Адаптация данного бизнес-плана возможна под любой проект на территории России, Украины и стран СНГ
***
Идея проекта: создание и развитие центра медитации с возможностью проживания и питания, организация экскурсий и туров.
Предпосылки для успешной реализации проекта:
Услуги проекта:
1. Ежемесячное проведение ретритов.
2. Услуги размещения гостей в номерах.
3. Услуги общественного питания.
4. Сдача в аренду коммерческое недвижимости общей площадью 87 кв. м.
5. Прочие услуги:
Рыночная ситуация:
1. За 9 месяцев 2021 г. населению *** оказано платных услуг населению по типу «Туристические агентства, туроператоры и прочие услуги по бронированию и сопутствующие им услуги» на сумму *** млн. руб., это на ***% выше показателей предыдущего периода в 2020 г. Сфера оказания услуг по виду «Гостиницы и аналогичные услуги по предоставлению временного жилья» выросла на ***% за год, а объем рынка услуг «Специализированные коллективные средства размещения (включая санаторно-курортные организации)» оценивается в *** млн. руб. (+***% к аналогичному периоду 2020 г.).
2. Санаторно-курортные организации оказали услуг населению на сумму в *** млн. руб. за 3 квартала 2021 г. Этот показатель ниже значения 2020 г. на ***%.
3. В общей структуре рынка доля рассмотренных направлений составляет ***%.
4. Основная целевая аудитория по проекту – это взрослые люди (40-50 лет) с уровнем доходов средний и выше среднего.
5. Общее количество потенциальной аудитории, проживающих в ***, составляет *** человек.
6. Общее количество целевой аудитории по проекту с учетом туристических потоков составляет *** человек.
Финансовые показатели проекта:
Показатель |
Ед. изм. |
Значение |
Необходимые инвестиции |
тыс. руб. |
19 834 |
NPV |
тыс. руб. |
*** |
Индекс прибыльности (PI) |
раз |
1,99 |
IRR |
% |
*** |
Срок окупаемости |
мес. |
38 |
Дисконтированный срок окупаемости |
мес. |
*** |
Выдержки из исследования
Оценка объема рынка
Согласно Прогнозу социально-экономического развития *** на 2022 год и на период до 2024 года в 2021 году, по оценке, среднегодовая численность населения снизится по сравнению с уровнем 2020 года на *** % и составит *** тыс. человек. Доминирующей причиной сокращения численности населения продолжает являться миграционный отток населения из ***. Значение показателя миграционной убыли в 2021 году ожидается на уровне *** тыс. человек.
Основными причинами миграции в регионе остаются сложные природно-климатические условия, не отвечающие современным требованиям показатели жизни населения (экономическая активность, настроения и ожидания, реальные доходы и расходы, обеспеченность комфортным жильем), качество условий жизни и обеспечивающей инфраструктуры в регионе (социальной, транспортной и другой).
С целью удержания уровня рождаемости в *** реализуются региональные проекты «Финансовая поддержка семей с детьми» и «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей до трех лет» в рамках национального проекта «Демография». Мероприятия данных проектов содержат системные меры социальной поддержки семей с детьми (повышение уровня доходов семей с детьми), направленные на рост числа рождений вторых и последующих детей, дают возможность женщине совмещать трудовую деятельность с семейными обязанностями. Кроме того, проект содержит мероприятия по увеличению доступности восстановления репродуктивного здоровья.
Благодаря этим мерам в 2021 году ожидается сохранение общего и суммарного коэффициентов рождаемости (*** родившихся на 1000 человек населения и *** рожденных детей на 1 женщину соответственно) на уровне 2020 года. В среднесрочный период общий коэффициент рождаемости ожидается на уровне *** родившихся на 1000 человек населения (в консервативном и базовом вариантах соответственно). Главная причина отсутствия масштабного роста показателя заключается в уменьшении численности женщин фертильного возраста, в том числе за счет миграционных процессов.
Согласно Докладу «Социально-экономическое положение ***» за январь-август 2021 г. в августе 2021 г. оборот общественного питания составил *** млрд. руб., что в сопоставимых ценах на ***% больше, чем в августе 2020 г., в январе-августе 2021г. – *** млрд. руб., или ***% к уровню соответствующего периода предыдущего года.
Объем рынка в 2020 г. составил *** млрд. руб. При сохранении тенденций за 3 квартала 2021 г. ожидаемый оборот данного сегмента рынка превысит отметку в *** млрд. руб. и составит *** млрд. руб.
В августе 2021 г., по предварительным данным, населению было оказано платных услуг на сумму *** млрд. руб., что в сопоставимых ценах на ***% меньше, чем в августе 2020 г., в январе-августе 2021 г. – на *** млрд. руб., или ***% к уровню соответствующего периода предыдущего года. При сохранении тенденций развития рынка по результатам 3-х кварталов 2021 г. суммарный объем рынка превысит *** млрд. руб. и составит *** млрд. руб.
Результаты деятельности за период «январь – август» 2021 г. показаны в таблице ниже:
Таблица 11. Объем рынка по проекту, млн. руб.
***
Структура и тенденции рынка
Структура основных предполагаемых услуг комплекса в общем объеме рынка платных услуг населению в *** показана на диаграмме ниже. За 9 месяцев 2021 г. населению *** оказано платных услуг населению по типу «Туристические агентства, туроператоры и прочие услуги по бронированию и сопутствующие им услуги» на сумму *** млн. руб., это на ***% выше показателей предыдущего периода в 2020 г. Сфера оказания услуг по виду «Гостиницы и аналогичные услуги по предоставлению временного жилья» выросла на ***% за год, а объем рынка услуг «Специализированные коллективные средства размещения (включая санаторно-курортные организации)» оценивается в *** млн. руб. (+***% к аналогичному периоду 2020 г.).
Санаторно-курортные организации оказали услуг населению на сумму в *** млн. руб. за 3 квартала 2021 г. Этот показатель ниже значения 2020 г. на ***%.
В общей структуре рынка доля рассмотренных направлений составляет ***%.
Диаграмма 1. Структура рынка, в % от общего объема в денежном выражении
***
В августе 2021г. индекс потребительских цен на услуги населению составил ***%. Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения в среднем по республике в августе 2021г. составила *** руб. в расчете на месяц.
Целевая аудитория и основные сегменты потребления
Основная целевая аудитория по проекту – это взрослые люди (40-50 лет) с уровнем доходов средний и выше среднего. Целесообразно рассчитать количество жителей в ***, которые могут воспользоваться услугами создаваемого центра. Во второй части подраздела рассмотрим развитие туристической сферы региона, а также туристические потоки в Республику.
По данным пресс-службы регионального министерства культуры, туризма и архивного дела, пандемия внесла значительные коррективы в развитие отрасли туризма в 2020 году. В целом по Республике поток туристов сократился на ***%.
На развитие въездного и внутреннего туризма в регионе из бюджета *** в 2021 году предусмотрено около *** миллионов рублей.
По данным онлайн-ресурса «КомиОнлайн» посещаемость парка «***» в 2020 году снизилась на 3% и составила *** человек. Через *** район его посетили *** человека, *** район – ***, *** район – ***.
Самым популярными маршрутами были сплавы по рекам ***, а также восхождения на вершины гор ***. Большой популярностью пользовались туры выходного дня в гостевой дом в поселке ***, турбазы на переправе реки ***. Основные виды передвижения на маршрутах: сплавы на лодках и катамаранах, пешие походы и снегоходные туры.
По информации дирекции национального парка, в 2021 году планируют обустроить приют, баню, беседку с кострищем на стоянке «***» на реке ***. Еще одну баню хотят построить на стоянке «***» на реке ***. Также собираются оборудовать информационные аншлаги на экотропе на гору *** и улучшить стоянки по маршруту «***». Смотровую площадку рассчитывают обустроить в районе переправы через реку ***, а приют – на стоянке «***». Данные мероприятия благоприятно повлияют на развитие рассматриваемого проекта.
Общее количество целевой аудитории по проекту составляет *** человек.
Описание текущей и прогнозной доли рынка
Рассчитать текущую долю рынка невозможно из-за отсутствия текущей деятельности по создаваемому комплексу. При выходе на полную загрузку проекта в 2024 г. ориентировочная доля рынка проекта в *** составит по:
• рынку общественного питания – ***%;
• всем остальным видам услуг – ***%.
Перечень таблиц, диаграмм, рисунков |
4 |
Резюме |
8 |
1. Описание проекта |
13 |
1.1. Стадии проекта |
13 |
1.2. Описание проекта. |
13 |
1.3. Целевая аудитория и основные сегменты потребления. |
16 |
1.4. Описание региона реализации проекта. |
18 |
1.5. Описание планируемых результатов. |
20 |
1.6. Примерная себестоимость и ее составляющие. |
21 |
1.7. Модель получения дохода от продажи продукта/услуг. |
21 |
1.8. Дальнейшее развитие проекта. |
22 |
1.9. Предполагаемый объем продаж. |
22 |
2. Анализ рынка предлагаемого к разработке продукта проекта |
26 |
2.1. Общее описание целевого рынка. |
26 |
2.2. Оценка объема рынка. |
27 |
2.3. Структура и тенденции рынка. |
29 |
2.4. Сравнительный анализ основных продуктов-конкурентов. |
30 |
2.5. Описание текущей и прогнозной доли рынка. |
31 |
2.6. Основные компании-конкуренты на рынке, потенциал импортозамещения продукта и планируемая доля замещения импорта компанией. |
32 |
3. Маркетинговый план |
38 |
4. Организационный план |
43 |
4.1. Структура управления. |
43 |
4.2. Необходимые кадровые ресурсы. |
44 |
4.3. Описание основных этапов проекта. |
44 |
5. Финансовый план |
47 |
5.1. План производства/сбыта, динамика по годам |
47 |
5.2. Профиль цен на товары/услуги, динамика по годам |
53 |
5.3. Профиль производственных затрат, динамика по годам |
56 |
5.4. Прогноз отчета о прибылях и убытках |
58 |
5.5. Прогноз отчета о движении денежных средств |
62 |
5.6. Баланс (или расчет основных балансовых показателей) |
65 |
5.7. Бюджет капитальных вложений |
67 |
5.8. Собственный оборотный капитал |
69 |
5.9. Экономические показатели проекта |
71 |
5.10. Финансирование проекта |
76 |
5.11. Резюме по финансовому разделу проекта |
78 |
6. Оценка рисков и управление рисками |
81 |
6.1. Подготовка карты рисков проекта |
81 |
6.2. Рыночные риски |
83 |
6.3. Операционные риски |
85 |
6.4. Финансовые риски |
89 |
7. Условия участия финансовых организаций и основных инвесторов |
91 |
7.1. Схема участия |
91 |
7.2. Сроки, стоимость и объемы финансирования |
91 |
7.3. Обеспечение исполнения обязательств Заявителя по источникам финансирования (описание предполагаемых залогов/поручительств/гарантий) |
92 |
8. Выводы |
93 |
8.1. Предварительная оценка бизнеса (модель Гордона) |
93 |
ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИИ «VTSConsulting» |
96 |
Диаграммы |
|
Диаграмма 1. Структура рынка, в % от общего объема в денежном выражении |
30 |
Диаграмма 2. График вложения в проект капитальных инвестиций, тыс. руб. |
45 |
Диаграмма 3. Распределение участников ретритов, в % от общего количества |
47 |
Диаграмма 4. Средняя загрузка номерного фонда создаваемого комплекса, % от максимальной за период |
49 |
Диаграмма 5. Чистая прибыль (убыток) по проекту, 2022 – 2 мес. 2032 гг., тыс. руб. |
60 |
Диаграмма 6. Чистая прибыль (убыток)/EBITDA по проекту, 2022 – 2 мес. 2032 гг., тыс. руб. |
61 |
Диаграмма 7. График капитальных вложений в проект, тыс. руб. |
69 |
Диаграмма 8. График инвестирования в проект, тыс. руб., март 2022 г. – февраль 2023 г. |
77 |
|
|
Рисунки |
|
Рисунок 1. Структура используемых каналов маркетинговых коммуникаций |
39 |
Рисунок 2. Структура управления комплексом |
43 |
Рисунок 3. Сезонность цен на размещение по проекту, % от среднегодовых цен |
56 |
Рисунок 4. Денежные средства на конец периода, тыс. руб. |
64 |
Рисунок 5. Денежные потоки по проекту, тыс. руб. |
79 |
Рисунок 6. Денежные потоки для инвестора, тыс. руб. |
80 |
Рисунок 7. Динамика необходимых инвестиций при изменении стоимости услуг, тыс. руб. |
84 |
Рисунок 8. Динамика NPV при изменении стоимости продукции, тыс. руб. |
84 |
Рисунок 9. Динамика IRR при изменении стоимости продукции, % |
84 |
Рисунок 10. Динамика периода окупаемости при изменении стоимости продукции, мес. |
85 |
Рисунок 11. Динамика дисконтированного периода окупаемости при изменении стоимости продукции, мес. |
85 |
Рисунок 12. Динамика необходимых инвестиций при изменении затрат, тыс. руб. |
86 |
Рисунок 13. Динамика NPV при изменении затрат, тыс. руб. |
86 |
Рисунок 14. Динамика IRR при изменении затрат, % |
87 |
Рисунок 15. Динамика периода окупаемости при изменении затрат, мес. |
87 |
Рисунок 16. Динамика дисконтированного периода окупаемости при изменении затрат, мес. |
87 |
Рисунок 17. Расчет точки безубыточности, тыс. руб. |
89 |
Рисунок 18. Динамика NPV при изменении ставки дисконтирования, тыс. руб. |
90 |
Рисунок 19. Динамика дисконтированного периода окупаемости при изменении ставки дисконтирования, мес. |
90 |
Рисунок 20. Динамика индекса прибыльности при изменении ставки дисконтирования, мес. |
90 |
Рисунок 21. Месячные денежные потоки для инвестора, тыс. руб. |
92 |
Таблица 1. Описание продукта проекта и области его применения |
14 |
Таблица 2. Описание планируемых результатов |
20 |
Таблица 3. Свойства и технические параметры создаваемого комплекса |
20 |
Таблица 4. Примерная себестоимость и ее составляющие |
21 |
Таблица 5.Стоимость реализации основных услуг по проекту |
21 |
Таблица 6. Перечень первоначальных инвестиций в проект, руб. |
22 |
Таблица 7. Объемы предоставления всех услуг, за исключением проживания |
23 |
Таблица 8. Прогноз загрузки номерного фонда по проекту, номеро-дней (всего) |
23 |
Таблица 9. Прогноз загрузки номерного фонда по проекту, номеро-дней (занятых) |
24 |
Таблица 10. Прогноз загрузки номерного фонда по проекту (количество постояльцев), чел./год |
25 |
Таблица 11. Объем рынка по проекту, млн. руб. |
28 |
Таблица 12. Сравнительный анализ основных продуктов-конкурентов |
30 |
Таблица 13. Профиль конкурентного проекта «***» |
32 |
Таблица 14. Профиль конкурентного проекта ***» |
33 |
Таблица 15. Профиль конкурентного проекта «***» |
36 |
Таблица 16. Маркетинговые коммуникации по проекту |
38 |
Таблица 17. Задачи по реализации маркетинговой стратегии |
40 |
Таблица 18. Профиль коммерческих затрат |
42 |
Таблица 19. Необходимые кадровые ресурсы |
44 |
Таблица 20. Календарный и сетевой график реализации проекта |
44 |
Таблица 21. Сезонность загрузки номерного фонда создаваемого комплекса, % от максимальной за период |
49 |
Таблица 22. Прогноз загрузки номерного фонда по проекту, номеро-дней (всего) |
49 |
Таблица 23. Прогноз загрузки номерного фонда по проекту, номеро-дней (занятых) |
50 |
Таблица 24. Прогноз загрузки номерного фонда по проекту (количество постояльцев), чел. |
51 |
Таблица 25. План предоставления услуг по блоку ретритов и прочим направлениям, ед. изм. |
52 |
Таблица 26. Стоимость реализации услуг по проекту |
53 |
Таблица 27. Изменение цен на услуги по проекту с учетом инфляции |
54 |
Таблица 28. Сезонность цен на размещение в комплексе, % от среднегодовых цен |
56 |
Таблица 29. Профиль производственных затрат, динамика по годам, тыс. руб. |
57 |
Таблица 30. Прогнозный отчет о прибылях и убытках, 2022 – 2 мес. 2032 гг., тыс. руб. |
59 |
Таблица 31. Прогноз отчета о движении денежных средств, 2022 – 2 мес. 2032 гг., тыс. руб. |
63 |
Таблица 32. Баланс (или расчет балансовых показателей), тыс. руб. |
65 |
Таблица 33. Бюджет капитальных вложений, тыс. руб. |
68 |
Таблица 34. Норматив СОК (дней) |
70 |
Таблица 35. Расчет собственного оборотного капитала по проекту, тыс. руб. |
71 |
Таблица 36. Профиль налоговых отчислений, 2022 – 2 мес. 2032 гг., тыс. руб. |
74 |
Таблица 37. Расчет ставки дисконтирования методом WACC |
75 |
Таблица 38. График возрата денег инвестору, 2022 – 2 мес. 2032 гг., тыс. руб. |
77 |
Таблица 39. Показатели экономической эффективности по проекту |
78 |
Таблица 40. Показатели экономической эффективности для инвестора |
79 |
Таблица 41. Качественная оценка рисков по проекту |
81 |
Таблица 42. Анализ чувствительности к изменению стоимости услуг |
83 |
Таблица 43. Анализ чувствительности проекта к изменению затрат |
86 |
Таблица 44. Расчет точки безубыточности, тыс. руб. |
88 |
Таблица 45. Анализ чувствительности к изменению ставки дисконтирования |
89 |
Таблица 47. Терминальная стоимость компании (модель Гордона) |
94 |
По данным «Анализа рынка туризма в Узбекистане», подготовленного BusinesStat в 2024 г, в 2019-2023 гг объем туристического рынка Узбекистана вырос на 8,4%: с 29,9 до 32,4 млн поездок. Падение числа туристических поездок в 2020 г на фоне пандемии было полностью компенсировано ростом рынка в 2021-2023 гг.
По данным «Анализа рынка делового туризма в России», подготовленного BusinesStat в 2024 г, в 2023 г численность деловых поездок в стране выросла на 21%: с 17 до 21 млн. Уход зарубежных компаний, перестройка бизнес-процессов, построение новых экономических связей, расширение деятельности за пределами своего региона требовали от российского бизнеса большего числа деловых поездок.
По данным «Анализа рынка туризма в России», подготовленного BusinesStat в 2024 г, в 2023 г численность туристических поездок в стране увеличилась на 17%. Рынок полностью восстановился к уровню 2019 г.