В условиях замедления кредитования МСБ банки делают акцент на рост комиссионных доходов за счет комплексных тарифов и пытаются привлечь малый бизнес упрощенным порядком получения ссуд в рамках кредитных фабрик, говорится в исследовании «Кредитование малого и среднего бизнеса в России: тотальный банкинг», подготовленном рейтинговым агентством «Эксперт РА». За 2012 год портфель кредитов МСБ вырос на 17% (до 4,5 трлн рублей) против 19% и 22% годом и двумя ранее. Это заметно выше результатов кредитования крупного бизнеса (+11%), однако более чем в два раза отстает от динамики розничного сегмента (+39%).
«Портфели банков, работающих с МСБ по комплексным тарифам, показали темп прироста в 30% против 17 по рынку в целом. Число клиентов, выбравших тарифы комплексного обслуживания МСБ, выросло за 2012 год более чем на треть, – отмечает Станислав Волков, руководитель отдела рейтингов кредитных институтов «Эксперта РА». – В 2012 году число расчетных счетов МСБ в банках с комплексным подходом выросло на 40%, число депозитных счетов – практически удвоилось. Такие тарифы – это то, что могут предложить крупные банки взамен индивидуального подхода небольших кредитных организаций».
По мнению аналитиков рейтингового агентства «Эксперт РА», новации в регулировании будут стимулировать банки к более активному кредитованию малого бизнеса за счет кредитных фабрик (поточных микрокредитов) и работы с МСБ по комплексным тарифам. Среди новаций в регулировании – ужесточение требований к резервированию по розничным кредитам и изменения в расчете Н1, которые будут давить как на кредитование среднего и крупного бизнеса, так и на вложения в ценные бумаги.
Возросшая активность банков в развитии кредитных фабрик сделала портфель ссуд МСБ еще более краткосрочным. Во 2 полугодии 2012 года продолжилось вытеснение «длинных» кредитов под инвестпроекты более «коротким» финансированием. В результате доля ссуд срочностью до 12 месяцев составила около 62% (против 56% годом ранее), а в отраслевой структуре выросла доля кредитов торговым предприятиям. Часть спроса МСБ на «длинные» ресурсы смогли удовлетворить лизинговые компании. По итогам 2012 года доля субъектов МСБ в общем объеме нового бизнеса лизинговых компаний выросла на 6 п. п. (с 28,5 до 34,8%).
По прогнозу аналитиков «Эксперта РА», портфель кредитов МСБ вырастет на 15-17% по итогам 2013 года. Кредитование среднего бизнеса будет постепенно набирать обороты по мере увеличения числа предприятий с кредитными рейтингами (учитываются рейтинги «А» и выше по шкале «Эксперта РА»). Однако не стоит ждать стремительного увеличения динамики кредитования МСБ: организация кредитной фабрики требует от банков значительных инвестиций, а масштабы господдержки все еще не превышают 5% рынка.
На рынке стоматологических услуг в России, который – даже с учетом спада в ковидном 2020 году – за последнее десятилетие рос в среднем на 15% ежегодно, продолжает увеличиваться количество услуг, предлагаемых клиентам. Исследование «AnalyticResearchGroup» показало, какие ключевые услуги и врачи каких специализаций доступны в стоматологических клиниках в России. Было проанализировано предложение более чем 21 тыс. клиник, работающих в крупных российских городах. Анализ услуг проведен на основе данных, которые организации указали в своих профилях в геоинформационной системе «2ГИС», по состоянию на конец октября прошлого года.
По данным исследования ГидМаркет с 2019 г. валовая рентабельность отрасли аренды спецтехники находится ниже рентабельности всех отраслей экономики, однако показатель растет. По оценке ГидМаркет, в 2023 г. валовая рентабельность отрасли составила 21,4%, увеличившись относительно 2022 г. на 6,0 п. п.
По данным «Анализа рынка образовательных технологий (EdTech) в России», подготовленного BusinesStat в 2024 г, в 2019-2023 гг российский рынок образовательных технологий увеличился более чем в 3 раза: с 35 до 118 млрд руб. Рынок трансформировался вслед за общим технологическим развитием и расширялся в ответ на меняющиеся потребности рынка труда. Заинтересованные в трудоустройстве или смене профессии потребители выбирали EdTech-сервисы с целью получения навыков, востребованных работодателями. Компании, в свою очередь, стали воспринимать выпускников онлайн-школ как полноправных соискателей.