По оценкам BusinesStat, в 2020-2024 гг продажи клубники в России увеличились на 33%: со 135 до 180 тыс т.
Одним из факторов роста продаж клубники послужило увеличение численности приверженцев здорового и экологически чистого питания среди россиян. Если раньше многие выбирали в качестве перекуса фастфуд, то в последние годы на смену ему пришли овощи, фрукты и ягоды. В ответ торговые сети запускали собственные линейки органических и диетических продуктов, а также продуктов для вегетарианцев, спрос на которые постепенно увеличивался.
Существенное влияние на рост рынка также оказывает увеличение продаж клубники для общепита и промышленной переработки. Клубника идет под заморозку, изготовление сублимированных ягод, используется для приготовления джемов, компотов, напитков, детского питания, кондитерских изделий и готовых блюд.
Согласно рекомендациям Минздрава, норма потребления ягод на одного человека составляет 13 кг в год. Реальный уровень потребления ягод в России пока еще далек от нормативного, что создает возможности для дальнейшего увеличения продаж клубники.
«Анализ рынка клубники в России», подготовленный BusinesStat, включает важнейшие данные, необходимые для понимания текущей конъюнктуры рынка и оценки перспектив его развития:
В обзоре представлены финансовые рейтинги крупнейших производителей свежей клубники: Авангард, Агрокомбинат «Московский», Агрокультура Групп, Агроном, Агрофирма имени 15 лет октября, Виктория-92, Вкус Ставрополья, ОстрогожскСадПитомник, Совхоз имени Ленина, Тепличный комбинат «Майский» имени И. Г. Ганиева и др.
Приведены рейтинги:
При подготовке обзора используется официальная статистика и собранные данные.
Информация профильных ведомств:
Информация, собранная BusinesStat:
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ОБЗОРА РЫНКА
КЛАССИФИКАЦИЯ КЛУБНИКИ
СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ КЛУБНИКИ
Спрос
Предложение
Баланс спроса и предложения
ПРОДАЖИ КЛУБНИКИ
Натуральные продажи
Стоимостные продажи
Средняя цена
Численность потребителей и объем покупок
ПРОИЗВОДСТВО СВЕЖЕЙ КЛУБНИКИ
Посевные площади
Урожайность
Валовой сбор
Цена производителей
ПРЕДПРИЯТИЯ ОТРАСЛИ
Рейтинги предприятий отрасли (юрлиц)
ПРОФИЛИ ВЕДУЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТРАСЛИ
ООО «Агрокультура Групп»
ООО «Тепличный комбинат «Майский» им. И. Г. Ганиева
ООО «Авангард»
ПАО «Агрокомбинат «Московский»
ЗАО «Агрофирма имени 15 лет октября»
ЭКСПОРТ И ИМПОРТ КЛУБНИКИ
Баланс экспорта и импорта
Натуральный экспорт
Стоимостный экспорт
Цена экспорта
Натуральный импорт
Стоимостный импорт
Цена импорта
РЕЙТИНГИ УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Натуральный объем
Стоимостный объем
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОТРАСЛИ
1. Выращивание многолетних культур
2. Выращивание прочих плодовых и ягодных культур
Таблица 1. Спрос на свежую клубнику в России в 2020-2024 гг (тыс т)
Таблица 2. Прогноз спроса на свежую клубнику в России в 2025-2029 гг (тыс т)
Таблица 3. Продажи и экспорт свежей клубники в России в 2020-2024 гг (тыс т)
Таблица 4. Прогноз продаж и экспорта свежей клубники в России в 2025-2029 гг (тыс т)
Таблица 5. Предложение свежей клубники в России в 2020-2024 гг (тыс т)
Таблица 6. Прогноз предложения свежей клубники в России в 2025-2029 гг (тыс т)
Таблица 7. Производство, импорт и складские запасы свежей клубники в России в 2020-2024 гг (тыс т)
Таблица 8. Прогноз производства, импорта и складских запасов свежей клубники в России в 2025-2029 гг (тыс т)
Таблица 9. Баланс спроса и предложения свежей клубники с учетом складских запасов в России в 2020-2024 гг (тыс т)
Таблица 10. Прогноз баланса спроса и предложения свежей клубники с учетом складских запасов в России в 2025-2029 гг (тыс т)
Таблица 11. Продажи свежей клубники в России в 2020-2024 гг (тыс т)
Таблица 12. Прогноз продаж свежей клубники в России в 2025-2029 гг (тыс т)
Таблица 13. Продажи свежей клубники в России в 2020-2024 гг (млн руб)
Таблица 14. Прогноз продаж свежей клубники в России в 2025-2029 гг (млн руб)
Таблица 15. Средняя цена свежей клубники в России в 2020-2024 гг (руб за кг)
Таблица 16. Прогноз средней цены свежей клубники в России в 2025-2029 гг (руб за к; %г)
Таблица 17. Численность потребителей свежей клубники в России в 2020-2024 гг (млн чел)
Таблица 18. Прогноз численности потребителей свежей клубники в России в 2025-2029 гг (млн чел)
Таблица 19. Доля потребителей свежей клубники от населения в России в 2020-2024 гг (%)
Таблица 20. Прогноз доли потребителей свежей клубники от населения в России в 2025-2029 гг (%)
Таблица 21. Уровень потребления и средние затраты на покупку свежей клубники в России в 2020-2024 гг (кг в год; руб в год; %)
Таблица 22. Прогноз уровня потребления и средних затрат на покупку свежей клубники в России в 2025-2029 гг (кг в год; руб в год; %)
Таблица 23. Посевные площади клубники в России в 2020-2024 гг (тыс га)
Таблица 24. Прогноз посевных площадей клубники в России в 2025-2029 гг (тыс га)
Таблица 25. Урожайность клубники в России в 2020-2024 гг (ц/га)
Таблица 26. Прогноз урожайности клубники в России в 2025-2029 гг (ц/га)
Таблица 27. Валовой сбор клубники в России в 2020-2024 гг (тыс т)
Таблица 28. Прогноз валового сбора клубники в России в 2025-2029 гг (тыс т)
Таблица 29. Цена производителей свежей клубники в России в 2020-2024 гг (руб за кг)
Таблица 30. Прогноз цены производителей свежей клубники в России в 2025-2029 гг (руб за кг)
Таблица 31. Рейтинг предприятий отрасли по выручке от продаж в 2023 г (млн руб)
Таблица 32. Рейтинг предприятий отрасли по прибыли от продаж в 2023 г (млн руб)
Таблица 33. Рейтинг предприятий отрасли по рентабельности продаж в 2023 г (%)
Таблица 34. Баланс экспорта и импорта свежей клубники в России в 2020-2024 гг (тыс т)
Таблица 35. Прогноз баланса экспорта и импорта свежей клубники в России в 2025-2029 гг (тыс т)
Таблица 36. Экспорт свежей клубники из России в 2020-2024 гг (тыс т)
Таблица 37. Прогноз экспорта свежей клубники из России в 2025-2029 гг (тыс т)
Таблица 38. Экспорт свежей клубники по странам мира из России в 2020-2024 гг (тыс т)
Таблица 39. Экспорт свежей клубники из России в 2020-2024 гг (млн долл)
Таблица 40. Прогноз экспорта свежей клубники из России в 2025-2029 гг (млн долл)
Таблица 41. Экспорт свежей клубники по странам мира из России в 2020-2024 гг (млн долл)
Таблица 42. Цена экспорта свежей клубники из России в 2020-2024 гг (долл за кг)
Таблица 43. Прогноз цены экспорта свежей клубники из России в 2025-2029 гг (долл за кг)
Таблица 44. Цена экспорта свежей клубники по странам мира из России в 2020-2024 гг (долл за кг)
Таблица 45. Импорт свежей клубники в Россию в 2020-2024 гг (тыс т)
Таблица 46. Прогноз импорта свежей клубники в Россию в 2025-2029 гг (тыс т)
Таблица 47. Импорт свежей клубники по странам мира в Россию в 2020-2024 гг (тыс т)
Таблица 48. Импорт свежей клубники в Россию в 2020-2024 гг (млн долл)
Таблица 49. Прогноз импорта свежей клубники в Россию в 2025-2029 гг (млн долл)
Таблица 50. Импорт свежей клубники по странам мира в Россию в 2020-2024 гг (тыс долл)
Таблица 51. Цена импорта свежей клубники в Россию в 2020-2024 гг (долл за кг)
Таблица 52. Прогноз цены импорта свежей клубники в Россию в 2025-2029 гг (долл за кг)
Таблица 53. Цена импорта свежей клубники по странам мира в Россию в 2020-2024 гг (долл за кг)
Таблица 54. Рейтинг экспортеров свежей клубники по объему поставок из России в 2023 г (т)
Таблица 55. Рейтинг зарубежных получателей свежей клубники по объему поставок из России в 2023 г (т)
Таблица 56. Рейтинг импортеров свежей клубники по объему поставок в Россию в 2023 г г (т)
Таблица 57. Рейтинг зарубежных поставщиков свежей клубники по объему поставок в Россию в 2023 г (т)
Таблица 58. Рейтинг экспортеров свежей клубники по объему поставок из России в 2023 г (тыс долл)
Таблица 59. Рейтинг зарубежных получателей свежей клубники по объему поставок из России в 2023 г (тыс долл)
Таблица 60. Рейтинг импортеров свежей клубники по объему поставок в Россию в 2023 г (тыс долл)
Таблица 61. Рейтинг зарубежных поставщиков свежей клубники по объему поставок в Россию в 2023 г (тыс долл)
Таблица 62. Выручка от продаж в 2020-2024 гг (млрд руб)
Таблица 63. Коммерческие и управленческие расходы в 2020-2024 гг (млрд руб)
Таблица 64. Себестоимость в 2020-2024 гг (млрд руб)
Таблица 65. Прибыль от продаж в 2020-2024 гг (млрд руб)
Таблица 66. Экономическая эффективность в 2020-2024 гг (%)
Таблица 67. Инвестиции в отрасль в 2020-2024 гг (тыс руб)
Таблица 68. Численность работников отрасли в 2020-2024 гг (тыс чел)
Таблица 69. Средняя зарплата в отрасли в 2020-2024 гг (тыс руб в год)
Таблица 70. Выручка от продаж в 2020-2024 гг (млрд руб)
Таблица 71. Коммерческие и управленческие расходы в 2020-2024 гг (млрд руб)
Таблица 72. Себестоимость в 2020-2024 гг (млрд руб)
Таблица 73. Прибыль от продаж в 2020-2024 гг (млрд руб)
Таблица 74. Экономическая эффективность в 2020-2024 гг (%)
Таблица 75. Инвестиции в отрасль в 2020-2024 гг (млн руб)
Поддержку развитию рынка доставки оказала растущая потребительская уверенность, чему способствует увеличение доходов россиян. Динамичное развитие рынка обеспечивают и изменения, наблюдаемые в потребительском поведении. Питание готовой едой становится частью повседневной жизни россиян. На фоне высокой занятости и ускоряющихся темпов жизни в мегаполисах россияне чаще отказываются от самостоятельной готовки, отдавая предпочтение готовой еде в службах доставки и кулинарии из магазинов.
― Каким был 2023 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию?
Маркетплейсы остаются главной движущей силой интернет-торговли в России. Объем трат на этих платформах увеличился на 50% по сравнению с 2022 годом, что подчеркивает растущий интерес потребителей к онлайн-покупкам.
Ведущие площадки, такие как «МЕГА МАРКЕТ», «Wildberries» и «Ozon», стали лидерами по приросту количества транзакций (в 1,6–4,3 раза). Особенно впечатляющие результаты показал «МЕГА МАРКЕТ», где число транзакций выросло более чем в 4 раза.
Рост популярности этих платформ сопровождается увеличением количества селлеров. На «Ozon» за 11 месяцев 2023 года их число увеличилось на 67%, на «Яндекс.Маркете» – на 73%, на «МЕГА МАРКЕТ» - на 95%. Однако не все платформы показали положительную динамику: на «AliExpress» и «KazanExpress» наблюдалось сокращение числа продавцов на 27% и 7% соответственно.
Покупатели все чаще выбирают маркетплейсы за удобство, широкий ассортимент и скорость доставки. Основные категории покупок включают одежду, обувь, косметику и технику. В то же время средний чек на маркетплейсах незначительно снизился до 1 789 рублей в 2023 году.
Подробная информация о динамике и перспективах развития рынка представлена в исследовании «AnalyticResearchGroup «Интернет-торговля в России: маркетплейсы. Февраль, 2024».