ России | 38 |
Предпосылки формирования рынка | 38 |
Региональное развитие частных школ в России | 39 |
Объем и структура рынка частных школ | 39 |
Столичный рынок частных школ | 40 |
Краткие сведения о работе игроков столичного рынка частных школ | 40 |
Географическое распространение частных школ в столичном регионе | 41 |
Частные школы как бизнес | 48 |
Профили ведущих игроков рынка | 49 |
Автономная некоммерческая организация «Павловская гимназия» | 49 |
Описание компании | 49 |
Характеристики школы | 49 |
Особенности школы | 49 |
Стоимость услуг | 50 |
Финансовые показатели компании | 50 |
Руководитель компании | 50 |
Контактная информация | 50 |
Автономная некоммерческая организация «ШКОЛА «ПРЕЗИДЕНТ» | 51 |
Описание компании | 51 |
Характеристики школы | 51 |
Особенности школы | 51 |
Стоимость услуг | 52 |
Финансовые показатели компании | 52 |
Руководитель компании | 52 |
Контактная информация | 52 |
Общеобразовательное частное учреждение «Первая Московская гимназия» | 53 |
Описание школы | 53 |
Характеристики школы | 53 |
Особенности школы | 53 |
Стоимость услуг | 53 |
Финансовые показатели компании | 54 |
Руководитель компании | 54 |
Контактная информация | 54 |
Частное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа «Ломоносовская школа» | 55 |
Описание компании | 55 |
Характеристики школы | 55 |
Особенности школы | 55 |
Стоимость услуг | 55 |
Финансовые показатели компании | 56 |
Руководитель компании | 56 |
Контактная информация | 56 |
Частное общеобразовательное учреждение - гимназия «Московская экономическая школа» | 57 |
Описание компании | 57 |
Характеристики школы | 57 |
Особенности школы | 57 |
Стоимость услуг | 57 |
Финансовые показатели компании | 57 |
Руководитель компании | 58 |
Контактная информация | 58 |
Частное учреждение общеобразовательная организация «Европейская гимназия» | 59 |
Описание компании | 59 |
Характеристики школы | 59 |
Особенности школы | 59 |
Стоимость услуг | 59 |
Финансовые показатели компании | 59 |
Руководитель компании | 60 |
Контактная информация | 60 |
Автономная некоммерческая организация общеобразовательная Частная Школа «ПРЕМЬЕР» | 61 |
Описание компании | 61 |
Характеристики школы | 61 |
Особенности школы | 61 |
Стоимость услуг | 61 |
Руководитель компании | 61 |
Контактная информация | 61 |
НОУ «Британская международная школа» | 62 |
Описание школы | 62 |
Характеристики школы | 62 |
Особенности школы | 62 |
Стоимость услуг | 62 |
Финансовые показатели компании | 63 |
Руководитель компании | 63 |
Контактная информация | 63 |
Частное образовательное учреждение «Хорошевская школа» | 64 |
Описание школы | 64 |
Характеристики школы | 64 |
Особенности школы | 64 |
Стоимость услуг | 64 |
Финансовые показатели компании | 64 |
Руководитель компании | 65 |
Контактная информация | 65 |
Список рисунков | 66 |
Список таблиц | 68 |
Рис. 1. Динамика численности постоянного населения в возрасте от 7 до 18 лет, РФ, 2010 – 2017 гг., млн чел. | 15 |
Рис. 2. Численность детей в возрасте от 7 до 18 лет по федеральным округам РФ, 2017 г., % | 15 |
Рис. 3. Динамика численности обучающихся в образовательных организациях, реализующих программы общего образования, РФ, 2010 – 2017 гг., млн чел. | 16 |
Рис. 4. Динамика числа общеобразовательных школ, РФ, 2010 – 2017 гг., тыс. | 16 |
Рис. 5. Доля учащихся, занимающихся во вторую смену, по федеральным округам РФ, 2016 г., % | 17 |
Рис. 6. Количество учеников, приходящихся на одного учителя по субъектам РФ, чел. | 17 |
Рис. 7. Довольны ли Вы уровнем школьного образования в государственной школе, от общего числа респондентов, у которых есть дети в возрасте старше 7 лет | 18 |
Рис. 8. Довольны ли Вы уровнем школьного образования в государственной школе по ПОЛУ респондентов, % от общего числа респондентов, указанного пола, имеющий детей старше 7 лет | 19 |
Рис. 9. Довольны ли Вы уровнем школьного образования в государственной школе по КОЛИЧЕСТВУ ДЕТЕЙ, % от общего числа респондентов, указавших, что у них есть то или иное количество детей старше 7 лет | 19 |
Рис. 10. Посещает ли Ваш ребенок (дети) дополнительные образовательные курсы, % от общего числа респондентов, у которых есть дети в возрасте старше 7 лет | 21 |
Рис. 11. Посещает ли Ваш ребенок (дети) дополнительные образовательные курсы по ПОЛУ респондентов, % от общего числа респондентов, указанного пола, имеющий детей старше 7 лет | 21 |
Рис. 12. Посещает ли Ваш ребенок (дети) дополнительные образовательные курсы по КОЛИЧЕСТВУ ДЕТЕЙ, % от общего числа респондентов, указавших, что у них есть то или иное количество детей старше 7 лет | 22 |
Рис. 13. Какие виды образовательных курсов, посещает Ваш ребенок (дети)*, % от общего числа респондентов, у которых есть дети в возрасте старше 7 лет, посещающие образовательные курсы | 23 |
Рис. 14. Какие виды образовательных курсов, посещает Ваш ребенок (дети) по ПОЛУ респондентов*, % от общего числа респондентов, указанного пола, у которых есть дети старше 7 лет, посещающие образовательные курсы | 24 |
Рис. 15. Какие виды образовательных курсов, посещает Ваш ребенок (дети) по КОЛИЧЕСТВУ ДЕТЕЙ*, % от общего числа респондентов, указавших, что у них есть то или иное количество детей старше 7 лет, посещающие образовательные курсы | 25 |
Рис. 16. Укажите основные факторы выбора курсов дополнительного образования для детей*, % от общего числа респондентов, у которых есть дети в возрасте старше 7 лет, посещающие образовательные курсы | 28 |
Рис. 17. Укажите основные факторы выбора курсов дополнительного образования для детей по ПОЛУ респондентов*, % от общего числа респондентов, указанного пола, у которых есть дети старше 7 лет, посещающие образовательные курсы | 29 |
Рис. 18. Укажите основные факторы выбора курсов дополнительного образования для детей по КОЛИЧЕСТВУ ДЕТЕЙ*, % от общего числа респондентов, указавших, что у них есть то или иное количество детей старше 7 лет, посещающие образовательные курсы | 30 |
Рис. 19. Виды посещаемых кружков и секций*, % от общего числа респондентов, у которых есть дети в возрасте старше 7 лет, посещающие кружки и секции | 33 |
Рис. 20. Виды посещаемых кружков и секций по ПОЛУ респондентов*, % от общего числа респондентов, указанного пола, у которых есть дети старше 7 лет, посещающие кружки и секции | 34 |
Рис. 21. Виды посещаемых кружков и секций по КОЛИЧЕСТВУ ДЕТЕЙ*, % от общего числа респондентов, указавших, что у них есть то или иное количество детей старше 7 лет, посещающие кружки и секции | 35 |
Рис. 22. Уровень цен в частных школах, тыс. руб. в месяц | 39 |
Рис. 23. Географическая структура рынка частных школ в России, млрд руб. | 39 |
Рис. 24. Распределение частных школ по районам Москвы и в ближайших районах Московской области | 41 |
Рис. 25. Распределение частных школ, работающих по системе пансиона | 42 |
Рис. 26. Распределение частных школ по стоимости месяца обучения | 43 |
Рис. 27. Кластеры частных школ столичного рынка | 44 |
Рис. 28. Наиболее крупные частные школы России по обороту, млн руб. | 48 |
Табл. 1. Довольны ли Вы уровнем школьного образования в государственной школе по ВОЗРАСТУ респондентов, % от общего числа респондентов, указанного возраста, имеющих детей старше 7 лет | 19 |
Табл. 2. Довольны ли Вы уровнем школьного образования в государственной школе по РЕГИОНУ ПРОЖИВАНИЯ респондентов, % от общего числа респондентов, проживающего в том или ином месте, имеющих детей старше 7 лет | 20 |
Табл. 3. Довольны ли Вы уровнем школьного образования в государственной школе по УРОВНЮ ДОХОДОВ респондентов, % от общего числа респондентов, с определенным уровнем доходов, имеющих детей старше 7 лет | 20 |
Табл. 4. Посещает ли Ваш ребенок (дети) дополнительные образовательные курсы по ВОЗРАСТУ респондентов, % от общего числа респондентов, указанного возраста, имеющих детей старше 7 лет | 22 |
Табл. 5. Посещает ли Ваш ребенок (дети) дополнительные образовательные курсы по РЕГИОНУ ПРОЖИВАНИЯ респондентов, % от общего числа респондентов, проживающего в том или ином месте, имеющих детей старше 7 лет | 22 |
Табл. 6. Посещает ли Ваш ребенок (дети) дополнительные образовательные курсы по УРОВНЮ ДОХОДОВ респондентов, % от общего числа респондентов, с определенным уровнем доходов, имеющих детей старше 7 лет | 23 |
Табл. 7. Какие виды образовательных курсов, посещает Ваш ребенок (дети) по ВОЗРАСТУ респондентов*, % от общего числа респондентов, указанного возраста, у которых есть дети старше 7 лет, посещающие образовательные курсы | 25 |
Табл. 8. Какие виды образовательных курсов, посещает Ваш ребенок (дети) по РЕГИОНУ ПРОЖИВАНИЯ респондентов*, % от общего числа респондентов, проживающего в том или ином месте, у которых есть дети старше 7 лет, посещающие образовательные курсы | 26 |
Табл. 9. Какие виды образовательных курсов, посещает Ваш ребенок (дети) по УРОВНЮ ДОХОДОВ респондентов*, % от общего числа респондентов, с определенным уровнем доходов, у которых есть дети старше 7 лет, посещающие образовательные курсы | 26 |
Табл. 10. Какие виды образовательных курсов, посещает Ваш ребенок (дети) по ВОЗРАСТУ ДЕТЕЙ респондентов, % от общего числа респондентов, с определенным уровнем доходов, имеющих детей старше 6 лет | 27 |
Табл. 11. Укажите основные факторы выбора курсов дополнительного образования для детей по ВОЗРАСТУ респондентов*, % от общего числа респондентов, указанного возраста, у которых есть дети старше 7 лет, посещающие образовательные курсы | 30 |
Табл. 12. Укажите основные факторы выбора курсов дополнительного образования для детей по РЕГИОНУ ПРОЖИВАНИЯ респондентов*, % от общего числа респондентов, проживающего в том или ином месте, у которых есть дети старше 7 лет, посещающие образовательные курсы | 31 |
Табл. 13. Укажите основные факторы выбора курсов дополнительного образования для детей по УРОВНЮ ДОХОДОВ респондентов*, % от общего числа респондентов, с определенным уровнем доходов, у которых есть дети старше 7 лет, посещающие образовательные курсы | 32 |
Табл. 14. Виды посещаемых кружков и секций по ВОЗРАСТУ респондентов*, % от общего числа респондентов, указанного возраста, у которых есть дети старше 7 лет, посещающие кружки и секции | 35 |
Табл. 15. Виды посещаемых кружков и секций по РЕГИОНУ ПРОЖИВАНИЯ респондентов*, % от общего числа респондентов, проживающего в том или ином месте, у которых есть дети старше 7 лет, посещающие кружки и секции | 36 |
Табл. 16. Виды посещаемых кружков и секций по УРОВНЮ ДОХОДОВ респондентов*, % от общего числа респондентов, с определенным уровнем доходов, у которых есть дети старше 7 лет, посещающие кружки и секции | 36 |
Табл. 17. Перечень частных школ по районам Москвы | 45 |
Табл. 18. Финансовые показатели АНО «Павловская гимназия», руб. | 50 |
Табл. 19. Финансовые показатели АНО «ШКОЛА «ПРЕЗИДЕНТ», руб. | 52 |
Табл. 20. Финансовые показатели ОЧУ ПМГ, руб. | 54 |
Табл. 21. Финансовые показатели ЧОУ СОШ «Ломоносовская школа», руб. | 56 |
Табл. 22. Финансовые показатели Московская экономическая школа, руб. | 57 |
Табл. 23. Финансовые показатели ЧУОО «Европейская гимназия», руб. | 59 |
Табл. 24. Финансовые показатели НОУ «Британская международная школа», руб. | 63 |
Табл. 25. Финансовые показатели ЧОУ «Хорошевская школа», руб. | 64 |
После взрывного роста, наблюдавшегося в 2023 году, в 2024 году темпы открытий новых заведений в России заметно снизились. Влияние на количественный рост рынка оказывает более сложная макроэкономическая ситуация, в том числе: высокая ставка ЦБ, дефицит кадров, снижение маржинальности на фоне инфляции, рост ставок по аренде и другие факторы.
Российский рынок битумов показывает положительную тенденцию роста своей объемности, рост средних контрактных цен при экспорте продукции за рубеж и корректировку контрактных цен на импортируемую продукцию.
― Каким был 2023 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию?