Аналитический обзор «Российский рынок детского питания 2012», является полным обновлением аналогичного исследования, проведенного агентством РБК.research в конце 2012 года, и посвящен анализу потребительского поведения покупателей детского питания. В отчете проанализированы ключевые тенденции, характерные для российского рынка детского питания, уделено внимание ведущим игрокам рынка, а также определены основные каналы продаж детских товаров.
В исследовании рассмотрено более 40 марок детского питания: Bebi, Beech Nut, Friso, Gerber, Hame, Heinz , Hipp, Humana, MD, NAN, Nestle, Nestogen, NURAL, NUTRICIA, Nutrilak, Nutrilon, Semper, Агу-Агу, Агуша, Бабушкино Лукошко, Быстрёнок, ВИННИ, Здрайверы, Золотая Русь, Малыш, Малышам, Малышка, Малышок, Малютка, Микамилк, Мой, Моя семья для малыша, Нестин, НЭННИ, Расти большой, Растишка, Сады Придонья, Спелёнок, Тёма, Топ Топ, Умница, Фруто Няня, Ясли-сад.
Обзор содержит рейтинги марок детского питания в зависимости от таких характеристик, как: узнаваемость и доля покупателей. При этом проведен анализ имиджа марок на основе оценок соответствия таким ассоциациям, как:
В отчете представлен социально-экономический портрет покупателей детских товаров. Проанализированы особенности каналов продаж детского питания. Рассмотрены среднемесячные расходы опрошенных россиян на покупку детского питания, а также частота совершения покупок. Проанализирована структура затрат на детское питание в зависимости от возраста ребенка в разрезе таких товарных групп, как детские молочные продукты, каши, соки и воды, фруктовые и овощные пюре, мясные и рыбные пюре, заменители грудного молока, детское печенье и детский чай.
По ведущим маркам детского питания представлена подробная информация о компании-производителе, приведен социально-экономический портрет покупателей, рассмотрен ассортимент детского питания, выпускаемый под рассматриваемой маркой.
Исследование проведено в ноябре 2011 - июле 2012 года.
Объем отчета - 202 стр.
Отчет содержит 29 таблиц и 215 графиков и диаграмм.
Язык отчета - русский.
Общая выборка исследования - 3 031 респондент из on-line панели компании OMI
Аннотация | 3 |
Полное оглавление | 4 |
Список диаграмм | 8 |
Список таблиц | 19 |
Общее состояние российского рынка детских товаров | 21 |
Драйверы и барьеры роста рынка детских товаров | 21 |
Основные демографические и социальные тенденции, влияющие на динамику рынка детских товаров | 27 |
Описание on-line исследования | 28 |
Методика и выборка | 28 |
Социально-демографический портрет респондентов | 29 |
Модели поведения покупателей при выборе детских товаров | 35 |
Некоторые характеристики детского питания, влияющие на покупательское поведение | 36 |
Рейтинг некоторых характеристик детских товаров в зависимости от степени их воздействие на покупательское поведение | 36 |
Цена как одна из характеристик при выборе детских товаров | 37 |
Страна-производитель как один из характеристик при выборе детских товаров | 43 |
Характеристики, которыми руководствуются покупатели при выборе детского питания | 44 |
Степень воздействия рекламы при выборе детских товаров | 45 |
Рациональные покупатели | 47 |
Покупатели, отрицающие рекламу | 50 |
Покупатели, подверженные влиянию рекламы | 52 |
Мнение друзей/знакомых и иных групп влияния на выбор детских товаров | 55 |
Покупатели, не восприимчивые к мнению друзей или знакомых | 56 |
Прислушивающиеся покупатели | 59 |
Влияние BTL-акций при выборе детских товаров | 62 |
Типология покупателей в зависимости от степени приверженности к маркам детских товаров | 65 |
Новаторы | 66 |
Гиперответственные покупатели | 68 |
Адаптивные покупатели | 71 |
Участие ребенка в процессе покупок детских товаров | 74 |
Ответственные за покупки детских товаров в семье | 74 |
Участие ребенка/детей в покупке детских товаров | 75 |
Влияние мнения ребенка в процессе покупки детских товаров | 77 |
Причины отказа от совершения покупок вместе с ребенком | 80 |
Потребительское поведение покупателей детского питания | 81 |
Социально-экономический портрет покупателей | 81 |
Места покупок | 84 |
Приготовление детского питания в домашних условиях | 85 |
Расходы на попкупку детского питания | 90 |
Ежемесячные затраты на детское питание | 90 |
Структура затрат на детское питание в зависимости от возраста ребенка | 91 |
Дети в возрасте до 1 года. | 91 |
Дети в возрасте от 1 до 2 лет | 94 |
Дети в возрасте от 3 до 5 лет | 97 |
Изменение потребительского поведения в зависимости от возраста ребенка | 100 |
Детские молочные продукты | 100 |
Соки и воды | 102 |
Овощные пюре | 104 |
Детский чай | 105 |
Мясные, рыбные пюре | 107 |
Каши | 108 |
Фруктовые пюре | 110 |
Заменители грудного молока | 111 |
Детское печенье | 113 |
Частота покупок детского питания | 115 |
Рейтинги некоторых марок детского питания | 116 |
Россия 100 тыс. + 18-54 лет | 116 |
Рейтинг некоторых марок детского питания по доле разовых покупателей | 117 |
Рейтинг некоторых марок детского питания по доле постоянных покупателей | 118 |
Некоторые марки детского питания, ассоциирующиеся в глазах покупателей как наиболее качественные | 123 |
Некоторые марки детского питания, ассоциирующиеся в глазах покупателей как наиболее дорогие | 125 |
Некоторые марки детского питания, ассоциирующиеся в глазах покупателей как наиболее оптимальная покупка | 126 |
Некоторые марки детского питания, ассоциирующиеся в глазах покупателей как наихудшая покупка | 128 |
Потребительское поведение покупателей товаров для кормления | 130 |
Социально-экономический портрет покупателей | 130 |
Информация о некоторых марках детского питания | 134 |
Фруто Няня | 134 |
Информация о компании-производителе | 134 |
Краткое описание | 134 |
Учредители | 134 |
Регистрационные данные | 134 |
Ключевые показатели деятельности компании | 135 |
Руководство и контактная информация | 135 |
Виды детского питания, производимые под маркой «ФрутоНяня» | 135 |
Профиль покупателей детского питания марки «ФрутоНяня» | 137 |
Агуша | 139 |
Информация о компании-производителе | 139 |
Краткое описание | 139 |
Учредители | 140 |
Регистрационные данные | 140 |
Ключевые показатели деятельности компании | 140 |
Руководство и контактная информация | 141 |
Виды детского питания, производимые под маркой «Агуша» | 141 |
Профиль покупателей детского питания марки «Агуша» | 143 |
Растишка | 145 |
Информация о компании-производителе | 145 |
Краткое описание | 145 |
Учредители | 145 |
Регистрационные данные | 145 |
Ключевые показатели деятельности компании | 146 |
Руководство и контактная информация | 146 |
Виды детского питания, производимые под маркой «Растишка» | 146 |
Профиль покупателей детского питания марки «Растишка» | 146 |
Тёма | 148 |
Информация о компании-производителе | 149 |
Краткое описание | 149 |
Учредители | 149 |
Регистрационные данные | 149 |
Ключевые показатели деятельности компании | 149 |
Руководство и контактная информация | 150 |
Виды детского питания, производимые под маркой «Тёма» | 150 |
Профиль покупателей детского питания марки «Тёма» | 151 |
Сады Придонья | 153 |
Информация о компании-производителе | 154 |
Краткое описание | 154 |
Учредители | 154 |
Регистрационные данные | 154 |
Ключевые показатели деятельности компании | 154 |
Руководство и контактная информация | 155 |
Виды детского питания, производимые под маркой «Сады Придонья» | 155 |
Профиль покупателей детского питания марки «Сады Придонья» | 156 |
Nestle (только товары для детей) | 157 |
Информация о компании-производителе | 158 |
Краткое описание | 158 |
Учредители | 158 |
Регистрационные данные | 158 |
Ключевые показатели деятельности компании | 158 |
Руководство и контактная информация | 159 |
Виды детского питания, производимые под маркой «Nestle» | 159 |
Профиль покупателей детского питания марки «Nestle» | 160 |
Heinz (только товары для детей) | 162 |
Информация о компании-производителе | 162 |
Краткое описание | 162 |
Учредители | 162 |
Регистрационные данные | 162 |
Ключевые показатели деятельности компании | 163 |
Руководство и контактная информация | 163 |
Виды детского питания, производимые под маркой «Heinz» | 163 |
Профиль покупателей детского питания марки «Heinz» | 165 |
Спелёнок | 167 |
Информация о компании-производителе | 167 |
Краткое описание | 167 |
Учредители | 168 |
Регистрационные данные | 168 |
Ключевые показатели деятельности компании | 168 |
Руководство и контактная информация | 169 |
Виды детского питания, производимые под маркой «Спелёнок» | 169 |
Профиль покупателей детского питания марки «Спелёнок» | 170 |
Gerber | 172 |
Краткое описание | 172 |
Учредители | 172 |
Регистрационные данные | 172 |
Ключевые показатели деятельности компании | 173 |
Руководство и контактная информация | 173 |
Виды детского питания, производимые под маркой «Gerber» | 173 |
Профиль покупателей детского питания марки «Gerber» | 174 |
Бабушкино Лукошко | 177 |
Информация о компании-производителе | 177 |
Краткое описание | 177 |
Учредители | 177 |
Регистрационные данные | 177 |
Ключевые показатели деятельности компании | 178 |
Руководство и контактная информация | 178 |
Виды детского питания, производимые под маркой «Бабушкино Лукошко» | 178 |
Профиль покупателей детского питания марки «Бабушкино Лукошко» | 181 |
Моя семья для малышей | 182 |
Информация о компании-производителе | 183 |
Краткое описание | 183 |
Учредители | 183 |
Регистрационные данные | 183 |
Ключевые показатели деятельности компании | 183 |
Руководство и контактная информация | 184 |
Виды детского питания, производимые под маркой «Моя семья» для малышей | 184 |
Профиль покупателей детского питания марки «Моя семья» для малышей | 184 |
HiPP | 186 |
Информация о компании-производителе | 187 |
Краткое описание | 187 |
Учредители | 187 |
Регистрационные данные | 187 |
Ключевые показатели деятельности компании | 187 |
Руководство и контактная информация | 188 |
Виды детского питания, производимые под маркой «HiPP» | 188 |
Профиль покупателей детского питания марки «HiPP» | 190 |
Детское питание «Малышам» | 192 |
Информация о компании-производителе | 193 |
Краткое описание | 193 |
Учредители | 193 |
Регистрационные данные | 193 |
Ключевые показатели деятельности компании | 193 |
Руководство и контактная информация | 194 |
Виды детского питания, производимые под маркой «Малышам» | 194 |
Профиль покупателей детского питания марки «Малышам» | 194 |
Здрайверы | 196 |
Информация о компании-производителе | 196 |
Краткое описание | 196 |
Учредители | 197 |
Регистрационные данные | 197 |
Ключевые показатели деятельности компании | 197 |
Руководство и контактная информация | 198 |
Виды детского питания, производимые под маркой «Здрайверы» | 198 |
Профиль покупателей детского питания марки «Здрайверы» | 199 |
Рис. 1. Динамика численности населения России в возрасте до 18 лет за 2000-2010 гг., млн. чел. 21
Рис. 2. Распределение численности детей до 18 лет по возрастным группам, % от россиян, в возрасте до 18 лет 22
Рис. 3. Динамика рождаемости и общей численности детей в России, тыс. чел., % 22
Рис. 4. Важность факторов, мешающих иметь желаемое число детей, % от опрошенных 24
Рис. 5. «Считаете ли Вы повторение экономического кризиса в БЛИЖАЙШИЕ ПОЛГОДА?», % от опрошенных 25
Рис. 6. Рейтинг некоторых характеристик детских товаров в зависимости от степени их воздействие на покупательское поведение, 2010-2011, усл. ед. 26
Рис. 7. Динамика изменения среднемесячных затрат на детские товары в зависимости от уровня дохода семьи, руб.,% 26
Рис.8. Распределение респондентов в зависимости от пола, % от общего количества опрошенных 29
Рис.9. Распределение респондентов в зависимости от их возраста, % от опрошенных 30
Рис. 10. Распределение респондентов в зависимости от уровня их среднемесячного дохода на семью, % от опрошенных 31
Рис. 11. Распределение респондентов в зависимости от их семейного положения, % от общего количества опрошенных 32
Рис. 12. Распределение респондентов по числу детей, % от опрошенных 33
Рис. 13. Распределение респондентов в зависимости от возраста ребенка/детей, % от опрошенных 34
Рис. 14. Рейтинг некоторых характеристик детских товаров в зависимости от степени их воздействия на покупательское поведение, усл. ед. 36
Рис. 15. Вероятность совершения покупок детских товаров в зависимости от степени полезности товара для здоровья ребенка, % от респондентов, совершавших покупки детских товаров 37
Рис. 16. Вероятности совершения покупок детских товаров в зависимости от предпочтений ребенка, % от респондентов, совершавших покупки детских товаров за последние полгода 37
Рис. 17. «Согласны ли Вы, что низкая цена говорит о плохом качестве детских товаров?», % от опрошенных, совершавших покупки детских товаров 38
Рис. 18. «Согласны ли Вы, что высокая цена детских товаров говорит об их высоком качестве?», % от опрошенных, совершавших покупки детских товаров 39
Рис. 19. «Согласны ли Вы, что цена не является критерием оценки качества детских товаров?», % от опрошенных, совершавших покупки детских товаров 39
Рис. 20. Вероятность совершения покупок детских товаров при условии ее низкой цены по сравнению с аналогами, % от опрошенных, совершавших покупки детских товаров 40
Рис. 21. Вероятность совершения покупок детских товаров при условии ее низкой цены по сравнению с аналогами, % от респондентов СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПОЛА, совершавших покупки детских товаров 41
Рис. 22. Вероятность совершения покупок детских товаров при условии ее высокой цены по сравнению с аналогами, % от опрошенных, совершавших покупки детских товаров 41
Рис. 23. Вероятность совершения покупок детских товаров при условии ее высокой цены по сравнению с аналогами, % от респондентов СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПОЛА, совершавших покупки детских товаров 42
Рис. 24. «Мое потребительское поведение при покупке ДЕТСКИХ ТОВАРОВ следующее, % от опрошенных, совершавших покупки детских товаров 43
Рис. 25. «Согласны ли Вы, что детские товары, произведенные в развитых странах, отличаются качеством?», % от опрошенных, совершавших покупки детских товаров 43
Рис. 26. «Согласны ли Вы, что детские товары отечественного производства обладают высоким качеством?», % от опрошенных, совершавших покупки детских товаров 44
Рис. 27. «Согласны ли Вы, что детские товары, произведенные в странах Юго-Восточной Азии, обладают низким качеством?», % от опрошенных, совершавших покупки детских товаров 44
Рис. 28. Рейтинг некоторых характеристик детского питания в зависимости от степени их воздействия на покупательское поведение, усл. ед. 45
Рис. 29. Вероятности совершения покупок детских товаров в зависимости от степени воздействия СМИ, % от респондентов, совершавших покупки детских товаров за последние полгода 46
Рис. 30. Типология респондентов в зависимости от степени воздействия СМИ, % от опрошенных, совершавших покупки детских товаров за последние полгода 47
Рис. 31. Доли рациональных покупателей, % от опрошенных покупателей детских товаров СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПОЛА 47
Рис. 32. Доли рациональных покупателей в зависимости от семейного положения, % от опрошенных покупателей детских товаров СООТВЕТСТВУЮЩЕГО СЕМЕЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ 48
Рис. 33. Доли рациональных покупателей в зависимости от места проживания, % от опрошенных покупателей детских товаров, проживающих в СООТВЕТСТВУЮЩИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗОНАХ 48
Рис. 34. Доли рациональных покупателей в зависимости от их среднемесячного дохода на одного члена семьи, % от опрошенных покупателей детских товаров, имеющих соответствующий уровень СРЕДНЕМЕСЯЧНОГО ДОХОДА их семьи 49
Рис. 35. Доли рациональных покупателей в зависимости возраста, % от опрошенных покупателей детских товаров СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ВОЗРАСТА 49
Рис. 36. Доли рациональных покупателей в зависимости от количества их детей, % от опрошенных покупателей детских товаров, имеющих соответствующее КОЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ 49
Рис. 37. Доли покупателей, отрицающих рекламу, % от опрошенных покупателей детских товаров СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПОЛА 50
Рис. 38. Доли покупателей, отрицающих рекламу, в зависимости от семейного положения, % от опрошенных покупателей детских товаров СООТВЕТСТВУЮЩЕГО СЕМЕЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ 50
Рис. 39. Доли покупателей, отрицающих рекламу, в зависимости от места проживания, % от опрошенных покупателей детских товаров, проживающих в СООТВЕТСТВУЮЩИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗОНАХ 51
Рис. 40. Доли покупателей, отрицающих рекламу, в зависимости от уровня их дохода, % от опрошенных покупателей детских товаров, имеющих соответствующий уровень СРЕДНЕМЕСЯЧНОГО ДОХОДА НА СЕМЬЮ 51
Рис. 41. Доли покупателей, отрицающих рекламу, в зависимости от их возраста, % от опрошенных покупателей детских товаров СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ВОЗРАСТА 52
Рис. 42. Доли покупателей, отрицающих рекламу, в зависимости от количества их детей, % от опрошенных покупателей детских товаров, имеющих соответствующее КОЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ 52
Рис. 43. Доли покупателей, подверженных влиянию рекламы, % от опрошенных покупателей детских товаров СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПОЛА 53
Рис. 44. Доли покупателей, подверженных влиянию рекламы, в зависимости от семейного положения, % от опрошенных покупателей детских товаров СООТВЕТСТВУЮЩЕГО СЕМЕЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ 53
Рис. 45. Доли покупателей, подверженных влиянию рекламы, в зависимости от места их проживания, % от опрошенных покупателей детских товаров, проживающих в СООТВЕТСТВУЮЩИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗОНАХ 54
Рис. 46. Доли покупателей, подверженных влиянию рекламы, в зависимости от уровня их дохода, % от опрошенных покупателей детских товаров, имеющих соответствующий уровень СРЕДНЕМЕСЯЧНОГО ДОХОДА на ОДНОГО члена семьи 54
Рис. 47. Доли покупателей, подверженных влиянию рекламы, в зависимости от их возраста, % от опрошенных покупателей детских товаров СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ВОЗРАСТА 55
Рис. 48. Доли покупателей, подверженных влиянию рекламы, в зависимости от количества их детей, % от опрошенных покупателей детских товаров, имеющих соответствующее КОЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ 55
Рис. 49. Вероятности совершения покупок детских товаров в зависимости от рекомендаций знакомых / друзей, % от респондентов, совершавших покупки детских товаров за последние полгода 56
Рис. 50. Типология респондентов в зависимости от их степени влияния мнения друзей и знакомых на их покупательское поведение, % от опрошенных покупателей детских товаров 56
Рис. 51. Доли покупателей, не восприимчивых к мнению друзей или знакомых, в зависимости от их пола, % от опрошенных покупателей детских товаров СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПОЛА 57
Полный список иллюстраций смотрите в демо-версии отчета.