За прошедший год сформировалась новая волна спроса на оценочные услуги. Главные драйве-ры роста – благоприятная конъюнктура на рынке кредитования и сделок с собственностью, а также
крупные комплексные проекты
Результаты очередного, седьмого, рейтинга оценочных компаний показывают, что для рынка
складывается весьма благоприятная конъюнктура. Повышение деловой активности приводит к уве -личению роста числа и объемов сделок между компаниями и в итоге – к росту спроса на оценку,
близкому к докризисным показателям. По сопоставимым данным, объем общей выручки участни -ков рейтинга за 2011 год увеличился на 23% и составил 10 млрд рублей.
По данным участников рейтинга, число отчетов по оценке за 2011 год – 156,086 тыс. против
124,372 тыс. годом ранее, а завершить год с положительной динамикой удалось как минимум
80 из 108 участников списка. Эта тенденция вполне совпадает с прогнозами, данными в прошлом
выпуске рейтинга. Тогда мы отмечали начальную стадию активизации рынка – годовая динамика
изменилась на 10 процентных пунктов, достигнув 14% (см. «Удовлетворительная оценка» в журна -ле «Эксперт» № 25 за 2011 год).
Рост рынка свидетельствует о повышении роли оценщика в экономических процессах. Становится
очевидным, что без услуг оценщиков отечественный бизнес и в некоторых случаях граждане просто
не могут обойтись. Практически все опрошенные нами участники рейтинга среди основных факто -ров развития отметили рост рынков слияний и поглощений, залогового кредитования и ипотеки, а
также переход отечественных компаний на МСФО и участившееся привлечение оценщиков в каче -стве экспертов в судопроизводстве. Такой конъюнктуре и такому спросу можно только позавидовать.
Все это позитивно сказывается на рынке, но с одной оговоркой: оценщикам все так же прихо-дится работать в условиях действия Закона о государственных закупках, и это ограничивает оборо -ты участников рейтинга. Сложно предположить, насколько рынок прибавит в объемах, если работа
с крупнейшим заказчиком, государством, будет выполняться по расценкам для частого сектора.
— Каким был 2022 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию?
Количество самозанятых, которое в конце 2022 года составляло около 6,5 млн. чел., уже приближается к значению 10 млн. При этом самозанятые могут работать с клиентами через специальное приложение «Мой налог», разработанное ФНС. Однако осуществлять нужные для работы операции – выставлять чеки клиентам, оплачивать налоги, просматривать информацию по доходам – можно и другим способом, с помощью интернет-банков или мобильных банков, где самозанятые являются клиентами как физические лица, а также с помощью личных кабинетов других похожих сервисов.
Объем выручки компаний, работающих на рынке розничной торговли в сегменте косметики и средств личной гигиены в России, в 2000-х и 2010-х годах уверенно рос. За период с 2005 по 2018 годы совокупный объем продаж отрасли ежегодно увеличивался (в среднем – на 18-19% ежегодно). Лишь в 2019 году продажи сократились (-10,7%). В последующем ситуация начала улучшаться, даже в «коронавирусном» 2020 году спад составил лишь около 6%, а восстановительный рост отрасли по итогам 2021 года (+29,9%) оказался более заметным, чем приросты в последние несколько лет.