Несмотря на то, что потенциальный объем рынка страхования гражданской ответственности застройщиков в 2014–2015 годах может составить от 5 до 8 млрд рублей в год, страховщики не готовы активно осваивать этот рынок, говорится в исследовании «Обязательное страхование ответственности застройщиков: ненужный рынок», подготовленном рейтинговым агентством «Эксперт РА». Вместе с тем, основным механизмом страхования рисков застройщиков, по мнению аналитиков, станут общества взаимного страхования (ОВС).
С 1 января 2014 года вступил в силу закон об обязательном страховании ответственности застройщиков. Теперь при привлечении средств граждан застройщик обязан иметь банковскую гарантию либо полис, выданный обществом взаимного страхования или страховой компанией. Однако ввиду высокой стоимости доля банковских гарантий на рынке будет незначительной.
Согласно исследованию, развитие рынка сдерживают сложности с оценкой рисков и высокие лимиты ответственности. «Затруднения с оценкой рисков связаны с недобросовестным поведением застройщиков. Российский рынок долевого строительства непрозрачен, и на нем практически отсутствуют механизмы регулирования. Также развитию рынка препятствуют высокая рискованность самих строительных проектов, зависящая от таких факторов, как финансовое состояние застройщика, экономическая ситуация в стране, своевременное получение разрешений на строительство и прочее», - подчеркивает директор по страховым рейтингам «Эксперт РА» Алексей Янин. В таких условиях, страховщики столкнутся с невозможностью оценить вероятность наступления страхового события, а значит, рассчитать тариф. Кроме того, еще одним препятствием являются слишком высокие лимиты ответственности, которые к тому же невозможно перестраховать за рубежом.
Делить новый рынок будут ОВС и ненадежные страховщики, считают аналитики «Эксперт РА». Общества взаимного страхования смогут взять на себя подавляющую долю этого рынка. Однако их услуги на выгодных условиях будут доступны не всем застройщикам. Те же компании, которые не вступят в ОВС, обратятся за услугами к страховым компаниям. Согласно проведенному опросу «Эксперт РА» среди крупнейших страховщиков рынка СМР крупные игроки, ввиду высокой рискованности и непрозрачности сегмента, не планируют активно работать с этим видом страхования. При этом существует угроза, что на рынок выйдут небольшие компании, не обладающие необходимой ликвидностью, высококачественными активами и достаточным уровнем надежности. В таком случае, первый же страховой случай может привести к банкротству такой страховой компании.
— Каким был 2022 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию?
Количество самозанятых, которое в конце 2022 года составляло около 6,5 млн. чел., уже приближается к значению 10 млн. При этом самозанятые могут работать с клиентами через специальное приложение «Мой налог», разработанное ФНС. Однако осуществлять нужные для работы операции – выставлять чеки клиентам, оплачивать налоги, просматривать информацию по доходам – можно и другим способом, с помощью интернет-банков или мобильных банков, где самозанятые являются клиентами как физические лица, а также с помощью личных кабинетов других похожих сервисов.
Объем выручки компаний, работающих на рынке розничной торговли в сегменте косметики и средств личной гигиены в России, в 2000-х и 2010-х годах уверенно рос. За период с 2005 по 2018 годы совокупный объем продаж отрасли ежегодно увеличивался (в среднем – на 18-19% ежегодно). Лишь в 2019 году продажи сократились (-10,7%). В последующем ситуация начала улучшаться, даже в «коронавирусном» 2020 году спад составил лишь около 6%, а восстановительный рост отрасли по итогам 2021 года (+29,9%) оказался более заметным, чем приросты в последние несколько лет.