Рынок консалтинговых услуг растет докризисными темпами: восстанавливается спрос со стороны
оживающей клиентуры. Однако в отсутствие принципиально новых факторов развития консультанты
могут также быстро прийти к стагнации.
Прошедший год оказался для консалтинговых групп удачным. Суммарная выручка 150 крупней-ших консалтинговых групп России по итогам 2011 года увеличилась на 21% и стала двенадцати -значной, достигнув почти 104 млрд рублей. Большинству из участников рэнкинга удалось нарастить
обороты – лишь каждая седьмая компания имеет отрицательный прирост доходов (в прошлом рэн -кинге годовые обороты снизил каждый пятый участник (см. «Эксперт» №14 за 2011 год)).
Для консалтингового бизнеса складывается благоприятная конъюнктура. Основа нынешнего ро-ста – восстановление инвестиционных процессов и спроса на их сопровождение, сделки с активами,
а также отложенные потребности клиентов в повышении эффективности деятельности.
Характерные потребности растущей экономики трансформируют услуги консалтингового секто-ра в повседневный сервис. Это делает рынок стабильным, но со временем уведет его в стагнацию.
Поэтому консалтингу необходимы новые импульсы для развития.
— Каким был 2022 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию?
Количество самозанятых, которое в конце 2022 года составляло около 6,5 млн. чел., уже приближается к значению 10 млн. При этом самозанятые могут работать с клиентами через специальное приложение «Мой налог», разработанное ФНС. Однако осуществлять нужные для работы операции – выставлять чеки клиентам, оплачивать налоги, просматривать информацию по доходам – можно и другим способом, с помощью интернет-банков или мобильных банков, где самозанятые являются клиентами как физические лица, а также с помощью личных кабинетов других похожих сервисов.
Объем выручки компаний, работающих на рынке розничной торговли в сегменте косметики и средств личной гигиены в России, в 2000-х и 2010-х годах уверенно рос. За период с 2005 по 2018 годы совокупный объем продаж отрасли ежегодно увеличивался (в среднем – на 18-19% ежегодно). Лишь в 2019 году продажи сократились (-10,7%). В последующем ситуация начала улучшаться, даже в «коронавирусном» 2020 году спад составил лишь около 6%, а восстановительный рост отрасли по итогам 2021 года (+29,9%) оказался более заметным, чем приросты в последние несколько лет.